прогресс или путешествие во времени

Надо же! Прогресс дошел  и до моей школы – у нее появился свой сайт в Интернете! У моей самой любимой школы (наша семья много переезжала, и я часто меняла школы). Да, старые фотографии, расписания, списки учителей… (сайт еще не полностью завершен) А в списке – половина учителей незнакомые, нашей классной Анны Владимировны нет (давно переехала…  действительно КЛАССНАЯ классная!), а вот наша учительница биологии стала директором! –здорово, она хороший человек и первоклассный педагог, я до сих пор помню ее уроки: семейства крестоцветных, розоцветных, которые надо было узнать по гербариям, бактерии и водоросли под микроскопом, фильмы о папоротниках и динозаврах… Это она же, заметив, что ученик на последней парте заснул (учились во 2ую смену, урок последний, зима, темно), а  Сашка попытался Игоря разбудить, сказала: «Не будите, ребята! Пусть спит! Он, наверно, не выспался дома, устал..».  Да, таких учителей еще поискать надо! Кстати, наш класс почему-то (по любви, конечно, по восхищению!) охотно помогал ей ухаживать за попугайчиками, хомячками, рыбками в «живом уголке», мы без напряга по собственной воле убирались в ее кабинете, хотя это был и не наш кабинет. Просто так. Потому что с ней было интересно. Сейчас она, наверно, нас и не узнала бы…  Поколение 80-ых-90х. Нас было много. Это позже нас разбросало в разные стороны, некоторых растоптало…  А тогда нас было много.  Только в нашем потоке было 4 параллельных класса: А,Б,В,Г.  (Я училась в 6 и затем 7 Г) В каждом классе по 30 с лишним учеников.  Учились в 2 смены. Нагрузка на учителей была колоссальная. А у них еще хватало и любви, и мудрости.  А мы (дети!) с радостью сбегали с лестницы, кидая вверх сумки – когда не было урока (учитель заболел), мы, конечно, радовались не болезни учителя, а отсутствию урока, но всё равно мне сейчас как-то неловко… Сколько они нам давали: знаний, тепла, доброты…  Бесконечные факультативы, кружки…. (как сейчас помню – ни минуты свободной, т.е. праздной, бездельной)  Это Дом Пионеров, Дома творчества сдохли, сломались, а в школе за нас еще боролись, не отдавали цепким когтям улицы, подворотням, алкоголю, наркотикам… Наши учителя за нас боролись! То, что сейчас вы видите, - это благодаря им! Факультативы мне нравились, единственно, что не нравилось – это производительный труд по субботам. Суббота был выходной день (учились только 9,10 и 11 классы), а тут – тащись в школу на этот труд! На производительном  труде мы вязали. Только появлялась я там очень редко, потому весь дневник у меня был испещрен красными записями : « не была на производительном  труде!»  Неудивительно, что за год (!) я не довязала и одной пинетки! Да, труд у меня получался совсем непроизводительным))))  То же самое на уроках труда: половина девчонок вязали, половина мотали клубки пряжи.  Нетрудно догадаться, в какой половине была я)))) Вот один разговор на уроке труда:  Учительница : «девочки, запишем рецепты или будем готовить?!» Девочки хором: «Ирина Николаевна! Давайте запишем, а готовить не будем!»  Демократия ))))  Да, каждому позволялось делать то, к чему душа лежит: кто хотел – вязал, кто хотел – шил, а кто ничего не хотел (не лежала к этому душа!) – мотал клубки. Единственное условие – не мешать другим. Вот половина девчонок и мотали клубки; заслуженные мотальщицы и чесальщицы языков)))) Моя мама так и угарала надо мной (когда я возвращалась с производительного труда): «А вот и заслуженная мотальщица пришла!» Да, были разговоры по душам, анекдоты… А еще – песни! Да, мы на уроках труда ПЕЛИ! Ну, мотали клубки и пели ))) «Шумел камыш, деревья гнулись, а ночка темная была…» Учительница слушала и радовалась. А когда в конце года незаметно итоговая оценка по труду в моем дневнике оказалась 5, меня начали одолевать угрызения совести – надо было хоть одну пинетку довязать!
Если на уроках труда мы пели, то на уроках музыки НЕ пели, а писали тексты для хора  и слушали «Руслана и Людмилу» …весь год. То ли у нее не было других пластинок, то ли она забывала, что мы это уже слушали. Как бы там ни было, но к концу года я сама чуть ли не выла, как Черномор! …Участия в хоре мне удалось избежать)))  К слову, во 2 и 3 классе я пела в хоре – и мне этого хватило! Если бы можно было петь то, что хочешь, а так – не хотелось! Вот и на прослушивании я нарочно не попадала в нужные места, она ничего не поняла, махнула рукой и :»Следующий!»  Наш класс оказался на удивление «без слуха и голоса» (и остальные, наученные горьким опытом,  проделали то же самое). Зато какие музыкальные номера проделывали эти «без слуха и голоса» на школьных вечерах и конкурсах! Вечеров было много… Готовились отчаянно. Сами придумывали сцены, костюмы, подбирали музыку, спорили до хрипоты, до ссор! –Но всегда мирились, репетировали, угарали… Учителя нам  не мешали, вовсе не вмешивались!  Какие смелые, бесшабашные идеи, как мы были открыты, искренни, вдохновенны! И ,конечно, заняли 1-ое место! Среди всех классов! Даже у старшеклассников выиграли! –Мы сделали их! Всем понравилось наше выступление)))  …Даже соперникам-страшеклассникам. А они ведь нам тогда казались такими большими, такими взрослыми, такими недосягаемыми! Да, 4 года в детстве – это слишком много (если нам было 12 лет, то им, выпускникам, 16). После этого вечера они к нам стали относиться иначе, просто заметили нас! –заметили, что это не мелюзга мешается у них под ногами, а личности, которые еще как и еще очень много умеют и могут! Мы подружились с ними. Они оказались хорошими ребятами. Мой привет тем выпускникам ))) …Еще в Спарте было замечено, что если ребенку удается в чем-то побороть, победить взрослого (например, даже украсть у взрослых что-либо), то это воспитывает в человеке смелость. Спартанцы не наказывали за такие поступки детей, наоборот – даже поощряли! Из таких детей вырастали смелые воины. (Интересная особенность, надо посмотреть по психологии) Но человек ведь рождается и воспитывается не для того, чтобы быть винтиком в военной машине –такое общество обречено, что и произошло со спартанским. Человек, как это ни банально звучит, рождается …для счастья.
Это прекрасно знали наши учителя (мудрецы!), потому не подавляли нас, не прессинговали. Позволяли нам быть самими собой – детьми. А как трудно работать, воспитывать , учить детей, а особенно детей-подростков, в которых изначально природой (переходный возраст!)  заложены конфликтность, протестность. Помню, даже моя многотерпимая бабушка не выдерживала, когда я всё вверх дном в доме переворачивала, мама же всегда меня защищала: «Это же ребенок, а не истукан! А детям положено бегать, играть…»  Вот и в школе мы носились, прыгали, скакали, бросали бомбочки, играли на выигрыш во вкладыши от жвачек…  Конечно, и на уроках шалили, баловались. Конечно, учителя журили за проделки, но всё было так человечно, что душевных ран не наносилось. И мы очень любили своих учителей, однажды, когда узнали (а слухи по школе, как в любом коллективе, распространяются быстро), что наша Наталья Михайловна (учительница алгебры и геометрии и классная параллельного В)  выходит замуж и уезжает, пришли к ней в кабинет всей «делегацией» - всем классом и :»Наталья Михайловна! Пожалуйста, не уезжайте!» …Не уехала. Вышла замуж, но не уехала. Сейчас представила эту сцену; как, наверно, она была растрогана! Какие мы все же молодцы! Потому как именно такие моменты и поддерживали наших учителей в самые трудные времена. Сейчас вспоминала и не вспомнила ни одного конфликта с учителями: ни у меня, ни у кого-либо из класса. Нас – неуравновешенных, озорных подростков учителя учили, воспитывали, трансформировали конфликты …обезоруживали своей любовью! Кажется, Шоу сказал, что самый лучший способ воспитать ребенка- это любить его. Что еще скажешь?! –Это так. Мягкость без любви ведет к избалованности и извращенности ребенка, строгость и требовательность без любви – к деспотизму и подавлению личности. …А в другой школе (в 9 классе да и позже) у меня с учителями были конфликты (доставалось и за «вирши», и за рассказы и за «неуправляемость»). Думаю, вряд ли я была в 12 лет другой – мягкой и пушистой. (Да и сейчас, как вы могли убедиться, мягкой и пушистой не стала) Да, точно не была! Вспомнила один случай дома. У нас гостил мой двоюродный дядя (недавно освободившийся из мест не столь отдаленных) с тетей и со своей очередной гражданской женой (хоть он и был дерьмовским человеком, но он – наш родственник и потому наша семья ему в крове, безусловно, отказать не могла), так вот меня угораздило назвать его козлом (назвать вещи своими именами), за что он хотел побить меня (только попробовал бы!), т.к. силы были слишком неравны: 12летняя девчонка и здоровенный, взрослый мужик, пришлось сигануть на дерево, а потом через забор и так вести перепалку. Нет,  мягкой и пушистой я не была. …Обезоруживали любовью)))
Кстати, этот «вирус любви-дружбы» вовсю летал в нашем классе. У нас были три пары (девчонка-мальчишка), что дружили, сидели за одной партой. И учителя об этом знали, но , вероятно, рассудили так: пусть лучше дружат, чем друг другу морды бьют!  А остальные ребята  в классе флиртовали друг с другом. –Действие «вируса». Это, кстати, и научно доказано, что если в коллективе есть влюбленная пара, то и остальные очень легко влюбляются . Аура)))  И удивительно – никто в классе (и вне класса – в школе) не обзывался, не обижал, как это обычно бывает (дети иногда чудовищно жестоки). Действие ауры)))  Да, ходили в кино, гуляли, дружили…  Не сказать, чтобы «взрослая любовь», но и уже не детство. Уже не детство – еще не юность. Из всего этого мы вынесли бесценный «клад»: в отношениях между людьми, когда они нравятся друг другу, нет ничего позорного, стыдного, нет ничьей вины, наоборот – это здорово!  …Ну, да, мы-девчонки в раздевалке признавались друг другу –по большому секрету, т.к. стыдно, потому шепотом, - что «я еще иногда играю в куклы» -«и я тоже». И играли «в бутылочку» с мальчишками, которые еще играли в машинки и самолетики. Да, и мальчишки хотели на нас произвести впечатление. Особенно старался Сашка; он на физ-ре во время игры в волейбол эффектно падал – хотел произвести впечатление. Производил, но не то, которое хотел; мы в раздевалке хохотали и делали ставки – сколько раз он упадет в следующем матче ))) И вот еще: «Мама, я уже взрослая, а ты мне даришь игрушки, как маленькой!» Вот и пойми; что нужно 12летнему человеку! Разве что еще раз посмотреть фильм  «Бум» и «Бум 2». Не могу не вспомнить добрым словом и моего друга – Пашку ))) Мой первый день в новой школе, сижу за партой, подходит мальчишка и : «Можно я с тобой сяду?!» - «Садись! Мне-то что». (Я еще не успела ни с кем познакомиться, подружиться, потому предпочтений не имела) Первое впечатление – скорее досады и раздражения: и так нелегко, а он еще со своими расспросами – ты откуда приехала, где училась, где живешь… Поговорили. А потом он мне понравился –да так понравился, что я с ним просидела за одной партой все 2 года! Белокурые, вьющиеся волосы, голубые глаза… Веселый, легкий нрав.  Похож на ангела и на Есенина )))  Хулиган. Его фамилия была постоянно на устах у  учителей. Но шутки и проказы не были злыми. С ним было весело. За фасадом баловства был справедливый, честный и добрый человек. Рыцарь-хулиган. Мы с ним совпадали системой ценностей. Однажды (чтобы покорить мое сердце) он принес в школу пистолет – переделанный из газового боевой (откуда достал – так и не признался), постреляли по пивным банкам… Да и я была не паинькой, в 1ом классе, помню, даже стояла в углу за слишком бурную деятельность, которая носила отнюдь не учебный характер, - и мне в углу понравилось! )))  Да уж, та еще парочка. Бони и Клайд. …А учиться он мог бы и лучше (мозги у него были что надо), просто его родителям было не до него: ходит в школу и ладно, разгильдяй – и ладно! У нас были разные обстоятельства. Я тоже какое-то время разгильдяйничала, книжки в руки брала редко (глубоко переживала семейные проблемы, а тут еще переезд, переход в другую школу…  на меня всё разом навалилось, было не до учебы), что не замедлило сказаться на результатах: во 2ой четверти у меня даже по истории оказалась тройка! А историю я всегда любила, это было для меня, как холодный душ. Но повлияло больше не это, а та тишина, которая была, когда мы с мамой возвращались после окончания четверти из школы домой. Она не кричала, не ругалась (и мне было бы, ей-Богу, легче, если бы она кричала), а молчала, я же в свою очередь не решалась заговорить. Не было ничего тяжелее этой свинцовой тишины. Я про себя терзала себя раскаиваниями: мама работает, выбивается из всех сил, чтобы меня поставить на ноги, а я даже учиться нормально не хочу! «Мама, прости меня! Не огорчайся. Я всё исправлю!» Она мне поверила. Я, конечно, всё исправила. С тех пор для меня не было пути назад.
А путей-дорог, по которым впоследствии меня мотала жизнь, было много. О, как дорого я бы сейчас отдала, чтобы идти по той дороге!..  Под дремучими ветвями сонных деревьев, по аллее задумчивых грез под неслышный шепот осенней листвы с запахом неба, дождя…  «плачущее небо под ногами!»,  где бесконечность усыпана живым золотом, а небо обнимает своего единственного возлюбленного путника-поэта…    «уходят в последнюю осень поэты…»   …Этой фотографии на сайте нет.


Рецензии
С ностальгией в детство!
Спасибо АВТОРУ!
Галина.

Галина Ефатерова   30.06.2011 14:17     Заявить о нарушении