Нелюбимая
Миниатюра «Не жена». Татьяна Чехова
http://www.proza.ru/2010/04/05/1264
«Она не просила, смирилась».
Т.Чехова
Что же, и такой бывает любовь... Однобокой, неразделенной, приниженной, одинокой. Убогой, одним словом. Женщина вызывает не столько сострадание, сколько жалость, а, возможно, и неприятие.
Кто же Маня, о судьбе которой повествует одна из уважаемых мною авторов?
Жена? Нет, по сути, прислуга бессловесная, да еще и ... бесплатная. При мужчине, при сыне, при парализованной старушке. Обслуживает их, обхаживает большой дом. Ее используют, но она терпит и терпит смиренно, безропотно, лишь изредка мечтает вернуться в деревню.
Семья? Нет, даже не гражданский брак, а так, сожительство. Ради чего?
Раба любви? Из дальней деревни – в город, на тяжелую работ, сначала ради заработка, затем ради пенсии. Сколько их, таких девчонок, умчавшихся от родного дома в город? Потерявшихся там, не прижившихся душой, с изломанными судьбами.
Со стороны, читая, мы можем осуждать грубое, потребительское отношение к женщине со стороны мужчины. Хотя... Какие претензии к нему, если не любил, а так, привел в свой дом, не отказавшись от ребенка. И за одно это ее "благодарность к Николаю была безгранична".
Ноги ему, конечно, она не мыла и воду после не пила, а в остальном жила женскими хлопотами, тяжело трудилась, надрываясь и дома, и на работе.
Нелюбимая... Понимала же это, но не приняла сердцем... И пошла выбранным путем, шаг за шагом творя свою женскую судьбу.
Снова одиночество под одним кровом. Но даже не вдвоем, а действительно одна, как перст, но при нем, при мужчине.
Что же было у Марии в жизни своего? И мужчина не ее, и дом не ее, и тяжело больная старушка, за которой ухаживала, не ее мать... И сын, рожденный ею, пошел весь в отца, и тоже не ее, хотя и родной по крови...
Почему?
Опять привычно винить обстоятельства?
Пенять мужчине, что он-де плохой, "не такой", какой нужен женщине?
Посочувствовать Мане, мол, характер у нее покладистый да робкий, жалостливый?
Но со всем этим можно не согласиться. Характер - не только неосознанное (генетическая предрасположенность), но и приобретенное в социуме, т.е. осознанное. Здесь стоит вспомнить хрестоматийное чеховское, как он по капле выдавливал из себя "раба", чтобы стать тем, каким хотел себя видеть.
Выбор и действия принимает сам человек. Никто не принуждал Маню к такой жизни. Сама распорядилась своей судьбой, да еще и благодарна была, что приютили в чужом доме.
Николай - чем виноват перед ней, не любимой? Он ничего ей не обещал, и напрасно было ее долголетнее ожидание. Да, он неприятный тип, грубый, жесткий, судя по рассказу. Чего стоят его слова:
"Да, скажи еще спасибо, что в дом свой пустил. Ты мне ноги мыть и воду пить должна! Твое дело жратва и чистая рубаха."
Хорошо бы, автор сгустила "краски". Но... Сколько женщин ежедневно слышат подобное и ... смиренно "утирают лицо", живя дальше, декларируя, мол, сохраняют «семью». Часто еще и преподносят это как жертву со своей стороны: все ради ребенка, чтобы был у того отец...
Так и живут, одинокие, унижаемые, и битые, и проклинаемые, но при «штанах.» Как же иначе? Замужем. Но не За мужем*.
И, конечно, их жалеют, им сочувствуют, что мужик «не тот» ей достался. Но, простите, а почему взяла, что под руку попалось? Кофточку или обувь и то примеряют, а Манечка? Пусть не мужа, но отца ребенку стоит вы-би-рать, ибо ты выбираешь не только свою судьбу, но и определяешь судьбу ребенка. И еще неизвестно, не обвинит ли со временем взрослый сын мать свою…
Не удивительно, что в такой «семье» и сын не стал ей близким человеком. Наблюдая на протяжении всей своей жизни "странные" отношения между родителями, он не воспротивился, не встал на защиту матери, но пошел по «стопам» отца своего, имея такой «образец» для подражания. (Но... родителей не выбирают).
«Еда, чистая одежда и деньги, - вот все, что ему было нужно от нее». – Как же горько было от этого Мане. Что она чувствовала, теперь уже терпя и равнодушие сына?
Маня приняла на себя бремя безответной любви, готовая на все ради Николая.
Впрочем, чем же он ее так привлек, до любви «без памяти»? Судя по всему, лишь красивым лицом, и только:
"Маня полюбила его сразу же, как только увидела. Да и как можно было его не любить! Он был красавец. От улыбки, сладкой и белозубой, кружились женские головы. Манечка не была исключением и была готова на все. "
Вот она – готовность – нести свой выбор смиренно. Так кто виноват, что такая у Марии судьба?
Кроме готовности к слепому самопожертвованию, совсем не лишне помнить и о женской гордости, беречь достоинство свое. А так… Готовая на все, Манечка бросила все, нужное женщине, под ноги мужику, любимому. Растоптал, не печалясь…
Предполагаю, что найдутся и те читатели, что будут превозносить Маню за ее добродетель – не «законная» жена, а она ухаживала за Николаем после инсульта (в течение шести лет?!). Это же что за тяжесть для пожилой женщины! Тоже рок: сначала парализованная старуха, затем ее немощный сын? Нет, не рок, а только ее личный выбор…
Если для женщина смысл жизни - годить, ухаживать, прислуживать, смиренно переносить нелюбовь к себе, - то она и получает то, что принимается ею, как должное, - такую незавидную, убогую судьбу.
Повторюсь, должно любить себя, еще только осознав себя женщиной. И воспитывать в себе Женщину, мудрую, прежде всего.
Не стоит хвататься за любую, протянутую к ней руку, как спасительную «соломинку» от одиночества.
Не стоит прощать обиды: всепрощение развращает мужчину, разрешая ему и в дальнейшем все…
История, поведанная автором, увы, не редкость. И тем сильнее протестует моя душа против попранной женской любви, против женского одиночества, против мужика-развратника, открыто использующего женщину. Пусть нелюбимая, но женщина рядом – это удобно Николаю, он равнодушен и не испытывает вины перед ней, ее присутствие в доме ничуть не мешает ему жить в свое удовольствие, находя его на стороне.
Впрочем, каково ему – много лет жить с нелюбимой женщиной? Об этом можно лишь догадываться. И не стоит спешить с обвинением: его выбор тоже непрост.
Эгоцентризм мужчины и безропотность женщины. Вот такие две противоположности соединились в этом рассказе. Две судьбы, не ставшие одной. Впрочем, уточню, здесь две неудавшиеся судьбы. И, возможно, случится еще одна неудача, если сын не отринет образ своей родительской «семьи».
Марии уже ничем не помочь. Даже прощаясь с покойником, она осталась прежней, все так же беспокоясь:
- Ну, что Коленька? Все ли я тебе отдала, что была должна? – коснувшись его рук, прошептала Маня.
И только сейчас немуж "простил" ей долг: «В ответ была тишина».
Как же помочь реальным женщинам, бедующим свою судьбу?
Как им донести, что они никому ничего не должны, кроме… себя?
Себе, своей жизни задолжали, не прожив ее,единственную, Богом данную…
Ну, почему наши женщины добровольно взваливают на себя столь тяжкий «крест»? Ментальность? Наследие домостроя? Материальные трудности?
Нет, не стоит выискивать обстоятельства, оправдывающие безвольную женщину.
Посмотрите на женщин в «дальнем» зарубежье. Они не тащат на себе и дом, и мужика, и детей великовозрастных, да еще и внуков в придачу. Как и наши, и любят, и разводятся, и работают помногу, и семьи многодетные, по нашим меркам. И пенсию, конечно, зарабатывают.
Но! Они, как и мужчины, ценят в себе самостоятельную, спокойную, мудрую, наконец, ухоженную женщину. Не потому это удается, что мужчины там другие или материальные возможности получше. А потому, что у женщин иное отношение к себе, чем у моих соотечественниц. Просто они привыкли любить себя, и это не зазорно, наоборот, позволяет им быть счастливыми, жить наполненной жизнью, не комплексовать из-за боязни одиночества.
В заключение следует оценить труд души автора, тоже женщины, сумевшей не только тронуть читателя рассказом о женском мытарстве, но и подвести к размышлению: почему мы такие, почему готовы жертвовать ради кого-то, и при этом совершенно не любить себя, не сделав ничего хорошего лично для себя…
Почему? Этот вопрос к нам, читателям, даже, скорее, к читательницам.
Ответив на него, можно еще изменить свою жизнь, можно найти путь к себе, Женщине. Успеть бы...
Так что, задумаемся, подруги?! Рядом наши дочери. А уж у них не должно быть Маниной судьбы. Взрослые дочери, пока что мы в ответе за вас и перед ... вами.
-------
*/ Замужем - за мужем т. е. за спиной мужа, под защитой мужчины.
Photo Internet
Свидетельство о публикации №211061600148
Нет, конечно, не эгоизм.
Но любовь, во имя того, чтобы можно было сказать: "Я сама сделала свою судьбу", Если не сама, никто так не знает тебя, и потому только ты можешь сотворить себя, свой мир, чутко слушая "голос совести" (или голос души).
Удачи тебе! ☺...
Мила Логвинова 19.05.2016 20:17 Заявить о нарушении