Очередной перекос

                ОЧЕРЕДНОЙ  ПЕРЕКОС



     Ветераны труда и, вообще, пожилые люди хорошо помнят те времена, когда в
средствах массовой информации, в том числе в газетах «Правда», «Известия» публиковались различные постановления нашей дорогой и любимой партии и правительства СССР. Какими бы они небыли хорошими или плохими, серьёзными или откровенно глупыми с дикими перекосами в планировании народного хозяйства
(и такие к великому сожалению были), выполнять их, обязаны были все. Руководи-
тели ломали головы, коммунисты дублировали эти перекосы решениями своих бюро, парткомов, партийных собраний. И несмотря ни на что и какой ценой, но решения эти –
выполнялись.
     Например. В одно время чёрная металлургия страны стала ощущать дефицит
сырья – металлического лома. Участились случаи простоя печей и агрегатов, что моментально почувствовали машиностроители.
     Партия и Правительство оперативно отреагировали на эту проблему и быстро
выдали своё совместное решение: Обязать Обкомы КПСС и Облисполкомы довести
до всех предприятий и организаций регионов планы по сбору и сдаче заводам
«Вторчермет» лома чёрных металлов.
     План сдачи металлолома получили: машзавод и кондитерская фабрика, завод
металлоконструкций и гостиничное хозяйство, трубопрокатный завод и городские
бани и т.д.
     Меня от Госконтроля направили на завод «Вторчермет» Минчермета СССР с проверкой выполнения заданий по сдаче металлолома. Рабочее место было намечено
на автовесовой, через которую металлолом на завод поступает автотранспортом.
Второе место – ж. д. весовая, где принимается металлолом ж. д. вагонами. На всю
работу была отведена  неделя.

     Коротко о результатах проверки. Чтобы выполнить план сдачи металлолома и не
попасть на «ковёр» в Райком КПСС,- руководители сдают во Вторчермет металл
100-процентной годности.
     Зафиксированы случаи сдачи в лом сортового проката чёрных металлов, литья
прямо из блюмингов метзаводов, стальной  проволоки в бухтах, новых станков в
смазке изготовителя, разного оборудования в заводской упаковке, новых металлических
запчастей  к машинам и тракторам, стальной арматуры, листовой стали в рулонах и т.д.
     Во время проверки поступило несколько вагонов нержавеющей стали и быстрореза  из Златоуста. В одном вагоне под слоем металлической стружки обнаружили
новый трактор в сборе с тракторного завода. И это всё делалось, чтоб выполнить
пресловутый план по сдаче металлолома.
     Банно-прачечное хозяйство сдало стальной слиток-поковку с металлургического
завода весом 10 тонн – это месячное задание треста по сдаче лома. Если взять все тазики из всех бань города и сдать в погашение плана по металлолому,- это будет лишь пятая
часть месячного задания.
     А как выполнять задание макаронной фабрике, мясокомбинату, табачной фабрике?
Гостиничное хозяйство обзванивает своих потенциальных  заказчиков номеров и за
бронь в гостинице просит, чтоб за них сдали металлолом.
     А сколько партийных и административных взысканий получили руководители организаций, не сумевших выполнить задания по сдаче несуществующего у них
металлолома?
     Это и есть самый настоящий перекос в планировании. План любой ценой!

    Другой  пример. ЦК КПСС, Верховный Совет и Совет Министров СССР в связи с
напряжённым положением в народном хозяйстве с обеспечением населения необходи-
мыми товарами, приняли Постановление, обязывающее все без исключения предприятия приступить к выпуску товаров народного потребления.  Каждому заводу, фабрике, комбинату было установлено задание по выпуску конкретной продукции. При этом
профиль предприятия совсем не учитывался.
     Так, металлургический завод получил задание выпускать корпусную мебель. Заводу
РТИ поручили выпуск пластиковой посуды, Картонажной фабрике – деревянные
разделочные доски и скалки, Часовому заводу – ложки и поварёшки, Станкозаводу –раскладушки, Трикотажной фабрике – туристические палатки с алюминиевой арматурой. Банно-прачечное хозяйство получило задание наладить выпуск банных
цинковых тазиков (не веников, а тазиков). Банщики задание Партии и Правительства
выполнили первыми. Закупили в хозмагах на селе необходимое количество тазиков,
 здали в госторговлю и отчитались о досрочном выполнении задания.
     Вот ещё пример. Чебаркульский Челябинской области военный завод Минавиапрома, который в целях конспирации, по отчётам проходил как металлургический завод, выпускал
запчасти из алюминия для авиационной промышленности страны.
     По названию предприятия (металлургический завод) было ему установлено и соответствующее задание – наладить производство стальных молотков и кувалд 5-10 кг.
Завод с черным металлом не работает, его просто на заводе нет, как нет и электропечей и кузницы.  Завод смог бы изготовить молотки и кувалды – из алюминия. Это шутка
заводчан. С Партией не пошутишь.  Закупили оборудование, наняли людей, скорректировали основные производственные планы и фонды, отрегулировали бюджет, выбили в Министерстве дополнительное финансирование, выделили необходимые производственные площади и многое, многое другое.  Несмотря на понесённые значительные убытки и полную нерентабельность выпускаемой продукции, связанные с явными перекосами в планировании, завод задание выполнил.

     Кстати, на этом самом заводе есть проблемы куда круче и серьёзнее, чем незапланированный выпуск товаров народного потребления – молотков и кувалд. Есть, куда направить финансирование и реально помочь заводу.

     В начале войны завод Минавиапрома был эвакуирован на Южный Урал. Закрытое предприятие расположилось в живописном районе,на берегу Чебаркульского озёра. Экологически
чистое предприятие, никакого вреда местной фауне. Шла война. Фронт ждал самолёты, а заводу нужно было тепло.
     Строительство мощной котельной требовало средств, а главное – много времени, а
его – не было совсем.
     Руководство завода приняло нестандартное (временное) решение отапливать корпуса
завода мазутом, сжигаемым в топках паровозов. Загнали на территорию завода несколько паровозов, и они до конца войны и позднее успешно исполняли роль котельной. Тепло
подавалось в производственные цехи и службы завода, а также в рабочий посёлок.
     Таким образом, за короткое время завод наладил производство военной продукции.
     В то лихое время видимо не придали должного значения технологии работы паровозных котлов. Посчитали, что поставка угля – дело хлопотное, да и отходы  – горы шлака.
Решено было паровозные котлы перевести на сжигание мазута. Цистерны с мазутом подавались по заводским ж. д. веткам непосредственно к паровозам.
     Завод заработал на полную мощь. Но вскоре возникла проблема. Очередной перекос. Куда девать отходы мазута? Это тягучая масса, которую необходимо было собирать, где-то складировать и куда-то вывозить с территории завода, утилизировать. Это большая, ежедневная и очень трудоемкая работа. Заниматься этой работой было некому и некогда. Кстати, никто не думал, что и после войны завод останется на Урале. Но он остался, также, как и остались его проблемы.
     На территории завода, в непосредственной близости к источникам тепла был вырыт
один, а позже ещё три котлована глубиной с трёхэтажное здание и в диаметре до 100 м
каждый. В эти ёмкости стали паровозы сливать свои отходы мазута.  Но вопрос был решен.
     Завод режимный, хорошо охраняемый, и никто ни в городе, ни в области не знали
и не догадывались о надвигающейся экологической  катастрофе.
      Война давно закончилась. Завод остался на Урале. Отходы мазута по-прежнему сливались в котлованы, пока они не заполнились до верха, до уровня с землёй.
     К этому времени на заводе построили большую современную газовую котельную,
безотходное производство которой обеспечивает теплом завод и весь жилой фонд.
     Шли годы. Район метзавода (озеро Чебаркуль) стал одним из известных курортных районов России. Все берега озёр усеяны санаториями, профилакториями, турбазами. Детскими лагерями и домами отдыха.
     По выходным вся область выезжает на озёра с палатками и удочками. А какая там
рыбалка!. Озёро Чебаркуль - чистейший водоём, полно раков…
     На заводе шла реконструкция, которая потребовала расширения и строительства
 новых производственных площадей. Вот тут впервые возник вопрос об утилизации мазута: куда девать эти «озёра»? Они находятся на территории завода, где должны строиться новые цеха.
     Никто, ничего и не узнал бы об этих «озёрах», если бы не письмо горожан в журнал
«Крокодил», был раньше такой замечательный юмористический журнал с рубрикой  «Вилы в бок».
     Жители города пишут, что на известном заводе каждую ночь проходят испытания
какого-то химического оружия. Утром постиранное бельё на балконах покрывается сажей и пеплом, а в лесу снег чёрный и стоит нехороший запах.
     Редакция журнала «Крокодил» направила это письмо в Областной комитет народного
Контроля. Мне, как работнику Госконтроля было поручено разобраться с жалобой жильцов. Я был командирован на это градообразующее предприятие Минавиапрома СССР.     Вот откуда у меня такая осведомлённость о деятельности предприятия с момента его эвакуации на Урал.
     Реконструкция завода тормозилась. Как убрать «озера» мазута? Зимой, когда верхний слой замерзал, пытались его колоть, а позже – взрывать. Но ничего не получалось,
внутри мазут был жидкий и тягучий. Пробурили отверстие поглубже и заложили более
мощный заряд. Он – не сработал. Заряд засосало в мазут, взрыва вновь не получилось.
Экскаватор тоже не справился с поставленной задачей. Ковш завяз в густой массе отходов.
     На заводе был объявлен конкурс на лучшее предложение по утилизации отходов
мазута. На день проверки достойных, грамотных и результативных предложений – не поступало.
     И вот, тогда руководство завода приняло неадекватное рискованное решение: «озёра»
отходов мазута – выжигать!   А чтобы не было паники в городе, и чтоб никто не видел дыма, решили поджигать резервуары только  в ночное время и при благоприятности
«Розы ветров», т.е. когда ветер дует в сторону от города, в лес. Проложили к резервуарам шланги с кислородом для лучшего горения и…подожгли первый резервуар по всему периметру. За ночь сгорело всего до 5 см мазута (глубина котлована – 10 метров).

     Не ждали на заводе проверяющего от такого известного журнала да с полномочиями
Комитета НК. Всё рассказали, всё показали, и продемонстрировали сам поджёг и горение
мазута.    Картина впечатляющая! Площадь горения свыше 10 тысяч квадратных метров.
Это горит лишь один из четырёх котлованов. Дым до небес, но его, правда, почти не видно – ночь. Пожарные машины, передвижная Санэпидемстанция, которая в ту ночь
дала «добро» на направление и силу ветра. Проехали мы с медиками по улицам города. Специалисты делали забор воздуха и различные замеры. По предварительным данным, отклонений от норм загрязнения воздуха в городе – не установлено.

     Материалы проверки переданы в Комитет НК СССР, который отчитался перед редакцией журнала «Крокодил».

     Повода ещё раз побывать на этом заводе у меня больше не было, но я неоднократно
отдыхал с друзьями на близлежащих озёрах, и с уверенностью могу заявить, что небо
всегда было чистое, а воздух – прозрачен и свеж! Озеро Чебаркуль тянет к себе туристов и
отдыхающих не только Советского Союза.

     Интересно было бы узнать судьбу мазутных озёр. Видимо их всё-таки уничтожили,
но как…? А, как вы думаете? Поделитесь своими соображениями. Может быть ваше предложение будет рационализаторским, и вы поможете заводчанам. Пишите. Заранее, благодарю! Правда,
прошло уже сорок лет!
      


Рецензии
Посоветовать не могу ничего, но прочитала и вспомнила весь этот дурдом.Почему нам везет только на дураков?

Ирина Склярова   14.02.2012 18:18     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.