Халява

      
      Из цикла: Север Крайний.

      Я несколько лет прожила на Севере и надо сказать, что это были лучшие годы в моей жизни. Я нигде и никогда не видела такой огромной луны, такого обилия грибов, ягод и цветов. Север состоит из контрастов: за минус 40 зимой и плюс 40 летом; ватная тишина в зимнем лесу и несмолкаемый гомон птиц летом; брусничные склоны сопок и снежные вершины гор. А сколько хороших друзей осталось у меня на Севере. Многие события стали забываться, но отдельные истории я хочу записать и поделиться с Вами, мои дорогие читатели, открывая цикл рассказов о Севере Крайнем.
      Поселок, в котором я жила, располагался на высоком берегу реки Алдан. В мае, когда Алдан разливался в половодье, нагромождая целые торосы разноцветного льда, все бежали на берег и бросали на лед монетки с пожеланиями благодатного лета, здоровья и счастья. Стремительное течение с грохотом уносило наши монетки, глыбы льда,  вырванные с корнем деревья, забытые на берегу лодки. Как- только река очищалась ото льда, сразу наступало лето. Алдан входил в свое привычное русло, обнажая заливные островки, богатые наносным илом. Почти все жители поселка имели моторные лодки, так как любителей рыбалки у нас было много, а рыба водилась, особенно в лиманах и озерах, куда молодь заходила во время половодья.
      Наступила грибная пора, заготовка маслят. За маслятами далеко ходить не надо было. Утром пораньше с ведром пройдешься  за теплицами и на жареху соберешь! Как-то вечером я пригласила своих приятелей на ужин с грибами, и разговор зашел о том, что не худо было бы заготовить на зиму сухих  белых  грибов. Николай сказал – Да без проблем!Я вас, девчонки, отвезу в одно место, где растут такие грибы, что вы ахните! Я, считая себя знатоком по грибам, не поверила, что меня можно чем-то удивить. В субботу, как и было договорено, мы собрались на лодочной пристани, где у Николая была причалена  моторная лодка. С собой взяла два ведра.  Комаров в это время в лесу было много и я,  под спортивный костюм, поддела колготки, чтоб не прокусили комары.
      Сразу за поселком, лодка свернула в протоку, и я принялась разглядывать берега, наслаждаясь речной свежестью и пышной зеленью. Ехали не очень долго и наконец, лодка уткнулась в илистый берег. Мы договорились встретиться через час на берегу и разошлись.  Едва я вступила под кроны деревьев, как  увидела огромные, размером с большое чайное блюдечко, коричневые шляпки белых грибов. Они были повсюду. Заорав от восторга «Халява!» я кинулась на добычу. Шесть штук грибов тут же заполнили одно ведро. Тогда я решила собирать одни ножки. Большие ножки грибов я плотно утрамбовала в оба ведра за 20 минут. Быстренько отнесла это богатство к лодке в надежде на то, что у Николая окажется лишнее свободное ведро, но мои надежды не оправдались. Тогда я сняла шерстяную спортивную ветровку и сделала из нее рюкзак, который набила принесенными ножками из двух ведер. Схватив пустые ведра, я кинулась в лесок, и снова набрала два ведра ножек. У лодки я решила снять колготки и набить их грибами. Получились две огромные ноги. Я снова пошла в лес и до самого верха ведер плотно набила  еще грибов. Комары тучей облепили меня, кусали нещадно, но в азарте сбора, я их даже не замечала. За час я заполнила  все емкости грибами. Я собрала больше всех и гордилась этим. На обратном пути я только и тарахтела о необыкновенных грибах и что это просто удача найти такие большие грибы и не червивые. Николай, глядя на  мои грибы, почему-то странно улыбался.
     До лодочной пристани мы добирались немного дольше, так как двигались против течения и с грузом. Когда прибыли на место, я поняла, почему так загадочно улыбался Николай. Коля с Ниной взяли свои ведра, и пошли домой. От их помощи я опрометчиво отказалась. От лодочной пристани нужно было подняться вверх по деревянным мосткам  метров  пятнадцать, а потом еще по центральной улице до моего дома шагать минут двадцать, а там влезть на третий этаж и я дома. Все сразу поднять наверх у меня не получилось, я частями поднимала по лесенке,  но потом. «Лошади, глядя мне вслед, рыдали бы от жалости».
      На спине у меня бугрился самодельный рюкзак, на шее ниже моих колен висели колготки с грибами, в руках было по большому ведру. Пот заливал мне глаза. Мне было так тяжело, что я ничего уже не соображала. Встречные люди провожали меня удивленными взглядами, но я упорно двигалась к дому. На свой этаж я влезала тоже по частям. Перевалившись через порог, я бросила грибы в прихожей и растянулась на  ковре. Через несколько минут я стала приходить в себя.
      Два дня я чистила, резала и развешивала в квартире на сушку грибы, и еще три недели грибы сохли, издавая специфические запахи. Я ненавидела их, ненавидела свой азарт, себя и Кольку. Сушеных грибов получилось столько, что я смогла послать посылку маме и сама почти два года ела суп их этих грибов.
      Вот до чего довело меня это сладкое слово «халява»!



                Июнь 2011 года.




    Фото из интернета. Спасибо автору.


Рецензии
С удовольствием читаю Ваши рассказы. Иногда, даже завидую тому, какое у Вас было интересное северное детство. Вы очень вкусно его описываете, так и чувствую запах то сена, то лошади, то пожара, то роз.И, конечно, грибов.
Вот только не поняла, почему Вы собирали только грибные ножки, а не шляпки?
По моему шляпки вкуснее?
Всего Вам самого доброго ЭРа

Элла Рахманова   13.12.2018 10:15     Заявить о нарушении
Извините, пропустила ваш визит, поэтому не отреагировала. Ножки собирала потому, что их в ведро помешалось больше, а шляпки заполняли ведро быстрей, потому что были очень большие. Спасибо за вопрос. Поздравляю с наступающим новым годом!

Валентина Симакова   28.12.2018 09:04   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.