Дневник II - 11 О, напрасна ли жизнь?

Дневник II - 11 О, напрасна ли жизнь?

17 августа 1993 г.. Я съездила домой и взяла свои стихи, чтобы часть моей души была со мной в доме Лены. «С тобой я спокойна», - сказала она.

18 августа. С утра страшная весть — убили Женю Захарова.

22 августа. Друг мой - Дневник,  как давно я не говорила с тобой.

Моя сестра болеет, жизнь, новая одежда — не интересуют её. Она постоянно зациклена на себе. Она чего-то ждала от жизни, но «жизнь обманула», - как говорит Боря Талесник.

Я учу Лену жить сейчас и здесь,  но это тщетно. Мои слова — вне её ушей. Я прошу её о чём-нибудь несколько раз — её сознание не фиксирует моих слов, она живёт автоматически. Она начинает рвать мне нервы. Мне надо уходить, но как её оставлять такую больную?

В этом доме царствует ложь. Я ощущаю себя здесь в тюрьме, я живу здесь какой-то чужой жизнью. Сколько раз я помогала Лене. Сколько раз она предавала меня... От безнравственности до болезни один шаг...

«Ты мой Отец, Ты моя Мать, Ты мой единственный возлюбленный», - сказала я сегодня Богу.

Какая странная любовь
К невидимому Богу.
Из-за далёких облаков
Ищу я взгляд глубокий,

Печальный пониманья взгляд,
Творящий, длящий душу.
И если ты мне будешь рад -
Обетов не нарушу.

(1993)

23 августа. Я болею после вчерашних сцен с Леной. Её одержатели вчера вдоволь насытились.

24 августа. Я звонила маме и сказала ей, что из трёх своих детей она любит только Лену и всегда встаёт на её сторону, тогда как Лена первоначально обижает меня. Когда я попросила её не вторгаться в наши отношения, мама сказала, чтобы я больше не звонила Лене.

Потом я смотрела фильм и думала об этих людях - маме и Лене, как о совершенно мне чужих и посторонних. Они втягивают меня в свою безнравственную жизнь, а потом выталкивают, когда им заблагорассудится. Я много горя видела благодаря этим женщинам.

Появился W. Я подошла к нему. Взяла его холодные руки в свои. Он сказал: «Здравствуй, потерянный рыцарь. Как дела? Щит ещё не сломался? «Почему у тебя такие грустные мысли?», - спросила я. Я сообщила ему, что закругляюсь с работой, хочу ехать помогать его жене и детям. «А тогда я тебе скажу, Галюша, (никогда он не называл меня так) — тебя ждёт самое трудное и истинное». Он сказал это почти торжественно.

Он продолжал: «Я вот сейчас уехал, а они плачут». «Плачут оттого, что ты уехал?» Он говорит: «Да». Я спрашиваю, как он поживает. Он отвечает, что прекрасно. Я говорю: «Когда я около тебя, то у меня в душе появляется всё святое, заложенное в меня Богом».

Глядя на W., я начинаю плакать невыразимыми слезами.

Таня из Белграда приехала ко мне. После встречи с ним мы с ней вошли в метро,  беседовали. Таня сказала мне: «Тебе нужна абсолютная чистота...».

26 августа. Сегодня у меня благодатное состояние души, тишина, покой, радость,  тепло. Дана говорит о нём: «Он сказал тебе так много. Потерянный рыцарь. Вот твоё имя. Он заметил, что ты исчезла».
 
30 августа. День памяти Ивана Владимировича Цветаева.

31 августа. День памяти его дочери Марины Ивановны Цветаевой.

1 сентября. Душа, облечённая в плоть, плачет любовью. Любовь есть божественный огонь.

5 сентября. Смотрела фильм «Мой ласковый зверь» с гениальным Олегом Янковским.

Я живу в бедности. У меня облик мальчишки-девчонки, я чувствую себя двадцатилетней. Я наблюдаю жизнь, пружины общества, певцов, актёров — наблюдаю холодно, так же, как Леонардо да Винчи стоял и рисовал Саванароллу, который в гневе сжигал книги и ломал музыкальные инструменты.

У сестры Лены есть почти всё, и она всем недовольна. У меня комната в коммунальной квартире, страшный сосед, и я более счастлива, чем она.

8 сентября. Некоторые люди долго и шумно говорят только о себе. Я терплю.

Я была в гостях у жены поэта Николая Владимировича Шатрова. Она латышка. Её зовут Маргарита Рейнгольдовна. Я не почувствовала в ней глубины. Я пела. Меня слушали разные люди. Я не ощутила от них никакой поддержки. Только Лена, подруга Даны, сказала, что моё пение божественно.

Если я поеду помогать W., я не найду там друзей. Его окружают хищники. Меня там ждёт совершенное одиночество. Я поеду в пекло. Жизнь там остра, полна конфликтов, ссор, но потом приходит примирение, так как он рядом. Там в муках рождается новое человеческое общество.

Ира П. говорит мне: «Ты любишь его без чинопочитания. Я вообще удивляюсь, что ты ещё в Москве торчишь».

Женился он на своей жене по любви. На фотографии после свадьбы он с нежностью смотрит на неё.

Недавно в метро, бегло взглянув на кого-то из толпы, я подумала о том, что не хочу общаться с людьми, а хочу общаться с богами.

Невероятное обаяние личности Гёте. Едва начав читать книгу о нём, душа моя исполнилась трепета и жизни. Его натура была полна противоречий. Он чётко знал,  чего он хочет. Кем он был в прошлых веках, каким великим?

10 сентября. К Лене приходила мама. Она очень странная. Нет ли у неё психической болезни? Она стареет, плохо ходит. С ней тяжело находиться рядом, год назад было легче. Что-то душит меня, когда мы видимся.

Я не подхожу к пианино, редко сочиняю музыку, в основном в других домах я играю и пою...

Я ощущаю себя, во мне радость жизни, несмотря на скорби близких и мою болезненность. Я говорю себе: «Я есть». Это непередаваемо словами.

Дана даёт точнейшие характеристики тому, что происходит. Лицо её стало более выразительным.

Моё прошлое как почти отрезано от меня, как будто все мои страдания происходили с кем-то другим. Во мне покой души и напряжение мышц.

Я ничего уже не жду от жизни. Как Лермонтов. У меня почти нет желаний, и мне почти не жаль прошлого.

14 сентября.

О, напрасна ли жизнь?
Бесконечно кружит
По спиралям божественной ленты.
Режиссёр и Поэт — только Бог лишь один.
Ты сияешь в своём неприступном саду,
Ну, а я умираю от жажды.

15 сентября. Умер мой друг Володя Харнас после операции на сердце.

16 сентября. Одинокая жизнь, но во мне нет тоски, как это ни странно. Христос помогает?

18 сентября. Хоронили Володю Харнаса. Я его не узнала, он изменился. Я несколько раз начинала плакать. Миша Копп, Володин друг, сказал мне: «Галя, ты не меняешься». Повидала Олю Харнас — первую жену Володи.

АНГЕЛ.


Рецензии