Нарковойна. Враг общества 1
- Дмитрий Валерьевич, какие наметились тенденции на наркофронте Петербурга и Ленобласти за прошедшее время с прошлогоднего Вашего интервью в газете? Изменилось ли что-нибудь кардинально в наркоситуации?
- Я не могу сказать, что произошли какие-то кардинальные перемены в наркоситуации, но ряд новых тенденций, конечно, есть. Отмечу изменение по потреблению видов наркотиков: за прошедший год наиболее крупные изъятия наркотических средств на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области составил не героин, как это было обычно, а гашиш. Это, по мнению нашей аналитической службы, связано с тем, что большое количество наркопотребителей находится среди, как их принято называть, гастарбайтеров, которые, в основном, прибывают к нам из стран Средней Азии. Там, как раз наркотическое средство гашиш наиболее употребляемо. И вот эта «гашишная волна» плавно перетекает на наш город.
Следующее, что хотелось бы отметить по изменению состава потребляемых в Питере наркотических средств: продолжение роста синтетических наркотиков амфетаминовой группы. А самое опасное из того, что мы прогнозируем: поступление в город наркотика дезоморфин. Мы информировали об этом Губернатора Санкт-Петербурга, Правительство. Северо-Запад России, менее благополучные регионы, чем Петербург и Ленинградская область, уже в полной мере испытали на себе силу «дезоморфинового удара», по-другому назвать не могу. Чтобы читатели поняли, о чём идёт речь: это наркотическое средство делается из достаточно дешёвых кодеиносодержащих лекарств. Практически в домашних условиях можно сделать дезоморфин. У дезоморфина есть сленговые названия, но я не хочу об этом говорить. Вообщем, это страшнейший наркотик, который вызывает необратимые процессы в кожных покровах, ведёт к деградации личности. Практически моментально происходит привыкание к дезоморфину.
- Каким образом он появился?
- Это, видимо, изобретение всё-таки «умельцев» из российского общества. Как я уже сказал, он дёшев. Это аналог и синтетическая замена героина. Дезоморфин появляется там, где не хватает денег на закупку дорогостоящих наркотиков и где наступает «героиновый голод» из-за качественной работы правоохранительных органов. К примеру, силовики перекрывают канал трафика героина, изымают большую партию наркотиков: как следствие в городе героин исчезает, но тут же ему на смену приходит дезоморфин. Наркопоражённыё всё-равно будут употреблять наркотики в каких-либо видах, однако дезоморфин для них наиболее доступен, потому что наркоман его может делать сам, при этом себестоимость его менее 100 рублей за дозу. То есть, бороться с этим наркотиком очень тяжело. Надо предпринимать шаги на законодательном уровне. Госнаркоконтроль предложил ввести рецептурный отпуск этих препаратов, но пока наша инициатива буксует на уровне Министерства здравоохранения. Рассмотрение вопроса перенесено на осень, и за это время мы потеряем десятки тысяч молодых людей.
- Антинаркотическое сообщество активно обсуждает последние инициативы в России в области борьбы с наркоманией, например, предложения главного нарколога Евгения Брюна, высказанное им в журнале «Наука и жизнь», и Евгения Ройзмана, главы фонда «Город без наркотиков» из Екатеринбурга. Прокомментируйте, пожалуйста, для наших читателей позицию Госнаркоконтроля по поводу введения уголовной ответственности за потребление наркотиков?
- Я, честно говоря, не слышал таких инициатив, до меня они не доходили. Насколько я знаю, при встрече нашего Директора Виктора Петровича Иванова с Президентом говорилось об альтернативе: замене уголовной ответственности на принудительное лечение. Но сразу хочу оговориться: речь не идёт об уголовной ответственности за наркопотребление. Такой ответственности в России у нас пока нет. Есть уголовная ответственность за сбыт наркотических веществ. Вопрос рассматривается для мелких сбытчиков, которые сами являются наркопоражёнными. Вот им вместо отбывания срока наказания планируется предлагать проходить лечение в каких-либо закрытых спецучреждениях. Тут нужен тонкий подход, учитывающий права человека и Конституцию РФ.
- Однако, если эта идея будет реализована, то возникает вопрос: в каких именно РЦ должен будет проходить лечение наркоман? По каким критериям будет идти отбор среди множества Реабилитационных Центров: частных, общественных, религиозных и других?
- Сейчас вопрос лечения и реабилитации наркоманов это, наверное, один из самых сложных во всей системе наркологии страны. Потому что нет единого подхода, нет единой цепочки от прихода наркопоражённого гражданина за помощью к государству до его социальной адаптации уже после прохождения лечения и реабилитации. Мы предлагаем создать единую наркологическую службу. Сейчас ребцентров море: только на нашей территории более 1000! То есть организаций, позиционирующих так себя. А реально реабилитацией занимаются единицы. И среди тех, кто занимается реабилитационной деятельностью, кого только нет! И сектанты, и различные религиозные организации. Сейчас на первом этапе мы хотим провести паспортизацию Реабилитационных Центров, разобраться, кто на этой ниве работает, по каким системам оздоровления. Мы должны видеть картину. Ведь сейчас мы её не знаем, потому что этот вид деятельности не лицензируется, отчётность никакая не сдаётся, что способствует сокрытию реальности происходящего. Мы не знаем, сколько людей за прошлый год обратились за помощью и обладаем только официальными данными.
- Каково отношение УФСКН по СПб и Ленобласти к идее принудительного лечения наркоманов?
- Принудительное лечение возможно лишь в случае, когда она будет являться заменой уголовному наказанию. По действующему законодательству лечить принудительно от наркомании никого нельзя, это сугубо добровольное дело. Хотя я, человек, который в этой «теме» уже не первый год, считаю, что Закон о принудительном лечении наркоманов вводить надо. Но это пока только моё и ряда коллег мнение.
- Движение МИР БЕЗ НАРКОТИКОВ.ТРЕЗВЫЙ ПЕТРОГРАД считает, что вкладыш в паспорт с результатами теста на наркотики должен стать обязательным для каждого, так как и модернизацию, и любую другую стратегическую программу можно выполнить только со здоровым трезвым народом. Не настала ли пора ставить вопрос о проверке всех граждан России на предмет употребления наркотиков, включая сотрудников силовых органов, военнослужащих? Писатели, журналисты, кинорежиссёры, драматурги, художники, деятели культуры в первую очередь должны пройти тест на наркопотребление, чтобы получить право издавать книги, газеты, ставить спектакли и снимать фильмы. Какова роль деятелей культуры в наркопрофилактике?
- Громадная роль. Потому что именно эта категория людей, о которых Вы сказали, она и доводит до масс идеи. То есть, чем личность популярнее, тем больше к ней прислушиваются. А у нас что происходит? Известные среди молодёжи личности разрешают себе, скажем так, фривольно обходиться с темой наркотиков, например в «Камеди Клаб». Тем самым они пропагандируют дозволенность наркопотребления… У нас действует административная санкция 6.13 за пропаганду, рекламу наркотических средств, поэтому её надо активнее применять. Люди, обладающие весом в общесте, гражданской позицией, должны как можно больше говорить о вреде наркотиков прежде всего среди молодёжи.
- По официальным данным в России ежегодно умирает от наркотиков более 126 тысяч человек, в большинстве своём молодые люди до 30 лет. При этом ежегодные доходы наркобизнеса исчисляются астрономическими суммами: наркобароны получают около $320 млрд! Об этом заявил исполнительный директор Управления ООН по наркотикам и преступности Юрий Федотов на 54-й сессии Комиссии ООН по наркотическим средствам в Вене. Что можно сказать о матотвественности наркобизнеса?
- Действует же у нас статья, по которой предусмотрена и конфискация незаконно нажитого: конфискация транспортных средств, арест счетов, изъятие ценностей, если доказано, что всё перечисленное получено от наркоторговли. Другое дело, что статья тяжело наказуемо. Я считаю, что нужно ужесточать законодательство в этом вопросе. Наркосбытчики живут только за счёт сбыта. Если попался на торговле наркотиками, то, как априори, суды должны принимать решения о конфискации нечестно нажитым путём.
- Что можно сказать по поводу введения наркосудов?
- Наверное, да, надо вводить. Очень специфичная сама тема. Последнее время суды пошли нам на встречу. В каком плане? При рассмотрении выделяются судьи, имеющие опыт рассмотрения подобных дел. Но дело в том, что этих дел много. Только наше Управление за прошлый год под две тысячи уголовных дел направило на рассмотрение в суды. Везде есть свои нюансы. Чтобы качественно разобраться, судья должен обладать специальной подготовкой, знать эту тему. Когда дают дело на рассмотрение молодому судье, который первый раз сталкивается с такой проблемой, ему многое неясно. И в действиях оперативников, и в сборе доказательств. А когда есть опыт рассмотрения таких дел, ему легче принять правильное решение.
- Дмитрий Валерьевич, на Ваш взгляд, была бы эффективной мерой сдерживания наркомафии публикация в СМИ списков бизнесменов, фирм, организаций, которые подозреваются в связях с наркобизнесом как это было сделано в своё время в Таиланде, а в настоящее время будет делаться в отношении экстремистов?
- Подозрение не является должным основанием. Поэтому я считаю, что это незаконно. Надо активнее работать по таким организациям, накапливать материалы, а потом возбуждать уголовные дела, если подозрение подтверждается. Ведь в нашей стране такая информация может быть использована для рейдерских захватов и т.д.
- В резонансных массовых убийствах в станице Кущёвская и в Ставрополье был обнаружен наркослед. Насколько влиятельны наркогруппировки в зазеркалье оргпреступности?
- Практически все организованные преступные группировки в той или иной мере организует сбыт наркотических средств. Потому что это является подпиткой в том числе и для террористических организаций, бандитских формирований и т.д. Это же деньги. Все это понимают. Вы же говорили о многомиллиардных суммах доходов наркобаронов. Так эти суммы идут на организацию террактов, покупку оружия, подкуп чиновников, сотрудников правоохранительных структур.
- Каким было отношение наркополицейских к известному делу Егора Бычкова, представителя фонда «Город без наркотиков»?
- Да Вы знаете, это не вызвало никакого обсуждения среди офицеров, не до того нам, Госнаркоконтролю. Задач стоит немерено. Другое дело в том, что организация Бычкова это же также ребцентр. Насколько я понимаю, Вы вопрос задаёте с подтекстом о том, что там применялись силовые методы воспитания. Поэтому мы хотим разобраться с ребцентрами, провести паспортизацию, выяснить, как и что на территории происходит. Потому что Егор Бычков ни перед кем не отчитывался, отчётов не сдавал. Они собрались там наркопоражённые для того, чтобы какими методами воспитывать? ЕслИ бы не медиа, никто бы и не узнал о происходившем. Должны быть единые критерии проверок ребцентров.
- В своё время Президент США Ричард Никсон назвал наркоманию «Врагом общества №1». Почему у нас так пока не говорится?
- Не ко мне вопрос. Я считаю, что это проблема действительно №1. И если наше руководство, Правительство до конца не понимает опасности наркотизации страны, то это недоработка тех людей, которые должны трубить во все трубы и говорить о проблеме наркомании. Думаю, что и Президент и премьер-министра знают о сложности ситуации. Другое дело, что столько проблем в стране, что тема наркоэкспансии не выходит на первое место. Тяжело сказать, может, наверху о совсем другом думают: о поддержании национальной валюты, о безработице, о социальном мире, вопросов громадное число. Но проблема борьбы с наркомафией, если не уделить ей должной внимание и не ввести в нацпроекты, аукнется через несколько лет и станет реально самой главной в России.
- Обменивается ли опытом Горнаркоконтроль с наркополицейскими других стран, в частности Афганистана?
- Конечно. У нас очень серьёзные контакты и с DEA, Управлением по борьбе с наркотиками США, и с спецслужбами Скандинавии. Мы посещаем все конференции по теме борьбы с наркоманией. Постоянно происходят встрчеи.Это целый пласт работы, который называется международное сотрудничество в сфере борьбы с наркобизнесом.
И результаты хорошие есть обмена опытом, оперативной информацией между силовиками, которая позволяет перехватывать большие грузы наркотиков. В частности, упомяну о конфискации большой партии кокаина. Это именно совместная разработка наших силовых структур, именно питерских, и ДЕА, наркополицейских Колумби и т.д.
- Вернёмся к вопросам литературы, которые мне как писателю особенно близки. Редакция газеты «Мир без наркотиков.Трезвый Петроград» передала в Прокуратуру Санкт-Петербурга список из книг, в которых по мнению наших экспертов содержится пропаганда наркотиков. В него вошли: сакральный текст опиумокурильщиков «Исповедь англичанина, употреблявшего опиум» Томаса Де Квинси, «настольная книга» наркопотребителей «Двери восприятия» и «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли, «Дневник наркомана» Алистера Кроули, Манифест наркокультуры «Голый завтрак», «Джанки. Исповедь неисправимого наркомана» Уильяма С.Берроуза, Баян Ширянов «Низший пилотаж», «Искусственный рай. Клуб любителей гашиша»» Шарля Бодлера, Владимир Набоков/Марк Агеев «Роман с кокаином», «На игле», «Экстази» Ирвина Уэлша, биография наркобарона «Господин ганджубас», «Я, мои друзья и героин» и др. Составление такого списка потребовало большой затраты энергии (см. http://vkontakte.ru/id2073473#/album2073473_126961713). Как дальше будет вестись деятельность по нашему обращению?
- Вы очень своевременно это сделали. Как раз сейчас Прокуратура эту работу разворачивает. Идёт исследование порядка 40 (сорока) книг и публикаций, которые по нашему и Прокуратуры Санкт-Петербурга мнению, содержат в себе пропаганду и рекламу наркотических средств. Мы живём в демократическом правовом государстве, поэтому просто «снести голову» невозможно. Необходимо провести ряд исследований, получить заключение специалистов, потом все материалы направляется в суд. То есть это дело не одной недели и, может, не одного месяца. Но такая работа ведётся. Выявляем пропаганду наркотических средств не только в книгах, но и в сети Интернет, различных буклетах, которые издают некоторые религиозные организации. Выясняем, где под видом борьбы с наркотиком, наоборот, идёт скрытое навязывание наркопотребления. И здесь помощь журналистов и писательской братии неоспорима.
Вопросы задавал Анатолий Обросков
Редактор газеты Мир без наркотиков.Трезвый Петроград
Антинаркотический писатель
Напомню читателям, что в Санкт-Петербурге традиционно проходит акция "Сообщи, где торгуют смертью". Жители города могут сообщить об известных им фактах распространения наркотиков. Телефон доверия УФСКН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области – 495-52-64 А также Центральный район, Невский район: 495-52-29, Красносельский район: 495-52-96. Питер является общепризнанной духовной и религиозной Столицей Трезвости.
Освободим вместе Петербург от наркотиков!
Свидетельство о публикации №211061600404