Подарок призрака

Закарпатье, сколько в этом слове... Как давно мы с мужем не были там! В последний раз приезжали сразу после свадьбы. До сих пор помню пьянящий аромат трав, шум леса, журчание ручья. Та-а-ак, что-то меня потянуло на романтику, а еще нужно вещи собрать, дать детям подробный инструктаж. А то знаю я свою маму, ей бы только внуков разбаловать!

 Вечером мы с мужем отправились в путешествие. Дорога, если честно, нелегкая - на поезде до Львова почти сутки, потом еще на электричке часов пять и под финал километров десять на автобусе. Но - добрались без приключений. Нас встретила тетя Маруся, та самая, у которой мы жили тут пятнадцать лет назад.

- Йой, дітки, в таку далечінь їхали. Але в нас гарно, відпочинете. Роздягайтеся, я вже все наріхтувала.

- Тетя Маруся, пожалуйста! - замахала я руками. - Не обижайтесь на нас, но давайте на русском, а то мы совсем позабыли местный говор.

- Боже, що робиться, - добродушно усмехнулась тетка и перешла на русский язык. - Что это я вас у порога держу? Проходите, я когда телеграмму вашу получила, так сразу комнату приготовила, ту самую. Вспомните молодость. А детки-то у вас есть?

- Да, двое, - ответила я. - Старший Сашка, ему уже четырнадцать, а младшему, Генке, почти десять. - Четырнадцать, говоришь? Так это чудо у нас в горах делалось? - лукаво подмигнула мне тетя Маруся. - Не красней, тут ничего плохого нет. Даст бог, и третьего повезете домой.

- Да нет, я после болезни не могу больше иметь детей, - вздохнула. - А мы всегда хотели троих, ну да что поделаешь. - Много твои врачи понимают! Побродишь-ка по нашим горам, подышишь свежим воздухом, поешь нормальных продуктов, в бане попаришься - и дело будет. А теперь - за стол, остывает все.

Наелись мы с мужем, как говорится, «от пуза». Чем только ни угощала гостеприимная хозяйка! Деруны с грибами, рыба, запеченная на углях, наваристый борщ, селедка, розоватое, с мясными прожилками, сало, чинахи (вкуснейший острый и густой суп). Думала, до кровати не дойду.

Но стоило только прилечь, как моментально в сон провалилась. Давно так сладко не спалось.

Утром проснулась от того, что муж нежно поглаживал меня по бедру.

- Володя, ты чего? Хозяйка за стеной, услышит.

- Она сама сказала, что третьего ребенка делать нужно. Я только выполняю ее строгие предписания, - прошептал муж со страстью.

И на какое-то время мы забыли и о тете Марусе, и вообще обо всем на свете. Давно так здорово не было. В гостиной ждал обильный завтрак, но в этот раз мы не налегали на еду, чтобы живот на прогулке к земле не тянул. Тетя Маруся собрала нам с собой корзинку.

- Поедите в лесу, на воздухе всегда аппетит просыпается.

И правда, не прошло и часа, как мыс мужем решили устроить привал на зеленой полянке.

- Как хорошо! - прошептала я, нежась под ласковым солнышком. - Не уезжала бы отсюда никогда. Ой, смотри, белка! - с восторгом завопила я.

В тот день мы увидели много зверей, кроме белки показались заяц, лиса, а Володя уверял, что вдали за сосной стоял волк. Правда, после этого заявления мне сразу же захотелось вернуться. Что мы, собственно, и сделали. Тетя Маруся жарко натопила баню, мы от души попарились, выпили травяного чая и легли спать.

Наш отпускной распорядок был такой: днем - прогулка, вечером мы вели неспешные беседы с хозяйкой, а ночью занимались любовью.

За день до отъезда мне вдруг захотелось экстрима. Пешей прогулки туда, куда мы еще не забредали. Далеко-далеко. Тетя Маруся была против.

- Аня, не выдумывай, тут лес, волки. Вы даже защититься не сможете.

- Да все с нами будет хорошо! Не переживайте, лучше к ужину готовьтесь, придем голодные.

Весь день мы бродили по лесу, нашли целую поляну белых грибов. Пришлось сооружать из моей куртки что-то наподобие корзины. Нести ее было неудобно, идти стало тяжелее, мы часто останавливались передохнуть - и в один прекрасный момент поняли, что заблудились. А тем вре­менем стало смеркаться, в лесу вообще темнота наступает быстро.

Я испуганно заревела, Вова утешал меня, как мог, но было видно, что он и сам довольно сильно напуган.

- Ань, сиди тут, я заберусь на дерево и посмотрю, куда нам лучше идти.

- Я боюсь, а вдруг волки?

- Ты же говорила, что не боишься.

- Угу. Боюсь. Уже темнеет, вокруг какие-то шорохи, мне все время кажется, что за нами кто-то наблюдает.

- Так, это уже паранойя, тут никого нет, кроме нас и парочки симпатичных белочек. Ну что ты как маленькая! Посиди тут, я мигом, а то будем ночевать прямо в лесу.

Эта перспектива так напугала меня, что я послушно отпустила Вову. С ужасом наблюдала, как муж взбирается на высоченную сосну. Через пару минут его уже не было видно из-за густых веток. Я напряженно вслушивалась в давящую тишину засыпающего леса. И опять мне казалось, что кто-то смотрит прямо на меня. Но тут, к счастью, вернулся Вова. Судя по его улыбке, новости были хорошими.

- Примерно в километре отсюда какой-то дом, и в нем вроде горит свет, так что ночевать в лесу точно не будем, а утром уже найдем дорогу.

Довольно быстро мы подошли к маленькой избушке. Доверия она мне не внушала. Вся какая-то покосившаяся, темная, призрачная... Мы робко постучали в дверь, и ее тут же открыли, словно ждали нас.

- Проходьте, давно вас жду.

Я оторопела. Муж вежливо сказал:

- Добрый вечер, простите за вторжение, но мы заблудились. Можно у вас переночевать? Мы заплатим.

- От ще придумали, хто за це гроші бере? - возмутилась пожилая женщина. - Заходьте, не стійте на порозі.

Мы зашли в дом, и тут, при свете свечей, я смогла наконец разглядеть хозяйку. Это была старушка лет восьмидесяти, если не больше. Вся сухая, сморщенная, но с удивительно яркими зелеными глазами. Казалось, они живут своей отдельной жизнью.

- То звідки ви прямуєте?

- Из Смологовицы, в отпуске мы.

- Зрозуміло, то добре діло, в нас дуже гарно. Зараз їсти наріхтую, та будемо лягати, година вже пізня.

- Простите, а вы на русском говорите? А то мы вас плохо понимаем.

- Розуміти - розумію, але говорю тільки своєю, рідною, пробачайте.

- Это вы нас простите, - почему-то стало стыдно - права старуха, родного языка не знаем.

Бабулька принялась суетиться возле печи. Это была старинная печь, которую топят дровами. Ее, вроде бы, «грубою» называют. Да и вообще в домике все казалось очень старым и странным. Такое впечатление, что сюда цивилизация не добралась. Стол из грубо сбитых досок лоснился от частого вытирания, на нем стояли глиняные горшки и тарелки. Вилки и ложки были мельхиоровые, потемневшие от времени. Бабуля щеголяла в наряде, который теперь можно уви­деть разве что в этнографическом музее. Длинная нательная рубашка, сверху юбка, фартук и множество бус. Ишь ты, модница какая!

Старуха поставила на стол чугунок с картошкой и сковородку, полную шкварчащего мяса. Забыв о своих подозрениях, я принялась с аппетитом уплетать. Муж тоже не отставал от меня. Бабушка сидела напротив и задумчиво наблюдала за нами.

- Та не ковтайте цілими шматками, ніби в вас той кавалок з писка видирають, - не выдержала она.

Мы и половины не поняли, но суть уловили и стали есть помедленнее.

- А как вас зовут? - спросил муж.

- Ганна я.

- Ой, и я тоже! - обрадовано воскликнула. - Тезки мы с вами.

Не знаю почему, но этот факт примирил меня со странной бабулей.

- А почему вы тут одна живете? Не страшно? Лес же кругом, - не отставал от бабули Володя.

- Все життя тут мешкаю, чого боятися? Звірів? Людей треба боятися, тварини шкоди не роблять. Поки ходжу, сама все роблю, а далі видно буде.

- Может, помочь вам чем?

- Гарного чоловіка маєш, господар він в тебе, - глядя на меня, похвалила бабуля Володю. - Пожалів стару. Ну то водиці принеси з колодязя.

Муж поспешно поднялся и вышел из избы. Мы остались вдвоем.

- Бачу, страшно тобі, - сказала бабушка. - Ти мене не бійся, я людина не зла, може, навіть допоможу тобі. Ось, візьми цей гребінь, він старовинний, раніше належав моїй бабці Софії, а вона свята людина була, всю доброту свою в ньому зберегла.

- Мне неловко, - смутилась я.

- Візьми, кажу, - настаивала она. Я нерешительно приняла подарок,

повертела гребешок в руках, рассматривая. Красивый, сразу видно, что старинный, с тончайшей резьбой.

- Не крути, візьми і розчешись, одразу легше стане.

Я послушалась - и действительно, усталость куда-то исчезла.

- Чудеса... - прошептала я.

Старуха только усмехнулась, услышав мое бормотание. Тут вернулся Володя с ведром воды.

- От дякую, синку, хороші ви люди. Дай вам Боже діточок побільше.

- У нас уже есть двое. - произнесла. - А больше не будет, болела я.

- Диво буває, ти вір старій, я вже довго живу, багато бачила. Зараз лягайте, а ти гребінець до живота приклади. Може, і допоможе...

Мы с Володей послушно улеглись на деревянный топчан, бабушка еще какое-то время копошилась по хозяйству, потом примостилась на печи.

Мыс мужем уснули. Помню, во сне мне все казалось, что я замерзаю, теснее прижималась к мужу, но никак не могла согреться.

Пробуждение было очень странным... Мы лежали прямо на траве в центре поляны. Ничего не понимаю, мне что, приснилось все это? Но судя по удивленному лицу Володи, «сон» у нас был одинаковый.

- Вов, а что это было? Где дом, где бабка? Как мы очутились тут?!

- Я сам ничего не пойму...

- Может, галлюцинация?

- А это тоже?

Вовка сунул мне под нос палец.

- Это я вчера, когда воду набирал, занозу загнал. Колодец-то деревянный. В смысле - был...

Действительно, «был»...

- Ой, а вот и гребень! - я все еще сжимала в руке подарок старухи.

- Бред какой-то, если бы кто рассказал, ни в жизнь бы не поверил, - муж озадачено почесал затылок.

- Ладно, вставай, нужно выбираться из леса. Там, наверное, тетя Маруся всех на уши уже поставила. Мы быстро нашли обратную дорогу и уже через пару часов были дома.

- Де ви були? Я очі всі виплакала, не знала, до кого за допомогою бігти!

Странно, несмотря на то, что тетя Маруся причитала как заведенная, пересыпая свою речь чисто закарпатскими словечками, я ее прекрасно понимала. А Вовка - нет, он то и дело дергал меня за руку и почему-то просил перевести. Хм...

- Мы заблудились, а потом случайно наткнулись на избушку, она в двух часах ходьбы, во-о-он в той стороне.

- Ага, - кивнув, я подтвердила слова мужа. - Там живет бабушка Ганя, старенькая совсем, приютила нас, покормила, а мне даже подарок сделала. Но когда мы утром проснулись, ее не было и дома тоже. Фантастика.

- Невже баба Ганя знову з'явилася? - изумленно ахнула хозяйка и поведала нам невероятную историю.

«В давние времена в лесу жила знахарка Анна. Со всей округи ходили к ней люди за помощью, никому она не отказывала. Лечила, снимала порчу, советы дельные давала. Но однажды заболел пан и попросил позвать бабу Аню к себе. Она пришла, посмотрела на него и сказала:

- Не тіло у тебе хворе, а душа. Багато шкоди людям зробив, треба покаятися, попросити у всіх пробачення, виправити свої помилки і більше такого не робити, тоді одужаєш... Разозлился пан, приказал мужикам повести старуху на конюшню и всыпать ей кнутом. Мужики ведут бабулю - и не знают, что делать. С одной стороны - пан приказал, а с другой - одному из них бабка жену с того света вытащила, ну а второму - сынишку спасла. Подумали они - и отпустили бабку.

- Дякую вам, хлопці. Добру душу маєте, буде вам за це вдача, а панові скажіть таке: якщо не припинить, загине від своєї люті.

И она ушла в лес. Больше ее никогда не видели, но если кому случалось заблудиться в лесу, то обязательно человек находил дом старухи...

А пан, когда узнал, что мужики отпустили с миром знахарку и не наказали, озверел. Схватил кнут, замахнулся, хотел отхлестать мужиков, да так и свалился замертво».

Вы сами в это верите? - удивленно спросил Володя.

- Люди просто так не брехатимуть, може, і не все тут правда, але...

И она покосилась на мой гребень.

...Когда отпуск закончился, мы со слезами на глазах попрощались с гостеприимной хозяйкой, пообещали еще приехать и детей привезти.

Уходя, я обернулась и посмотрела на лес. Может, и показалось, но словно мелькнул темный силуэт и раздался тихий перезвон многочисленных бус, как у бабы Гани...

Дома мы никому не рассказывали эту историю - все равно не поверят. Да мы уже и сами не могли понять, наяву ли это произошло с нами или просто приснилось. Но через два месяца мы получили новое подтверждение того, что чудеса бывают.

Вначале меня стало подташнивать по утрам, потом потянуло на солененькое, и еще постоянно хотелось спать. Володя настоял, чтобы я показалась врачу. Терапевт не нашел у меня ничего такого, что бы вызывало эти симптомы, и направил к гинекологу, мол, на всякий случай.

С гинекологом мы были давними знакомыми. Именно он лечил меня после продолжительной болезни по-женски, он и сказал о том, что детей у нас больше не будет.

- Аня, я не знаю... Это невозможно, - пробормотал Роман Васильевич. - Но похоже на то, что ты беременна.

- Что?! Как... Но вы же говорили, что этого не может быть!

- Да, но иногда врачи ошибаются. Я вспомнила, как уснула у бабы Гани, прижимая гребень к своему животу, и улыбнулась. Все стало ясно...

Через семь месяцев я родила здоровую и красивую девочку. Акушерка умилялась ее изумрудным глазам. Говорила, что более красивого ребенка еще не встречала. Мы назвали дочку Софией, в честь бабушки бабы Гани. Когда доченька вырастет, я обязательно расскажу ей, благодаря кому она появилась на свет, и подарю тот самый старинный гребень. Пусть он принесет ей настоящее счастье.
источник: портал магии Позитив Плюс  http://pozitivplus.net/


Рецензии