Челябинский вокзал. Операция Беляши

                ОПЕРАЦИЯ «БЕЛЯШИ»



    Расслабься, читатель. Отдохни, посмейся. Вспомни свою молодость.
Вот я, в молодости был очень активным ребёнком, а позже юношей и молодым
человеком.   Не помню, чем я руководил в яслях  и садике, но в школе я был и
октябрёнком, и пионером, и комсомольцем, а позже и даже кандидатом в члены КПСС.
     Спросите, почему только кандидатом, а не членом? Это отдельная история.
отдельный рассказ.
     Ни в одной из общественных организаций я не был рядовым её членом.
Октябрёнком я был в «Красной Звёздочке», помогал инвалидам и престарелым.
В пионерах прошёл путь от звеньевого отряда до Председателя Совета Дружины.
Значительную часть своей молодости я отдал комсомолу. За 14 лет комсомольского
возраста я прошёл путь от комсорга класса, отдела и цеха на заводе, комсорга роты в Армии до Члена Горкома комсомола и заведующего отделом Райкома ВЛКСМ г.Челябинска.

     Работая в Райкоме комсомола, я по статусу заведующего отделом должен был
одновременно исполнять обязанности замполита (коммисара) оперативного
Комсомольского отряда (ОКО), созданного при райкоме ВЛКСМ. Отряд насчитывал
около 100 человек, занимался наведением общественного порядка в своём районе.
Здание райкома вечером становилось штабом ОКО. Сюда доставлялись нарушители общественного порядка, хулиганы, разная шпана и т.д.  С задержанными проводилась воспитательная работа. При необходимости виновные доставлялись в милицию. Кстати, ОКО работал в тесном контакте с органами МВД. Работники милиции в ранге дежурного по городу инструктировали оперативников на разводе, сообщали об обстановке в районе, принимали участие в совместных рейдах.
     В ОКО была своя форма, всё было очень серьёзно. Исключали из ОКО за самый
незначительный проступок, а попасть в отряд было очень не просто: характеристики, рекомендации, образование не ниже среднего, обязательное членство в ВЛКСМ или КПСС и т.д.
     В мои обязанности входила воспитательная работа внутри отряда и координация работы ОКО с правоохранительными органами.
     Основное место дежурства отряда – центр города, горсад с танцплощадкой,
дворцы культуры, вокзал со всеми его вечерними заведениями. Были и конкретные (точечные) рейды по наводкам милиции.
     В штабе отряда сложился приличный банк данных местных хулиганов и нарушителей общественного порядка. Были известны их главари и места сборов. Короче говоря, обстановка в районе постоянно  находилась под постоянным и неусыпным контролем комсомольских штабистов.

     Хочу рассказать об одной уникальной операции, проводимой линейным отделом
милиции, в которой приняли участие сами хулиганы, отпетые бандиты, которых
почти каждый вечер задерживают наши оперативники.
     Ко мне в райком комсомола, как к зав. орготделом и коммисару ОКО, пришёл на приём начальник ОБХСС линейного (железнодорожного) отделения милиции станции Челябинск-Главный. Для неграмотных:
ОБХСС – это отдел борьбы с хищением социалистической собственности. Майор
обратился с просьбой помочь комсомольцами провести рейд на  железнодорожном
вокзале. Сложность работы заключалась в том, что рейд должен был проходить в течение
целой недели круглосуточно. Суть задания. В здании вокзала круглосуточно посменно7 лотошниц продают  горячие  беляши, изготавливаемые в местном ресторане.  Наша задача: в течение недели круглосуточно отслеживать каждую лотошницу и вести учёт количества проданных ею беляшей за смену. Позже продолжать вести наблюдение за торговлей сменщиц. Итак, наблюдать и записывать количество проданных беляшей 7-ю продавцами за семь суток!
     Задача практически не выполнима! Даже если за каждой продавщицей наблюдать по8 часов, то единовременно наблюдателей (счетоводов) необходим 21 человек в сутки. Если менять контролёров каждые 8 часов, то их должно быть как минимум 168 человек.   
Такого количества комсомольцев я, конечно, не найду. А условие одно – нельзя пропустить ни одну смену. В противном случае операция отменяется.
     Моя задача: найти комсомольцев, согласных на круглосуточное дежурство, освободитьих от основной работы или учёбы, обеспечить их питанием, необходимой подменой и т.д.
     На подготовку людей нам дали 3 дня. Можно было отказаться, но… престиж, доверие...
     Я знал, что секретари райкома меня бы не поддержали. Просто отказали бы майору и были сто раз правы. Но я так не  смог. Без согласия секретариата,  сломя голову ринулся в бой. Теперь только скорость мышления могла решить поставленную задачу.
     Вызываю в Райком ВЛКСМ своего самого близкого друга, секретаря комсомольской организации "Гастрономторга" - Юрия Халабова. Он - спец по поискам выходов из сложнейших, неординарных жизненных ситуаций. Объясняю ситуацию с просьбой начальника ОБХСС.
     Решение в мозгу Халабова созрело моментально. Звоним главарю вокзальной бандитской группировки - Борису, работающему на вокзале парикмахером, и приглашаем его на беседу в райком комсомола.
     Он прибыл немедленно. Дорогу в Райком он отлично знал, т.к. довольно часто его приводили сюда оперативники Райкома комсомола.
     Мы пошли ва-банк! Раскрыли ему почти все карты, скрыв только объект проверки. Для начала  спросили: сколько у тебя ребят «под-ружьём», которым можно доверять и задействовать. Он в ответ – А сколько надо?     Мы с ним несколько часов составляли списки и графики. Он кому-то звонил, что-то спрашивал о своих ребятах.  В это время некоторые работники райкома заглядывали в мой кабинет и пулей убегали. О чём можно так долго говорить с бандитом? И, вообще, как я мог пригласить его в Райком?
     Наконец, обо всём договорились. Операции присвоили кодовое название «Беляши».
     Встречаемся через 3 дня в 9-00 в зале заседаний линейного отделения милиции.  Зря волновался. Пришло человек 30. Все прилично одеты. Расселись в зале. Заходят начальник райотдела  милиции и начальник ОБХСС. Первое, что я увидел на их лицах – это испуг, страх и ужас.… Пригласили меня в президиум и шепотом стали спрашивать: в чём дело? Вы кого привели? Это же бандиты. Они в нашем КПЗ как у себя дома. Они всё дело завалят. Как вы могли такое организовать? От Райкома комсомола мы такого не ожидали.  Конечно, трудно представить банду хулиганов – на госслужбе в милиции. Сейчас такое возможно, в порядке вещей, а раньше – никогда!
     Начальник милиции хотел уже отменять мероприятие, но я поднял «старшего» и просил его поручиться за своих людей. Он так искренне говорил, что ему нельзя было не поверить. Он чуть не плакал. Нам впервые в жизни хотели доверить такое дело и отказывают. Мы, что совсем неисправимые люди? Нас только ловить и сажать? А мы,между прочим, подумывали вступать в комсомол… Я тоже за них поручился. Представляете? Трудно было не представить состояние милиционеров. Им предложено серьёзнейшую секретную операцию доверить местным хулиганам и жулью. Но нам поверили!
     Проинструктировали по-военному. Раздали блокноты и карандаши. Закрепили
дозорных за каждой лотошницей. Ответили на последние вопросы. И. вперёд!
     Скажу сразу, задание мы выполнили! Мы с Халабовым не дежурили, но и не спали. Каждую ночь по очереди ездили на вокзал, проверяли, как несут службу наши «бандиты».
     Про эту неделю можно было написать большущий юмористический рассказ, сколько было курьёзов, анекдотов. Ребята службу несли шутя, но очень ответственно и добросовестно.
     Мы не учли, что наши «бандиты» давно известны всем буфетчицам и лотошницам вокзала. Их дежурство походило на праздник с девочками. Они сразу «запеленговали» ребят, но только не могли понять, что они делают на вокзале. Кого «пасут»? Чем промышляют? А ребята с удовольствием шли на контакт с продавщицами, не отказывались от бесплатных угощений, плели легенды и прямо у лотошницы ставили «палочки» в свои блокноты. Представляете, проверяющие в обнимку с проверяемыми травят анекдоты и едят беляши. Помогают в доставке товара из ресторана и одновременно записывают количество проданных лотошницей беляшей.
     Но, шло время, и лотошницы стали волноваться круглосуточным присутствием на вокзале  местных хулиганов. Ребят буквально пытали: что вы здесь сутками околачиваетесь, что вы там все рисуете в своих блокнотах? Напряжение продавцов так возросло, что они скинулись и предложили ребятам деньги в обмен за информацию об их затее. Я, конечно, с ребятами так не договаривался, что они за деньги раскроют смысл нашей работы. Но парни деньги, все-таки взяли. Они такого «нагородили» девчатам ,что те парням поверили и немного успокоились.  Какая-то группировка якобы забила «стрелку» на вокзале, а местных бандитов направили на обеспечение их безопасности на случай милицейской облавы. Поэтому мы с вами так себя ведём, чтоб никто не подумал, что мы здесь на задании. Вы, как-бы, наше прикрытие. А с блокнотами мы кажемся умнее. Пусть все думают, что мы студенты или математики, а может быть – корреспонденты.   Поверили дурёхи болтовне и окружили проверяющих ещё большим теплом и заботой. А про меня парни сказали лотошницам, что я главный смотрящий и за ними слежу.Тут они почти не соврали.   Дежурство продолжалось.
     Однажды ночью, звонит Халабов, он не досчитался двух ревизоров. Как вы думаете, кто после Халабова мне об этом сообщил? Захожу на вокзал, подлетают ко мне две взволнованные буфетчицы и наперебой сообщают, что наших парней забрала милиция. Вот какая солидарность! Я – в райотдел. Они сидят в КПЗ. Задержали до выяснения. Не понравились они милиционерам, сидят, что-то высматривают и записывают. Вот их и забрали. Пришлось дойти до начальника милиции. Конечно, их сразу отпустили, а сержанты за моих хулиганов получили нагоняй.
    
     Отдежурились, отчитались и разошлись отсыпаться. Ведь ребята, 16 человек, дежурили целую неделю круглосуточно (заметьте, бесплатно). Не получено ни одного замечания по организации и проведению тяжелейшего рейда. Нас вновь собрали в зале заседаний в милиции.
     Начальник милиции каждого "бандита" персонально поблагодарил за проведенную работу. Многим пожал руку. Мне он сказал, что зря в моих ребятах сомневался.  Вы бы видели, какие у парней были счастливые лица. Может быть, впервые в жизни их похвалили. И кто –Начальник милиции! Они сияли, как дети и предлагали себя для помощи органам милиции и в будущем. Один даже поинтересовался как поступить на службу в милицию.
     Я тоже всех от имени Райкома комсомола поблагодарил за проведённую работу.
     Со старшим группы, я его называл «смотрящий», мы хорошо посидели в привокзальном ресторане.  Я его персонально поблагодарил за помощь в проведении рейда и пообещал первым дать ему рекомендацию, если он действительно решит вступать в комсомол.
     В комсомол он не вступил, но его ребята значительно реже стали попадаться
нашим оперативникам. Только, по-мелочам. И их тут же отпускали.
     Хотел я часть людей наградить Грамотами РК ВЛКСМ, но, увы,…не получилось,
секретариат - возражал. Наградили только Юрия Халабова Грамотой обкома ВЛКСМ.

     В райкоме комсомола я никого не проинформировал о прошедшей операции. Я знал, что меня не поймут и осудят.  Шло время, и вдруг на районном партактиве докладывает начальник районной милиции, что силами комсомольцев нашего района во главе с заведующим орготдела  РК ВЛКСМ, пресечена деятельность преступной группы на ж. д. вокзале,  торговавшей «левой» продукцией. И был назван какой-то экономический эффект от организованного и чётко проведённого семи суточного рейда.
     Вот только тогда мне пришлось всё рассказать секретарям райкома комсомола. Конечно, мою инициативу осудили. Нужно было доложить, посоветоваться,… а если что-то случилось бы… Поддержал меня только Ю.Халабов.
Он хотел на эту "операцию" дать своих комсомолок-продавщиц, но Заворг ему отказал. Слишком опасное мероприятие, ночи не спать, и вообще...

     Я, лично, не жалею, что поверил людям! С тех мор прошло много лет, и я не знаю, что сегодня с теми ребятами. Много воды утекло: нет комсомола, оперативного отряда, нет ОБХСС и даже милиции (сейчас это полиция). Наверное, и беляшами сейчас не торгуют, отравляют людей чипсами и разной химией. Но, городской вокзал стоит на своём месте. Привокзальную площадь по-прежнему украшает могучий гранитный монумент памятник на века «Сказ об Урале» - символ чести, мужества и патриотизма жителей Южного Урала.


Рецензии
Добрый день Юра.
Я твой земляк. Из города Асбест.
К нас ходил автобус Асбест-Челябинск.
В Свердловске прожил 12 лет.
Плавал в Шарташе и загорал на огромных валунах на берегу.

Беляши.
Живу у метро Семёновская. Тесто беру на Преображенском рынке 500 грамм 40 руб. (на 16 беляшей) и там же свиные щёки на фарш. В фарш добавляю лук и перец.
Вкуснятина.
Будь здоров дорогой уралец.

Николай Желязин   31.08.2016 11:14     Заявить о нарушении
Добрый день Николай! Вы за один присест прочитали более десяти одних из лучших моих рассказов и миниатюр. Благодарю за ваше внимание и отношение к моему творчеству. Мы, действительно,- земляки. Родился я в Свердловске и первые 10 лет там и прожил (ул.Ленина, напротив УРАЛВО). Следующие 30 лет прожил в Челябинске. По роду службы, исколесил весь Урал, бывал и в Асбесте. Последние
30 лет живу в Подмосковье в г.Солнечногорске на берегу озера Сенеж. Работал в Москве, сейчас на пенсии. Считаю себя Уральцем и горжусь этим. Мои корни по отцовской линии остались в Одессе-маме, моём любимом городе. Рад знакомству. С уважением ☼ Ю.

Юрий Литвак   31.08.2016 15:11   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.