Пленник Кавказа

Олег Владимирович не может забыть самые кошмарные годы своей жизни: 8 лет про-веденные в рабстве. Время лечит всё: боль, ярость, обида прошли - остались воспоминания…   
1995 ГОД
   Он хорошо помнит тот день - 25 августа 1995 года. На автомобильном рынке к нему подошли трое незнакомых мужчин и попросили перегнать машину из Актау в Махачкалу, обещали заплатить большие по тем временам деньги. Олег Владимирович долго не раздумывал: заскочил на пять минут домой, попрощался с сыном, сказал: «Приеду через три дня». С тех пор он сына не видел.
   Ничего не подозревающий Сидоров повез мужчин к пункту назначения. Уже под Махачкалой пассажиры попросили остановить автомобиль, якобы надо по нужде. Олег Владимирович тоже вы-шел из салона и в этот момент получил удар по голове. Очнулся уже связанным, даже на глазах повязка. Пленника бросили на заднее сиденье автомобиля и везли, наверное, часов десять. Сидоров сначала просил, а потом начал умолять отпустить его. Предлагал за-брать назад деньги, заплаченные за перегон автомобиля – тщетно. На следующий день, когда развязали глаза, он уви-дел, что его привезли в какой-то аул, точнее это был даже не аул, а пара разваливающихся кибиток. Мужчины говорят: «Всё, браток, продали мы тебя, будешь теперь рабом, вон сидит твой хозяин». На утро на пленника надели цепи и, усадив на лошадь, повезли в горы.
                РАБСТВО
   Жил Олег Владимирович в глинобитной хибаре, рядом постоянно находился охранник, вооруженный автоматом. В обязанности Сидорова входил выпас овец: рано  утром надо было открывать кошару, вы-пускать стадо на пастбище, вечером загонять назад. Кор-мили пленника лепешками, брынзой и молоком.
   Через 1,5 месяца Олег Вла-димирович совершил первую попытку побега, и она оказа-лась неудачной. С цепями на ногах далеко не убежишь, ох-ранник на лошади нагнал бег-леца и жестоко избил.
   Спустя полгода Сидорова продали другому человеку. Новый хозяин – Георгий - по-том признавался, что купил его за 500 долларов. Здесь Олег Владимирович познакомился ещё с одним пленником Рашидом Гизатуллиным из Татарстана. Как рассказывал сам друг по несчастью, он ехал на машине из Минеральных Вод в Баку, по дороге не-сколько мужчин перекрыли проезжую часть, автомобиль забрали, а его самого продали в рабство. Тогда Рашиду было 27 лет, на родине у него остались родители и братья.
   Невольников держали в яме глубиной 4 метра. Кормили очень плохо – один раз в день бросали лепешку и бутылку воды на двоих. Со временем пленники приспособились до-ить овец, пили свежее молоко, научились изготавливать сыр.
   Ещё дважды Олег Владими-рович, теперь уже вместе с Рашидом, пытался бежать, но и эти попытки были неудачными. Беглецов неизменно нагоняли хозяева и избивали до полусмерти.
   И зимой, и летом пленники жили в сырой яме. Однажды овечка родила двух мертвых ягнят. Хозяин, разозлившись, продал обоих невольников другому человеку - Ибрагиму.
   У Ибрагима уже работали два раба –  Халил и Мизор.
   На новом месте они опять пасли овец и жили в яме. Так пролетело четыре года. Плен-ники даже не пытались бежать, за ними постоянно следили два охранника с автоматами. А потом их всех вновь продали новому хозяину, как выяснилось позже, в Чечню.
                ПОБЕГ
   По ночам часто слышались выстрелы и взрывы. А охран-ники в своих разговорах не-редко упоминали слова: Рос-сия, Хасавюрт, война. Стало ясно, что они находятся в Чечне. Несмотря на все пери-петии судьбы, Олег Владими-рович не терял надежды вер-нуться на родину.  И однажды такой шанс представился.
   Это случилось 21 марта 2003 года. Охранники отмечали Наурыз и сильно напились. Вечером пленников спустили в яму, а вытащить деревянную лестницу назад забыли! Два часа невольники сидели  не шелохнувшись, а потом, на-бравшись смелости, стали вы-бираться из ямы. Оказалось, сторожа заснули. В поисках еды Олег Владимирович залез в находившийся рядом авто-мобиль. Пищи он не обнару-жил, зато в бардачке нашел напильник! Сердце бешено за-стучало. Может быть, это был единственный шанс распилить на ногах цепи и бежать. Как ни странно, но Халил с Мизором отказались от побега, сказали: «Если охранники спохватятся и поймают, то потом  точно убьют!» Олег Владимрович с Рашидом несколько часов пилили цепи на ногах. Затем, освободившись от оков, забежали за ближайший холм и ещё полчаса прождали в бе-шеном напряжении. Это были самые тяжелые 30 минут: Ха-лил с Мизором запросто могли разбудить сторожей и сооб-щить о побеге. Они наверняка знали, какое ужасное наказание их ожидает на следующий день, за то, что не подняли тревогу. Однако и Халил, и Мизор сидели не шелохнувшись у края ямы: один читал молитву, другой плакал.
                СВОБОДА
   Беглецы прошли по горам около 35 километров пока не наткнулись на российских по-граничников. Сначала их, бы-ло, приняли за вражеских ла-зутчиков, но потом, когда увидели следы от оков, всё поняли.
   Через две недели Олег Вла-димирович и Рашид были уже в Моздоке. Здесь и расстались. Вместе они пробыли в рабстве 6 лет.
   Потом Олег Владимирович добрался до Каспийска, а оттуда до Астрахани, где провел ещё полгода, собирая деньги на дорогу на родину.
   P.S. В Актау Сидоров вернулся в августе 2004 года. Квартирой, где он проживал, сейчас владеют совершенно другие люди. Сына он не нашел, а старых соседей почти не осталось. Несколь-ко месяцев Сидоров прожи-вал в актауском центре адаптации и реабилитации. Потом его перевели в дом-интернат для престарелых и инвалидов.
   Местное представительство международной организации по миграции помогло Олегу Владимировичу вос-становить документы. Уже два года Сидоров ищет сво-его сына Алексея. Обращал-ся на передачу «Жди меня», «Бармысын Баурым», но все тщетно.
   В настоящее время бывший пленник получает пенсию 9700 тенге. В этом году капитан второго ранга, участник боевых операций в Египте и Лаосе, планировал ехать в Москву «выбивать» себе военную пенсию, а также хотел перебраться в Ярославль в Дом престарелых для офицеров морского флота. Однако судьба уготовила новое испытание... Недавно Олегу Владимировичу ампутировали ногу. Врачи говорят, у него начала быстро  разви-ваться гангрена - последст-вие многолетнего пребыва-ния в сырой яме, ногу при-шлось отрезать.
   Теперь Олег Владимирович передвигается в инвалидной коляске. Он уже привык к сво-ему новому средству передви-жения и довольно умело управляет коляской. Да и ему ли не привыкать стойко, переносить удары судьбы. Несмотря на то, что жизнь изрядно потрепала выпускника Ленин-градского института инженеров транспорта морского пехотинца и орденоносца, Олег Владимирович сохранил ясность ума и бодрость духа. Он с гордостью носит пиджак с медалями и знаками отличия, а их у него немало: орден Крас-ной Звезды, медаль за боевые заслуги, орден боевого Крас-ного Знамени и др.
   
   Пожилому мужчине часто снятся сны о годах, прове-денных в рабстве. Плохие это сны, он просыпается, а потом долго не может за-снуть.
   А ещё Олег Владимирович часто с грустью думает о Рашиде, Халиле и Мизоре.
   Узнать бы, как они там …друзья по несчастью.

(Несколько лет назад он умер)
      


Рецензии
Кошмарные истории Егор.
Много горя и радостей хранят горы Кавказа.
А кому горе,а кому радость,-знает лишь сам человек.
Очень трагическая история.Искренно сочувствую

Махирбек Низамович Еминов   08.01.2013 22:15     Заявить о нарушении
Благодарю Вас!

Игорь Братченко   08.01.2013 23:22   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.