УРОК - КАК УРОК

                                                
                Пятый  класс  маленькой  деревенской  школы – три девочки , десять  мальчиков. Характеристику  на них получаю  от завуча впопыхах, перед самым уроком, короткую, как ломоть отрезанную : «  Дети колхозников, пьющих родителей,  с  грехом пополам  из класса в класс перешедшие, а посему  – словари, учебники в руки и письменный  перевод  весь  урок. Это чтобы не толочь  воду в ступе.» Послушал опытного педагога и в душе, про себя, разочарованно повертел пальцем у виска...                               

                Я – новый учитель  в середине учебного года. Так получилось. Звонок на урок. Не электрический, допотопный, как само  ветхое здание школы - медный  колокольчик ,  школьная реликвия  в  руках  технички. Скольким  людям  он волновал души : первоклассникам, выпускникам, учителям и родителям.                Рассматриваю своих подопечных:  шаловливых, неугомонных  и  звон колокольчика  долго не умолкает  в  сознании  сочетаясь с детскими  лицами. Мои институтские знания, навороченные  учеными мужами  современные учебники, словари – все  неуместно. Предстоит поединок. Читаю  в  глазах, что напротив,  шальную  самоуверенность : «Не первый учитель с  намерением  нас  научить  - не так то все просто.»
                Длинная пауза. Знаю, что все очень сложно – споткнешься, и будешь хромать очень долго. Что-то со мною случилось: детство на городских улицах, армия, адский труд на рыболовном траулере в Атлантическом океане, не знаю точно откуда , но явно из этих периодов  жизни явился ответ на вопрос, что проще пареной репы.
- Ну что,поорём? – спросил совершенно спокойно. Класс  растерялся.
- Как? – задал вопрос  кто-то не смело.
- Во все горло. Маленький текст  вначале учебника. Читаю вам первое предложение с переводом, а вы, что есть силы, хором, за мной. Чем  громче – тем лучше. В итоге – весь  текст.
                Кричим и хохочем - где  виданно продурачится  весь  урок  со  школьным  учителем?  Уставшие и немножко  охрипшие, едва слышим звонок.
- Домашнее задание  подготовили, а завтра, за перессказ  всем «отлично» в журнал и дневник...
            Свое слово сдержал. Результат окрылил нас. Позже, маленький, простенький текст был досканально изучен, осторожно, на цыпочках, прокрались азы по грамматике, вот только меня самого, в мои детские школьные годы, на задней парте педагоги разглядеть не сумели...               
             Шагаю устало по деревенской улочке мимо бревенчатых  хат. Только что прогнали пестрое стадо коров . Солнце за горизонтом. Вечер. От берега озера растянулись цепочки гусей, в  течение дня, собравшиеся   в огромную стаю, а с наступлением сумерек, словно солдаты, но без команды, построившись в одну шеренгу, направлялись каждый в свой родимый сарай. Гусь – это личность.
       - Учитель. – послышалось из окна дома напротив. – Зайди, сынок, на минутку.
                Хозяин гостеприимно встречает. Пожилой человек. Входим в дом. В коридоре скрипят половицы. Светлая комната со скромным, отставшим от времени  интерьером: икона в углу, грубо сколоченный стол, рядом скамейки, фотографии в рамках на стенке.
                Мы оба сидим за столом, сало едим с черным хлебом и луком, и пьем самогон....
- Ты знаешь, сынок, прихожу к своему; он с семьей на другом конце деревни живет, стою у дверей и отчетливо слышу немецкую речь. Я опешил, насторожился, потом догадался – внук окаянный! Твоя ведь работа. Наливай еще по одной –  молодец!
                Я был по-настоящему счастлив...   
   


Рецензии
Вот он, урок жизни, урок мудрости, проведённый с учётом детской психологии и пониманием условий бытия. Обучение и воспитание через игровой метод, проведение ученика через успех - короткий и верный путь к сердцу ребёнка и достижению положительных результатов.
Признательность пожилого сельчанина дорогого стоит.
Человек по воле судьбы может оказаться в любых условиях, хоть в океане, или в маленьком селении, важна его честность в служении Богу.
За урок - высший балл и зелёный свет!!!
Володя, оставайтесь собой,
творческих удач!

Ли

Лидия Мнацаканова   29.03.2024 09:51     Заявить о нарушении
Вы, Лидия, пожалуй правы в плане урока жизни. Истоки его начинались с моих собственных школьных дневников, в которые без слез не взглянешь. С неуспевающими учениками у меня проблем было мало, я знал их "язык" с детства, а успевающие просто отдыхали на уроках от простоты их построения. Понимаете, от простого к сложному нужно идти трепетно, с душой, с шутками и игрой, как Вы верно заметили.А потом, эта идея с громким хоровым чтением, пришла сам не знаю откуда, с Небес, разумеется. Есть в этой истрии некая хитрость по отношению к завучу, которая была уверена, что я еще слишком молод чтобы творить самостоятельно. Пришла на урок с мыслью разнести его в пух и прах. Но прошло время как я начал работать по этой "системе". Ребята уже перессказывали тексты с пониманием, отвечали на вопросы и получился маленький спектакль, поскольку этот урок делался повторно. Чуть-чуть не честно по отношению к завучу, но у нас с ней велась "война"принципов. Короче, в течение урока не было сказано ни одного слова на родном языке. У вредной тетки был шок, а моя душа хлопала в ладоши. Только все это дешевое личное в подметки не годилось результату, а венец всему, как Вы заметили, пожилой деревенский мужчина. Ну, а чё не выпить хорошего хлебного самогона с добрым человеком да не закусить аппетитным домашним салом? Спасибо Вам за теплый, понимающий отзыв. Всего Вам доброго! Владимир

Владимир Рубанов   29.03.2024 17:33   Заявить о нарушении
Владимир, мне очень интересны ваши педагогические опыты , творческий подход, здесь встречаются настоящие находки
Школа , это чаще всего школа адаптация к жизни,
носит архаичный, или консервативный характер. И поддерживается он, прежде всего, руководством школы, роно, новаторов не поощряется. Метод Макаренко, Сухомлинского и некоторые других, включая и Вас, Володя, рождается, скорее, в обход администрированию.
Похвально было бы Вам обобщить свой опыт хотя бы в отдельном рассказзе или статье. С высоты прожитых дней.

С уважением, Ли

Лидия Мнацаканова   29.03.2024 18:57   Заявить о нарушении
Да это, Лидия, случился просто всплеск, где я сам себе нравлюсь. В большинстве своем все обыденно как у многих. Ошибки делал, переживал, исправлял если не поздно было. Сами знаете каков труд учителя. Порой думал, что брошу все, но не бросал. Потом уехал в другую страну и застрял как в трясине. А время, сами знаете, вроде как у Бога дней много, но мы не Боги и осталось его - всего да ничего. Ну и ладно.Всего Вам самого хорошего!

Владимир Рубанов   30.03.2024 00:22   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 32 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.