мой Дон Кихот

…Когда пишу (творю), я могу быть всем, не переставая оставаться собой. Тайна. Одна из многих тайн Творца, самая большая из которых – сам человек.

Может, к кому-то вернется вера, может, кто-то снова увидит свет…
 
Когда мне трудно и тяжело, когда меня одолевают тяжелые думы, а сердце обволакивает уныние, когда я не знаю – к чему стремиться, не вижу свет, к которому нужно идти, когда на душе одно смятение и хаос, я захожу в эту потаенную «комнату», где – все то, что я люблю, где все те, кого я люблю. – И снова вижу свет и смысл жизни, на душе становится светло и ясно.  …Пример мужества, пример честности, пример доброты, любви и сострадания - пример святости. И мне становится стыдно за то, что я позволила слабодушию подкрасться к своему сердцу. Разве можно жить иначе – после того, что произошло в 1431 году?! Разве могут быть другие дороги?!.  Пусть многие сейчас скажут, что делать что-либо для других, а не только для себя – это безумие, что сострадать другому, делиться с ним последним, что имеешь – это безумие, что пытаться спасти другого, даже рискуя своей жизнью, - это безумие. Это всегда было безумием.  …И мой первый любимый классический литературный персонаж был безумным. Дон Кихот. Мой первый, мой любимый. Мне было 8 лет, я училась во 2ую смену, а утром по ТВ показывали экранизации классических произведений. Моим первым классическим произведением был «Дон Кихот». Нет, мама мне не читала серьезную классическую литературу, п.ч. считала это преждевременным. Мама мне читала сказки. Но вся литература для ребенка преждевременна! Это слова Марины Цветаевой, к которым ничего не прибавишь, советую лишь прочитать ее произведение «Мой Пушкин», где детское восприятие творчества (самое верное!) отображено превосходно. Ну так вот, мама мне читала сказки, я любила их слушать, даже тогда, когда превосходно могла бы прочитать сама, но что может сравниться с голосом мамы, с мягким одеялом и сказочными снами, под которые (с которыми) засыпаешь? Читайте детям на ночь сказки, баюкайте их в волшебных снах – такого у них никогда больше в жизни не будет! Ровно, как и детства. А детство у меня было прекрасным (и сейчас другого я себе не пожелала бы): с уже упомянутыми сказками, приключениями, подвигами, боями на палках, играми в «классики», волейболом на песке под отрытым (бесконечным) небом, под жгучим солнцем, с алой зарей – и невероятным духом свободы, дружбы и любви: с замирающим сердцем от восторга и страха встречи с колдовскими чарами Луны, с вампирами …и соседями, в чей огород мы неизменно лазили в поисках острых ощущений, с горячим шепотом самых сокровенных тайн, с не одной парой порванных колготок, с разбитыми коленками, покоренными заборами, с пройденными крышами – и счастливыми глазами! И вот на такое детство пришелся такой Дон Кихот! Когда палка легко превращается в меч, когда ветряные мельницы – это великаны…  Когда правда – это правда, когда ложь – это ложь, когда черное – это черное, а белое – это белое. Нет, мама ошибалась, когда думала, что ребенок не поймет всей глубины и сути происходящего в произведении. Ребенок все понимает – и в произведении, и в жизни. Только иногда сказать (найти нужные слова) не может. Я в 8 лет ВСЕ поняла в Дон Кихоте. Маленький ребенок видел, как под масками приличия над героем смеются (и знать, и крестьяне), как, желая сделать добро, Дон Кихот всегда был побит и унижен. Точно также ребенок понял, что его любимый герой, увы, все же болен. НО было понято и другое: НЕ ветряные мельницы и безумные поступки главное, а ГЛАВНОЕ – ДРУГОЕ! Это самое главное и было понято и принято. Потому, родители, не бойтесь давать своим детям самое трудное, самое тяжелое, самое важное; не бойтесь вкладывать в них сокровища: если не поймут сейчас, то поймут позже. Вливайте в них Дон Кихотов, Татьян, Чацких… Потом будет из чего черпать и с чем сверять. Всю жизнь. Не дадите – никогда не будет. Ну, вот опять мысль Марины Цветаевой – к гению невозможно не возвращаться, он неисчерпаем и бесконечен. …И сейчас замечаю, что все произведения гениальных людей всегда понимаемы и детьми тоже. Пусть мама не позволяла мне читать большие серьезные книги, но они все равно были читаемы – тайком. Помню, что лет в 9 читала «Мастера и Маргариту» - и мне понравилось! Понравилось и воспринялось легко(!) в 9 лет, когда в 15 учительница говорила, что это очень сложный по композиции и содержанию роман и пока, в 10м классе, мы до него не созрели (когда и кто созревал? И как это увидеть?). А тогда, в 9 лет, мне, конечно, очень понравился Бегемот, особенно когда он расплачивался с кондукторшей)  …Кстати, первая иллюстрация к книге была создана девочкой. И что вы думаете, она нарисовала? – Кошку! Кошку (или кота …или Бегемота), сидящего спиной к зрителю и смотрящего куда-то вдаль на что-то невидимое, но точно существующее. Совпадение, которое является проявлением незримой закономерности. …Книгу «Дон Кихот» я прочитала позже. И впечатления были точно такие же, как и несколько лет назад. Дон Кихот – безумец?! Защищать слабых, помогать обездоленным, сострадать страждущим – безумие?! Если в нашем мире (у нас благоразумных!) справедливость занесена в Красную книгу, совесть – вымирающий вид, а доброта – проявление слабости, то это БЕДА нашего мира! Тогда я выбираю безумного Дон Кихота, а не вас! Это перед ним, безумным, нелепым, смешным, мне хочется преклонить колени, а не перед вами – здравомыслящими! Безумный Дон Кихот велик, мы – ничтожны. …Сейчас думаю: а ведь никто, кроме Сервантеса, и не мог бы написать Дон Кихота! Это про Сервантеса его жена говорила, что он – дурень, п.ч. «другие мужья на такой должности (сборщик налогов) приносили бы в дом мешки с золотом (а золото в 16-17веках в Испанию лилось рекой – после грабежа Нового Света), а этот дурень все носится со своими рукописями!». Думаю, излишне говорить, что они расстались. А эта должность наверняка была получена Сервантесом благодаря какому-нибудь влиятельному почитателю его таланта – чтобы писатель мог хоть как-то прокормиться. Один французский граф, приехав в Испанию и повидав Сервантеса, поразился, что писатель, произведением которого зачитывается вся Франция и – да вся Европа! - Этот писатель влачит нищенское существование. Но и должность не помогла. Это в стране, где процветает коррупция, чиновники богатые, а если жить честно, как жил Сервантес, то и, будучи чиновником, так и останешься бедным человеком. О жизни самого Сервантеса можно было бы написать не одну книгу, тут и заключение в тюрьму за долги (в тюрьме же и была написана часть «Дон Кихота»), и сражения, и ранения, и несколько лет в  плену (пока семья не наскребла денег на выкуп), и многое другое. Парадокс: в «Дон Кихоте» Сервантес убедительно и красноречиво доказывает преимущества военного дела над писательским, а своей жизнью доказал обратное! Да, в его книге – долг, честь, служение, преданность и любовь. А задумывалась она всего-навсего – как пародия на популярные, глупые и пошлые рыцарские романы. Это все равно, как сейчас бы начать вещь с целью поиздеваться, вывести на чистую воду «Фабрики», «Народные артисты» и т.п., а написать «Ave Maria» . Осознавал ли Сервантес, ЧТО создал? – Не знаю. Ведь всегда, начиная какую-либо вещь, НИКОГДА не знаешь, ЧТО получится. …Доспехи, мечи, рыцари, Средневековье. Никогда не любила Средневековье, мне всегда была ближе эпоха Возрождения. Битвы, железо, кровь – кроме естественного протеста против  смерти, а тем более убийства, было и еще что-то необъяснимое. Да, эту эпоху кто-то назвал «три столетья без нижнего белья», да, на картинах того времени можно заметить привязанные к поясу мешочки – блохоловки. Да, все это так, НО из-за ОДНОГО человека  я полюбила ВСЮ эпоху!  Это как в детстве, когда книга без картинок становится автоматически неинтересной, но ты взрослеешь и понимаешь, что, кроме картинок, есть более важные вещи. Любовь к показному изяществу - это возрастное. И это проходит. Конечно, богемная жизнь веселее, но она пуста и бессмысленна, если в ней нет самого главного – вдохновения,  самопожертвования. И наша жизнь пуста, если она не наполнена любовью. Безумный Дон Кихот….  Что в нем поражает – это неистребимая, несмотря ни на что, вера в добро. – Безумец? Душевнобольной? Помогающий угнетенным, защищающий слабых? – Душевнобольной? Говорящий о таких простых и самых важных вещах в жизни, как доброта к ближнему, любовь и сострадание, - безумец?! И это говорим – мы! Мы, которые изгнали из своего сердца сострадание, убили в нем любовь! Это МЫ - ДУШЕВНОБОЛЬНЫЕ, а не Дон Кихот, каждый безумный поступок которого движим любовью и состраданием!
О Жанне я узнала позже. – Нет, я всегда знала: знала это, и когда смотрела «Дон Кихота», и намного раньше – до своего появления. Просто это «узнала» означает (здесь и сейчас – в этом мире) радость открытия и встречи, когда при первом же взгляде: « я ВСЕГДА знала, что ТЫ ЕСТЬ!».  Потом были и: если бы моя жизнь\смерть могли  спасти тебя или хотя бы облегчить страдания! Бессмысленность скорби и невозможность поступить иначе.   …Как жить без веры, без любви и надежды? Как жить без света? – И разве это жизнь?! …Странно: за   всю мою жизнь, видит Бог, у меня никогда не возникало желания кого-то убить (сама мысль об убийстве для меня противна), а вот тюремщиков и Кошона всегда хотелось убить. …Есть вещи, о которых не требуется говорить, которые не нуждаются в словах. (на них можно только молча указать)  Все, что я могу, это только выдохнуть : Жанна Дарк. Сами смотрите (сквозь столетия), сами переживайте, сами плачьте, сами радуйтесь.


Рецензии
Страстные размышления о великой книге и жизни!
Принимаю их всей душой!

Людмила Береснева   30.07.2011 17:27     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.