Катя

     Новый  1944 год  Катя встретила в  Западной Украине. Монастырей не  отыскала, а помощь неожиданно пришла от людей, о существовании которых она  не  догадывалась  – от  лемков*.
     Катерина  считала, что в Карпатах живут преимущественно гуцулы,  а повстречалась с  неизвестным  ей народом, старающимся   сохранить  свои традиции даже в суровые годы  войны.  Она с сыном поселилась у старушки-лемки.  Хата её отличалась от жилищ украинских крестьян,  которые   Катря  за годы   своих странствий  повидала.  Дом  этой женщины, как и других  лемков,   сделан был   из трёх срубов, в одном из них  всегда помещалась чистая комната - «свгтлиця», в другом  не комора, как в других частях  Украины, а «пекаря» - кухня.
       Старушка очень напоминала своей добротой и истинной набожностью Никитичну. Прожив  какое-то время  в среде лемков,  Катя познала и приняла сердцем  этот  трудолюбивый народ,  из века в век строго соблюдавших  обычаи  своих  предков. 
       Лемки начинали и заканчивали любое дело  с Богом на устах. Их говор сложно было понять пришлому человеку, но   Катерина  попривыкла,  и со временем и сама  понемногу начала  разговаривать на их языке. 
      Удивительно для неё было  то, что лемки, проживая  нелёгкие жизни,  пели  повсюду - на работе,  во время  отдыха, укачивая детей.  Ей нравилось видеть,  как эти люди собирались семьями    у родных очагов,  и  все вместе, в радости и в горе, пели свои прекрасные песни.
      И их  наряды  тоже   для Кати были в диковинку.  Ни разу  не видала она  таких  рубах  с разрезами позади,  с застёжками или  завязками под затылком.  Не встречалась  ей и «чуга» - верхняя мужская одежда   с огромным,  спускающимся сзади ниже пояса воротником, украшенным  бахромою из  белых толстых шнурков,  напоминающих  свечные фитили,  и с длинными, оканчивающимися такими же шнурками  рукавами, которые, вдобавок, никогда не надевались  на руки, а,  будучи зашитыми, служили своим хозяевам   мешками для покупок.  С интересом рассматривала она женские головные уборы – обрусы -   большие куски тонкого полотна или кисеи, то надеваемые на голову, то свисающие с плеч.
        Как и лемки, принявшие  Катю в свою среду, она много работала.  Впервые за  последние годы не пряталась,  вела жизнь  обычных людей. Мальчик подрастал. Верилось ей  во всё хорошее.
       В мытарствах Катерина позабыла о  сумке, ею  взятой  на месте гибели женщины и её ребёнка.  Однажды Катя  открыла  её, там было много разных  бумаг с печатями,  а под ними  лежал   тяжёлый мешочек. Открыв его, не поверила  собственным  глазам: в нём  находились   золотые коронки  вместе с зубами. Никому  об этом  не  рассказав,  она  нашла место под кустом, вырыла ямку и с  молитвой  похоронила   чьи-то  страдания и жизни…. 




 
*Из Интернета:

*Лемки — этническая общность, проживающая в Лемковщине (западной Украине, Польше и Словакии). На Украине (а ранее — в СССР) лемки официально рассматриваются как этнографическая группа украинского этноса. Такого же мнения придерживаются и часть самих лемков.

*Лемки (польск. Lemki) — часть малорусского населения Карпатских гор, между истоками pp. Ропы и Сана, в числе 109000 человек, грекокатолической, то есть униатской церкви. Сами себя они называют просто русинами или русняками. Речь Л. значительно отличается от речи других карпато-руссов, главным образом вследствие того, что в неё входит много польских и словенских (словацких) слов; это объясняется соседством Л. в Галиции — с поляками, в Венгрии — со словаками. У разных писателей, говорящих о карпато-руссах, Л. называются ещё полещуками, куртаками, чугонцами.





http://www.proza.ru/2011/06/18/658


Рецензии
Как хорошо, что Кате встретились, наконец, лемки, и живя у них, она немного отдохнула душой от постоянного
страха и напряжения.

Вера Крец   24.03.2024 20:26     Заявить о нарушении
Я все думала,как же мне
их переправить в Европу. И вдруг набрала
на такой народ.

Веруня   25.03.2024 00:28   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.