Память

   
      На очередном заседании «Союза поэтов Ярославля» перед нами выступила Дябина Раиса Николаевна. Тема её выступления была лаконична – «Поэзия Константина Симонова и Великая Отечественная война».
     Ну, кажется, кто из нас не знает о Константине Симонове? Я часто ловлю себя на том, что только  его четыре строки:
-«Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: - Повезло».
из большого стихотворения «Жди меня», являются именно тем краеугольным камнем истины о прошедшей войне, что, только прочитав их, уже практически говорить не о чем. Вот она – ИСТИНА! Вот тот оселок великого поэта, который настолько заточил его творчество….  только четыре строки и всё! Всё ясно и понятно.
     Я впервые видел Раису Николаевну в отличие от других членов «Союза». И мне она была пока интересна, как новый знакомый.
     Невысокая, худенькая женщина, с огромными красиво сверкающими глазами, скромно, но с достоинством поднялась со своего места, когда Светлана Павловна Осипова, председатель «Союза», представила её нам. Как бывший военный, я сразу обратил внимание на большое количество орденских планок на её груди. Чего скрывать. В голове промелькнуло: - «Ого! Этот лектор не по книгам знает то, о чем будет сейчас говорить. Интересно! Послушаем!»
     Лекция началась. Господи, что я говорю! Какая лекция? Да в жизни мной было прослушано столько лекций и интересных, и скучных, и живых, и по - настоящему мертвых…. Но эта…! Нет, только не лекция. Разговор… не подходит. Доверительная беседа… не то. Вы знаете, я не могу определить, что же это было.
     Уже потом, когда я готовил материал для этой статьи, узнал – Раиса Николаевна проработала экскурсоводом целых 30 лет на маршруте «Золотое кольцо». Казалось опыта ей не занимать. Лексика и умение вести как беседу, так и диалог, очень основательные. Но то, что слышал я, не подходило не по одному критерию к тому, к чему мы привыкли на экскурсиях, в светлых лекционных залах, в учебных аудиториях.
     Слегка дрожащий от не наигранного волнения голос. Интимно-волнительное придыхание в конце и начале фраз. Легкое кокетство, без малейшего признака игры. Все это настолько восхищало, околдовывало слушателей, в том числе и меня, той магией настоящего, чистого, искреннего слова, того СЛОВА, идущего именно от души, что хотелось слушать, слушать, слушать. Слушать с одинаковым вниманием и о поэзии Константина Симонова, и о боевом пути молодой девушки – медсестры в передвижном полевом госпитале, и о кочевой жизни в роли жены офицера, и о создании книги «Вечная память». Не важно, было - о чем, важно было - как. И это словно гвоздями намертво вбивало в память каждое слово, каждую фразу, каждый эпизод из рассказа Раисы Николаевны.
     Вот молодой Константин Симонов принимает первый бой на Буйничском поле под Могилевом. Он пишет свой первый репортаж о восемнадцати подбитых танках противника.
     Его рука при тусклом свете коптящего светильника из гильзы малокалиберного снаряда, выводит на страницах потрепанного блокнота, первые строки – «Жди меня и я вернусь…»
     Хриплый голос уставшего до изнеможения хирурга полевого госпиталя: - «Раздевайся! И ложись рядом!» В ответ тихо и смущенно: - «Я не знаю…». Блеск скальпеля в свете керосиновой лампы. Треск разрезаемого рукава единственного и поэтому самого лучшего платья, и постепенно наваливающаяся слабость при переливании крови тяжело раненному бойцу – Мордвинцеву Михаилу Ильичу, который  не только теперь выживет, но и будет дальше бить фашистов. А потом напишет стихи о том, как медсестра Рая спасла его жизнь своей кровью.
     29 июля 1942 года. Освобожденная от немцев Калуга. Крыльцо с разбитыми ступенями. Местный ЗАГС. Володя, её Володя, сворачивает вчетверо справку о регистрации брака и кладет её в левый карман гимнастерки, ближе к сердцу, со словами: - «Это самое дорогое, что у меня есть в жизни».
     Буйничское поле под Могилевом. Наши дни. Урна с прахом Константина Симонова. Вольный ветер подхватывает пепел, разнося его по всему полю. Поэт и писатель, драматург и публицист, а прежде всего воин и военный корреспондент возвращается к своим друзьям, кровью которых полито это поле.
     Май 1945 года. Победа! Два любящих сердца. Одно в Берлине, другое в Кенигсберге. Им суждено встретиться лишь через несколько месяцев и не расставаться никогда. Кочевая жизнь офицера – Урал, казахская степь, Чукотка, сопки Манчжурии. Землянки, бараки, железнодорожные вагоны…. И она всегда рядом.  И, назло всему, счастье длиною в 67 лет.
     Раиса Николаевна заканчивает. Тишина. Минуту царит тишина. Я даже трясу головой, настолько она пронзительна и величественна в этот момент. Все потрясены выступлением медсестры передвижного полевого госпиталя. Да! Именно медсестры! Ни ветерана Великой Отечественной войны. Ни уважаемого и заслуженного жителя города Ярославля. Ни верного помощника, а в чем то и активного участника создания книги «Вечная память»…  А именно медсестры полевого госпиталя, красивой и жизнерадостной Раи с большими красивыми и светящимися внутренним огнем глазами. Потому что именно её – красавицу Раю - видели мы эти сорок минут перед собой.
     И только после этой минуты – шквал аплодисментов. Для любого выступающего, будь то певец, поэт, артист дорогого стоит эта минута тишины, а потом гром овации. Это надо заслужить.
     Раиса Николаевна садится. Она наша гостья. Она наша добрая волшебница. Она наша царица. И мы как её верные поданные стремимся выразить ей своё почтение. Желающим выступить нет числа. Воспоминания о дедах, отцах, братьях воевавших в годы Гражданской и Великой Отечественной войн и, конечно, стихи.
     Рассказ Раисы Николаевны затронул такие струны в наших душах, что не звенеть стихами они просто не могут. Наши поэтессы Королева Любовь Анатольевна и Пущаенко Нина Трофимовна делятся воспоминаниями о военном детстве, о бомбежках Ярославля и читают свои стихи, посвященные тому времени. Светлана Павловна Осипова рассказывает о своих первых выступлениях в военных госпиталях, куда её девочкой приводила мама и стихи о кусочке сахара, подаренного ей раненым бойцом за это выступление.
     Мужчины вторят женщинам. Их стихи более суровы. Но и среди них есть лирики. Новиков Евгений Иванович – о памяти погибших на войне. Титов Николай Николаевич – о тяжести военного времени и стойкости нашего народа. Зуйков Петр Иванович делится воспоминаниями о войне в стихотворной форме. И опять стихи о любви, мастерски исполненные  Божковым Владимиром Павловичем. Выступают все!  Я мысленно прошу прощения у тех, чьи фамилии не называю. Объём статьи не позволяет сказать о каждом.
     Я наблюдаю за Раисой Николаевной. Глаза её продолжают светиться молодым задором, но на лице явная растерянность. Это подтверждается, когда  Светлана Павловна предлагает ей, что-то сказать в заключение.
     «Я искренний человек, - начинает Раиса Николаевна, нервно теребя платочек: - Я очень искренний человек. И говорю искренне. Право, я поражена, и у меня  нет слов. Это просто не передать словами, что я сейчас чувствую. Столько талантов! Столько прекрасных стихов. Я просто не представляла, что такое может быть. Спасибо вам всем. Большое спасибо!»
     Я возвращаюсь домой. Настроение прекрасное. Это ли не счастье, встретить и иметь возможность побеседовать с замечательным человеком. Пройти с ним полный лишений и трудностей путь по фронтам Великой Отечественной войны и сохранить в душе тепло, верность и любовь. Именно так и никак иначе. И я благодарен медсестре Рае за ту память, что она оставила в моей душе о себе.
               
                Член «Союза поэтов Ярославля».
                Сергей Кабанов,
                руководитель корпункта    Городского Совета ветеранов.   
                Председатель Совета ветеранов Кировского района г. Ярославля.




    
   


Рецензии