Образ Церкви в истории

           Размышляя над образом Церкви, в некоторые моменты Ее истории, я вспоминаю картину когда-то нарисованную, знакомым мне художником. Красивый  белокурый юноша  повержен на землю зловещим монстром, с зубов которого капают слюни. Лицо юноши выражает ужас, поскольку  чудовище падает прямо на него, всем своим огромным ужасным телом. Еще мгновение и зубы монстра вонзятся в него, и юноша будет разорван на части когтями монстра. Некоторое оцепеняющее чувство, при первом взгляде на картину,  передается и зрителю, сопереживающему главному герою.  Но внимательное рассмотрение картины меняет все. Рука юноши сжимает рукоять меча, на который накалывается падающий на него монстр. Меч вонзается  в грудь чудовища, пронзая его на сквозь, поэтому оно запрокидывает назад голову с ревущей от боли пастью. Юноша оказывается победителем, хотя его победа не была очевидна, и при первом взгляде на картину ситуация казалась совсем иной.  Этот юноша фактически поверженный монстром, и все же остающийся победителем, напоминает мне Церковь в некоторые моменты ее истории.   
              В разные исторические периоды Церковь Христова предстает пред нами по разному. Иногда по силе духа, и мощи исповедания веры ее можно сравнить с могучим воином -великаном. Иногда мы можем увидеть ее чистой в Своей святости  и искренно ожидающей Своего Жениха, непорочной невестой Христа. Но иногда вместо ожидаемого прекрасного образа Христа, мы можем найти лишь  ужасный образ монстра. «А где же Церковь ? Где та, которую можно назвать Телом Христовым? Где столп и утверждение истины, оставленный на земле? Где же земное Царствие Христа, в котором Христос действительно царствует?» - возмущенно может воскликнуть озадаченный исследователь истории. Церковь Христа, чистая, непорочная, истинная, верная присутствует и здесь, внимательное изучение исторических фактов позволит увидеть это. Не нужно путать ее с монстром, Она по прежнему прекрасна, просто Ее образ невиден из-за огромных размеров чудовища, набросившегося на нее  и стремящегося поглотить ее. Юноша с картины, прекрасный, но хрупкий, в сравнении со зверем стремящемся его уничтожить, такое сравнение, мне кажется лучше всего отражает образ Церкви, в некоторые, самые трудные для нее отрезки времени. Но хрупкий, лишь на первый взгляд, в этом юноше сокрыта непобедимая воля и непреодолимая сила. Подождите, он соберется с силами и отбросит от себя сраженное чудовище, каким бы ужасным оно не казалось. Такова История Церкви и она отражает эту борьбу, позволяет увидеть образ Церкви, и свидетельствует о Ее победе, исследование Ее  истории, позволит убедиться в этом.
                Ключом к пониманию Истории Церкви Христа является понимание Ее природы, Ее внутреннего естества, заложенного в Нее при создании, а для этого необходимо обратиться к Ее Создателю – Христу, к Его  словам, а также к словам тех, кто были непосредственными участниками основания Церкви, к словам Его Апостолов. Для этого рассмотрим отрывок из  Евангелия от Матфея: «…  вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты - Христос, Сын Бога Живого. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее»[1]. 
«Ты – Петр» -Петр с греческого камень, (Кифа –арамейский вариант имени Петр, так же переводился как камень), Иисус называет Симона – Петр-Камень, при этом давая ему предназначение быть основанием Церкви. Что имеет в виду Христос? Что является каменным, и на чем или на ком построена  Церковь Христа? Может ли личность Петра,  являться основой Церкви, Тела Христова, Царства Божия на земле? Если взять во внимания сказанные Петру Христом немного позднее слова: «Отойди от меня Сатана!» «…думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» [2], последующие троекратное отречение от своего Учителя, обличение Петра Павлом в малодушии и лицемерии уже во времена их Апостольской деятельности, тогда основание Церкви на одной лишь личности Петра выглядит не таким уж надежным? 
               Так, что же, на самом деле является «сим камнем», на котором стоит Церковь? Рассмотрим детальнее исповедание Петра. Прежде всего «Ты Христос» - именно Христос является основанием и главой Церкви, истинным «краеугольным камнем» на котором строит и созидается Церковь.
Затем и само откровение полученное Петром: «Ты - Христос, Сын Бога Живого» - это откровение, можно назвать сверхъестественным Словом Божим, сказанным Отцом прямо в сердце Петра. Именно слово Божие, Слово о Христе является тем орудием, которым Бог входит в сердца верующих, оно же является каменным основанием,  на котором стоит Церковь.
               И конечно же, когда эта истина,  открытая Отцом, с помощью Духа Святого была вложена в сердце Петру, когда это откровение верою срослось с душой Петра и стало личным живущим в нем исповеданием, тогда и Симон стал Петром, камнем, одним из камней, составляющих Церковь.
                Такое объяснение природы Церкви предлагает и сам Петр: «Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом.  Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится. Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна [3]»  - В этом отрывке мы видим  Христа, как основу Церкви – «краеугольным камнем», а так же мы видим «верующих в Него», тех кто подобно Петру принял верою откровение об Иисусе, как о  Христе, они  становятся «сами, как живые камни».
  В словах Павла : « Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным [камнем], на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом[4]» - мы вновь видим такое же трехмерное основание Церкви. Самое первое основание - «краеугольный камень» Христос – Тот на Ком все стоит, и от Кого все исходит. Второй уровень святого основания - это Слово Божие, пророки - это Ветхий Завет, Апостолы - это Новый Завет. И третий - это Сами верующие, принявшие верой в свое сердце  Христа  и Его Слово, они так же сами становятся теми кирпичиками на которых строится Церковь, поскольку в их сердцах живет Божественная истина, которая  верой соединилась с их личностью, эта истина не только живет, но и действует через этих людей, поэтому они являются опорой  для следующих поколений уверовавших. Этот последний уровень трехмерного каменного основания -  люди верой принявшие слово о Христе как о Господе и о Спасителе в свое сердце и является самой Церковью, а предыдущие Христос и Его Слово являются фундаментом, на котором стоит Церковь.
         Получается, что Церковь Христа имеет в себе два начала: Божие – Христос , Его Слово, и Святой Дух; и человеческое – сами люди, верующие, принявшие верой в свои сердца Христа, и Его Слово. Таким образом, Церковь, являясь собранием спасенных, является богочеловеческим образованием. Церковь состоит из людей, которые остаются все еще несовершенными, и именно человеческий фактор в природе Церкви является   источником разного рода отступлений, ошибок, злоупотреблений. Все же Бог решил явить Свою славу через этих несовершенных, но избранных Им людей, среди которых присутствует Он Сам, Своим Словом и Духом, и Его присутствие   есть Божия составляющая Церкви. 
                Между Божьим и человеческим в Церкви присутствует некоторое напряжение, временами это напряжение незначительно, благодаря добровольному смирению и подчинению человеческого Божьему, а порой это напряжение переходит  в конфликт. Этот конфликт усугубляется и внешним воздействием, о котором предупреждает нас Иисус словами: «…врата ада не одолеют ее [Церковь]», не одолеют значит будут пытаться одолеть. «Врата ада» подразумевают под собой бесовской мир во главе которого стоит Сатана. Сатана не зря назван «князем мира сего», одним из орудий его внешнего воздействия является неверующий мир. Внешний неверующий мир будет давить, принуждая отойти от веры, угрожать, пытаясь запугать, манипулировать, провоцировать, обливать ложью, выводя из себя и побуждая совершить промашку под действием этой манипуляции, преследовать и уничтожать пытаясь сделать веру невыносимой. Иногда подобно плевелам разбросанным врагом посреди хорошего поля, этот неверующий мир будет пытаться   слиться с Церковью, смешаться с верующими, чтобы потом, действуя от имени Церкви, с одной стороны позорить веру, а с другой запутывать, обольщать и угнетать истинных верующих действуя уже не вне,  а внутри Церкви. Врата ада будут пытаться воздействовать  на человеческую составляющую Церкви, поскольку  имеют свой рычажок в воздействии даже  на подлинных принадлежащих Богу верующих, потому что даже у них еще осталась  греховная природа.
                Но есть в Церкви что-то непреодолимое для  врат Ада, и не поддающееся никаким воздействиям греховного мира, это - Божья Истинна,  и Божественное присутствие в Церкви.  Бог не оставит Своих детей одинокими в этой борьбе, говоря с Петром о Церкви Он заявляет: «Я создам Церковь Мою», - Он не собирается оставаться в стороне, Он намерен активно «создавать» Свою Церковь, Он будет действовать как из вне, так и внутри Церкви. Действуя своим Словом и Духом, в сердцах  верующих, Он  вновь и вновь будет вести Церковь к освещению, обращать ее к истине, и направлять ее к выполнению Божьего плана. В союзе с верующими, Бог собирается осуществить Свою победу,  которую  Он уже предопределил, и о которой он дает знать Петру словами: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее».  В конце концов Божья Истинна будет торжествовать в истории, Царство Божие будет расширяться и осуществлять свою спасительную работу.
            Поэтому несмотря на уязвимость человеческой составляющей Церкви, даже эта слабая составляющая стоит на Христе, как на своем основании и наполняясь божественным соком Его присутствия обретает силу, поэтому устоит и победит. Как сказал о церкви выдающийся голландский  богослов и мыслитель Абрахам Кайпер: « Хотя с дерева рода человеческого опадают ветки, само оно не погибнет и даже зацветет, опираясь на новый корень во Христе»[5].







[1] Библия, Евангелие от Матфея16:15-19
[2] Библия, Евангелие от Матфея16: 23
[3] Библия, 1 Послание Петра 2:4-7
[4] Библия (Еф.2:19-22)
[5] Абрахам Кайпер « Христианское мировоззрение», Лекция шестая «Кальвинизм и будущее», издательство Шандал, Санкт Питербург 2002.


Рецензии
... и о которой он дает знать Петру словами: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее». В конце концов Божья Истинна будет торжествовать в истории, Царство Божие будет расширяться и осуществлять свою спасительную работу.

Замечание:
По всей вероятности Христос имел в виду Церковь Небесную, которую не одолеют врата ада. В которую уже напрямую, минуя ад, идут Святые и праведники. С которыми Он и придет 1-Фес.3;13
Что касается земных Храмов и Церквей (начиная от первого Храма в Иерусалиме), то они все не устояли, были разрушены и сломлены князем мира сего.
Проповедование вечного Евангелия в настоящее время, как говорит Отк.14;6 ведется через Ангелов и Деян.2;17-21.
Вот, такие мысли приходят в голову по этому поводу.

Игорь Смольников   07.05.2014 11:14     Заявить о нарушении
В Деяниях (5:11, 8:1,8:3,12:5,14:27,15:3,и т.д)мы видим земную Церковь, то же самое в посланиях Апостолов Петра, Павла, Иоанна отчетливо видно, что имеется в виду земная церковь. Христос так же в притче о пшенице и плевелах говорит, как раз и показывает что внутри земной церкви есть и пустышки и те в ком Дух Божий, порой их трудно отличить, поэтому и не надо, но избранные Божие, которые действительно часть Небесной Церкви сосуществуют на земле вместе с плевелами, которые лишь подобие верующих, но Господь побуждает нас в этой притче не заботиться об этом, так как Он сам всех отделит. Раз Бог создал Церковь на земле, Он и позаботиться о Ее сохранности. Ангелы лишь помогают Церкви в благовестии а Дух Святой в Деяниях если Вы посмотрите контекст Деян. 2 сошел на вполне земных людей, так что это о земной Церкви.

Пастор Сергей   07.05.2014 12:06   Заявить о нарушении
Раз Бог создал Церковь на земле, Он и позаботиться о Ее сохранности. Ангелы лишь помогают Церкви в благовестии а Дух Святой в Деяниях если Вы посмотрите контекст Деян. 2 сошел на вполне земных людей, так что это о земной Церкви.

Здравствуйте, Сергей!
Думаю, что вы не совсем основательно исследовали вопрос о Небесной Церкви, которая есть Невеста Христа Отк.19;7-8, состоящая из 144000 запечатленных Святых, взятых от земли. О Ней я и говорю, а не о той земной, которая по пророчеству Дан.12;7 была СОВЕРШЕННО низложена в последние дни. Об этом говорит и Отк.11;7-12.
Все это связывается с Удерживаюшим теперь, когда он будет взят из среды, (земли) 2-Фес.2;7. Об этом писали и предупреждали христианские Святые в канун 1917 года.
«… равнодушие пастырей будет последним явлением церковной жизни, при необычайном развитии материальной обеспеченности. Наступит такое явление: церковь без благодати Святого Духа, пастыри – пасущие сами себя ». И. Кронштадский.
« Тогда, хотя имя христианское будет слышно повсюду, и повсюду будут видны храмы и чины церковные, но все это – видимость, внутри же отступление истинное ».
« Царство Христово благодатное точно расширяется, растет, полнеет; но не на земле видимо, а на небе невидимо… на земле же предуказывается господство неверия и зла ». Ф. Затворник.

Поскольку последние Святые (остаток) взяты на небеса, то благовествовать Евангелие НАПРЯМУЮ стали Ангелы и Святой Дух. А не земные церкви, которые пошли на поводу у антихриста.
Так что мы ожидаем пришествие Господа нашего Иисуса Христа со всеми святыми Его. 1-Фес.3;13. То есть с Небесною Церковью.

Игорь Смольников   08.05.2014 10:35   Заявить о нарушении
Не думаю, что взятие за основу некоторых стихов из книг Даниила и Откровения, могут быть хорошим методом для составления учения о Церкви. Мое личное убеждение, что люди утверждающие, что они уж очень хорошо разобрались в этих книгах Библии, как правило не понимают всех остальных. Апокалиптические пророчества этих книг не просты, и дают возможность для фантазий и спекуляций, поэтому они стали любимыми книгами разного рода сектантов (я не имею в виду Вас).Однако этими важными книгами, не стоит пренебрегать, но все же я предпочитаю толковать их сквозь призму всего, более понятного контекста Библии, и не в коем случае не брать эти книги, за основу толкований всей Библии, если же при этом что-то останется не понятым мною, то я оставляю как есть, и это лучше, чем уловляться разного рода спекуляциями. Что касается Церкви на Земле, то я верю словам Иисуса "Врата ада не одолеют Ее", и уверен, что Иисус придет именно за Своей Церковью, которая есть и будет на земле до конца времени, и Церковь это Царство Бога, а Царству Его не будет конца.

Пастор Сергей   27.05.2014 09:04   Заявить о нарушении
Мое личное убеждение, что люди утверждающие, что они уж очень хорошо разобрались в этих книгах Библии, как правило не понимают всех остальных. Апокалиптические пророчества этих книг не просты...
Однако этими важными книгами, не стоит пренебрегать,

Что касается Церкви на Земле, то я верю словам Иисуса "Врата ада не одолеют Ее", и уверен, что Иисус придет именно за Своей Церковью, которая есть и будет на земле до конца времени, и Церковь это Царство Бога, а Царству Его не будет конца.

Ответ:
1. Конечно не стоит пренебрегать.
Но все желательно должно быть в гармонии. А то что получается? Христиане продолжают ждать Моисея и Илию (хотя Илия уже пришел и не узнали его...)
Также пришел и антихрист и был низвергнут, а его еще по прежнему ждут.
2. О Церкви. Да, врата ада не одолеют Ее. Потому как все Святые идут на прямую ко Христу, минуя адские ворота. Чего ранее не было. Церковь Небесная создана на Небесах, она же и Невеста Христа, с которой Он придет на землю 1-Фес.3;13

«… равнодушие пастырей будет последним явлением церковной жизни, при необычайном развитии материальной обеспеченности. Наступит такое явление: церковь без благодати Святого Духа, пастыри – пасущие сами себя ». И. Кронштадский.
« Тогда, хотя имя христианское будет слышно повсюду, и повсюду будут видны храмы и чины церковные, но все это – видимость, внутри же отступление истинное ».
« Царство Христово благодатное точно расширяется, растет, полнеет; но не на земле видимо, а на небе невидимо…на земле же предуказывается господство неверия и зла ». Ф. Затворник.
Святые предсказывают о недалеком будущем, об отсутствии Святого Духа и благодати в церквях. Это вполне согласуется с пророчествами Даниила о низложении святого народа и о гибели двух пророков Откровения Иоанна, и о их небесном вознесении. Все это явно начало происходить накануне 1917 года.
P.S.
Эта выдержка из http://www.proza.ru/2012/03/14/1075

Игорь Смольников   05.06.2014 10:05   Заявить о нарушении
Христиане не ждут, ни Илию, ни антихриста, христиане ждут только Христа. Конечно, каждый уверовавший становится сразу же членом Небесной Церкви, даже находясь на земле, и поэтому предаставители этой Небесной Церкви есть на земле.

Пастор Сергей   20.06.2014 08:32   Заявить о нарушении
Церковь есть на Земле : "церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас"(1Коринф.1:2)
Мы все верующие разных национальностей, живущие на земле, одно Тело Христа: "11 Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно. 12 Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, - так и Христос. 13 Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом".(1Коринф.12:11-13)
Дух Святой с нами - земными верующими, более того мы - Храм Святого Духа : " Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот [храм] - вы."1Коринф.3:16,17)
Христос ясно, и не двусмысленно, дал понять, что не оставит нас до тех пор пока существует этот мир: " Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь"(Матф.28:19,20)
До пришествия Христа, церковь будет осуществлять свою работу, говорили ясно Его Апостолы: "Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет"(1Коринф.11:26)

Пастор Сергей   20.06.2014 08:42   Заявить о нарушении
Все утверждения о отсутствии церкви или Духа Христа на земле, это вымыслы, не Библейское учение, о том что будут пастыри без Духа, или "мерзость запустения" на "святом месте", охлаждение в вере, эти пророчества действительно имели место быть, в те или иные времен даже уже сбывались (например с народом Израиля во время прихода и некоторое время после прихода Христа) и еще будут иметь место, а порой имеют место, но охлаждение сердца у некоторых это не значит, что у всех, святой остаток всегда был на земле, и всегда будет, небыло ни одного дня без Его Народа на этой земле, и такого дня у этой земли не будет.

Пастор Сергей   20.06.2014 08:48   Заявить о нарушении
Конечно, каждый уверовавший становится сразу же членом Небесной Церкви, даже находясь на земле, и поэтому предаставители этой Небесной Церкви есть на земле.

Ответ:
Весьма сомнительно. Церковь составляют люди, крещенные Духом Святым и их имена начертаны на небесах. Все же остальные удостоились только водного крещения и наследуют землю. На кого сейчас изливается Дух Бога Деян.2;17-21 нам пока не известно.

Игорь Смольников   21.06.2014 11:54   Заявить о нарушении
Дух Святой с нами - земными верующими, более того мы - Храм Святого Духа : " Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот [храм] - вы."1Коринф.3:16,17)
Христос ясно, и не двусмысленно, дал понять, что не оставит нас до тех пор пока существует этот мир: " Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь"(Матф.28:19,20)
До пришествия Христа, церковь будет осуществлять свою работу...

Ответ:
Ваш ответ; что вы есть храм Божий, не вызывает сомнения.
Но вот,что говорит Апостол Павел: " Ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными с смерти...1-Кор.4;9. То есть эти избранные должны как и Христос притерпеть смерть. И кое что еще из того, что сказал Христос на Голгофе: Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?.
Вот об этом я и пишу. Что будет время для народа Божия когда временно Бог оставит его, для окончательной проверки веры. В Отк. 8;1 называется это временем безмолвия. Более того это время указано в Отк.11, когда гибнут 2 пророка (остаток Святого народа ) и у Дан.12;7 говорится; по СОВЕРШЕННОМУ низложению сил народа святого все это совершится. То есть во время, времена и полвремени, ровно столько 3,5 дня, сколько были оставлены непогребленными
2 пророка Откровения.
Да, церковь будет осуществлять работу, но как и какую? Поэтому Христос и вопрошает: Найдет, ли веру?

Игорь Смольников   21.06.2014 12:33   Заявить о нарушении
"нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными с смерти" - это о том, что Божие люди последнего времени, живут как люди на "зрелище" о чем пишет Павел ("зрелище" - это куда приговоренных на смерть выводили на борьбу с животными и все остальные смотрели на них в амфитеатре) - это о том, что верующие живут не для себя, они умерли для того чтобы жить для себя, но живут чтобы передать послание, и это послание люди не только слышат но и читают через нашу жизнь, мы как эти люди в амфитеатре отдаем свои жизни Богу, а весь мир смотрит на нас. Что касается "Вы храм Духа Святого" то в Коринфянам сказанно это как телам каждого по отдельности, так и ко всей церкви. Раз Храм Духа Святого - то Дух святой там живет, т.е. не покинул. Что касается последнего времени, последних посланников, то это последние время начинается от Апостолов и до прихода Христа будет продолжаться. Что касается гибели пророков то не надо придумывать, там где просто не понятно. Что касается "найдет ли веру на земле" так это не значит, что точно не найдет, так не сказанно, но истинно верующих будет не так много, что отчасти и происходит.

Пастор Сергей   23.06.2014 09:48   Заявить о нарушении
На это произведение написано 20 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.