Хазария. Неизвестное об известном
Артамонов М.И. «История хазар».
«Читатель, исторически образованный, знает, что хазары были могучим народом, жившим в низовьях Волги, исповедовавшим иудейскую веру и в 965 г. побежденным киевским князем Святославом Игоревичем. Читатель — историк или археолог — ставит множество вопросов: каково было происхождение хазар, на каком языке они говорили, почему не уцелели их потомки, каким образом они могли исповедовать иудейство, когда оно было религией, обращение в которую запрещалось ее же собственными канонами, и, самое главное, как соотносились между собой собственно хазарский народ, страна им населенная, и огромное Хазарское ханство, охватившее почти всю Юго-Восточную Европу и населенное многими народами?
В числе подданных хазарского царя были камские болгары, сувары, мордва-эрзя, черемисы, вятичи, северяне и славяне-поляне. На востоке это царство граничило с Хорезмом, т.е. владело Мангышлаком и Устюртом, а значит и всеми степями Южного Приуралья.
На юге приграничным городом был Дербент, знаменитая стена отделяла Закавказье от хазарских владений…»
Гумилев Л.Н «Открытие Хазарии»
Я не стал продолжать описание Л.Н.Гумилевым владений Хазарского каганата, поскольку к моему повествованию этого вполне достаточно. Гумилеву так и не удалось отыскать хазарина. Почему? На мой взгляд, это просто не возможно. Какое бы захоронение он бы не нашел в Низовьях Волги, — это был бы «камские болгары, сувары, мордва-эрзя…». Нет, давайте лучше обратимся к тому, откуда и взял Лев Николаевич свое перечисление народов Хазарии или Казарии, т.е. к первоисточнику:
«Я живу реки, по имени Италь… У этой реки расположены многочисленные народы… вот их имена: Бурт-с, Бул-г-р, С-вар, Арису, Ц-р-мис, В-н-н-тит, С-в-р, С-л-виюн...».
Пространная редакция «Письма царя Иосифа».
Как видите, «Хазар» или «Казар» название общее, поэтому Л.Н.Гумелев и не мог найти хазарина. Кстати, гласных в оригинале практически нет и трактовать название племен можно по-разному, кто такие были казары (хазары) и что такое было Казария (Хазария)?
Что ж, попробуем выяснить, непосредственно обратившись к другим первоисточникам:
В китайской хронике «Тайшу» говорится:
«Владение Хо-сюнь, иначе Холисими ( Харезм – С.В.) и Боли, лежит на южной стороне реки Уху ( Амударья – С.В.), на юго-востоке 600 ли до жунов, граничат с Босы (Персия – С.В.), на северо-западе простирается до тукюесского поколения Геса. Это древни земли (города – С.В.) Юегань, принадлежащие малому кангюйскому владению».
Итак: «Геса». Исходя из «Тайшу» некое тюркское племя «Геса» кочевало к северо-западу от Аральского моря.
Вернемся снова к письму царя Иосифа:
«Босы (Персия – С.В.) лежит по западною сторону реки Дагэ. На востоке граничит Тухоло и Каном, на севере смежно с туркюесским племенем Кэса».
Письмо царя Иосифа подтверждает китайские хроники, с искажением «Геса» на «Кэса», по данности можно сказать следующее:
Я привел вам хроники «Тайшу» в переводе Б.Я. Бичурина архимандрита Иакимфа бывшего в Китае с 1807 по 1821 гг. главой при 9-й Пекинской Православной миссии, но в переводе другого синолога А.Г Малявкина «Геса» звучит как «Хеса». Причем А.Г. Малявкин отмечает, что французский ориенталист Э. Шаванн на привезенной из Поднебесной хронике Б.Я.Бичуриным, после «Геса» или «Хеса» отмечает в скобках (хазар). В труде китаеведа М.Д. Бретштейдера: «Геса» — Бичурина, «Хеса» — Малявкина и «Хазар» — Шаванна, звучит уже как «К’о-са».
Осталось добавить, что Н.А. Арисов отожествлял Бичуренское «Геса» с Гузами. Он писал: Гузы упоминаются в «Тайшу» около половины VIII века под именем турко-тукюйского поколения Гэса, с которыми граничили на северо-западе земли Хорезма (Холисими – С.В.)».
Такой сложный путь хроники «Тайшу» — в частности «Геса», прошли по кабинетам ориенталистов, синологов, востоковедов, меняясь, и не раз.
Для чего я вам это рассказал? «Геса» — «Гуз» или «Гус»?! Думаю, что даже в результате чередований корень может иметь несколько поверхностных реализаций с общей морфонологической записью, например, -рост-/-ращ, а уж если это касается переводов рукописей, тут и сомнений быть не может, что «Гуз» и «Гус» тождественны и имеют общее с «Геса».
Сегодня, историки гузов или огузов Приаралья считают предками, казахов и они правы, но только частично, потому что Огузы это родоплеменное объединение из которого и вышел народ — казахи, до второй четверти XVIII в — Казачья Орда. Но вот Гузы или Гусы — это нечто другое, это не объединение на родоплеменных прицепах, а объединение некой воинской культуры в рамках Культуры Тюркской — казаки, Гусы Белые.
Книга арабского историка ал-Масуди "Китаб мурудж ас-захаб", "Золотые луга", правильный перевод "Промывальни золота и других самоцветов" где ал-Масуди пишет: "Царь, его двор и все те, кто является по происхождению хазарами, исповедуют иудаизм, который стал господствующей религией в этом государстве после халифа Харун ap-Рашида". т.е. выделяет хазар как знать и к тому же по религиозному признаку! Абу-ль-Хасан Али ибн аль-Хусейн аль-Масуди историки именуют называют арабским Геродотом, однако первым, кто был в Хазарии из сохранившихся у нас источников — арабский богослов, историк Ахмед ибн Фадлан, и он живописует нам совсем другую Хазарию.
Ахмед ибн Фадлан посетил Волжскую Булгарию в 921-922 гг., в составе посольства халифа ал-Муктадира, чтобы по просьбе царя "славян" (так он называл булгар) принять царя и его народ в мусульманство. И вот что он пишет: ''Это книга Ахмеда ибн Фадлана ибн ал-Аббаса ибн Рашида ибн Хаммада ... посла от Муктадира к царю "славян", в котором он сообщает о том, что он сам наблюдал в странах тюрок, хазар, русов. "славян", башкир и других народов по части различий вероучения, сведений об их царях, их положения во многих делах".
После разгрома в X столетии Белой Вежи, Самандера…и прочих городов Хазарии Киевским князем Святославом, империя хазарских каганов утратила былую мощь и доминирующее военно-политическое значение на западной территории Евразии, но вовсе не прекратила свое существование.
Живший более 20 лет (с 1131 по 1153 гг.) в Саксине (новая столица Хазарии в низовьях Волги) Абу Хамида ал-Гарнати (Абу-л Фида), оставил потомкам два труда: «Тухват ал-албаб ва нухват ал-аджаб» (Подарок умам и выборка чудес) и «Ал-Муриб ан бад аджаиб ал-Магриб» (Ясное изложение некоторых чудес Магриба).
«Магриб» общепринятое на мусульманском Востоке название Северной Африки, но арабским историком в него вложено другое понятие и имеет второе значение этого слова «Западные земли». За время проживания в Саксине ал-Гарнати вместе с купеческими караванами много путешествовал, посетил страны Восточной Европы, Малой и Средней Азии. Побывал он и в Киевской Руси, а так же волжском Булгаре.
Столицу Хазарии ал-Гарнати описывает так:
«И на ней (Волге – С.В.) находиться город, который называют Саджсин, в нем сорок племен гуззов (!), и у каждого племени отдельный эмир. У них (гуззов – С.В.) большие дворы, а в каждом дворе – покрытый войлоками шатер, огромный, как большой купол, один вмещающий сто и больше человек. А в городе купцов разных народностей и чужеземцев и арабов из Магриба (здесь, Северная Африка – С.В.) – тысячи, не счесть их числа».
Может, ал-Гарнати имел в виду не сорок племен? Сотен! куда более реально, и у каждой свой старшина, к тому же он это подтверждает: "...а в каждом дворе – покрытый войлоками шатер, огромный, как большой купол, один вмещающий сто и больше человек".
Далее ал-Гарнати говорит, что правит в Саксине «царь Булгар». Как приверженец Ислама, говоря о городе, он подробно описывает множество мусульманских храмов, главную «Соборную» мечеть, где правитель и его окружение совершают «пятничное моление», но признает что основная масса населения города (гуззы – С.В.) «не мусульмане» и придерживаются своих обычаев.
Выходец из теплых краев, араб ал-Гарнати красочно повествует о суровой хазарской зиме, о зимних жилицах Саксина:
«Дома состоят из больших бревен сосны, положенных один на другого, а их крыши и потолки из деревянных досок. И разводят они в домах огонь, двери же у них маленькие, завешиваемые бараньими шкурами с мехом, и внутри домов жарко, как в бане, а дров у них много».
За исключением утепляющих вход бараньих шкур, это ничто иное, как русская изба. Именно изба ставилась из бревен хвойных деревьев с крышей из доски теса и топилась по-черному до жаркого состояния. Такой вид жилья был широко распространен на Северо-Восточной Руси, на юго-западе преобладали хаты — округлые мазаные глиной строения, крытые соломой, так в Сибирских деревнях строят бани.
Сам по себе этот факт, оставленный ал-Гарнати в своих описаниях Саксина, уже очень интересный и требует многостороннего осмысления, но послушайте дальше:
«И замерзает эта река (Волга – С.В.) так, как земля, ходят по ней лошади и телята и всякий домашний скот. И на этом льду они (жители города – С.В.) сражаются», – т.е. проводят кулачные бои! Точно такие же описаны иноземцами на Москве-реке при Иване Грозном.
Странно, но именно, где был Саксин (примерно там же стоял до сих пор археологически не идентифицированный Итиль), после возник Сарай! И Волгу мы, «Геса», «Кэса», Хеса, — Гусы, Русы почему-то упорно называем Матушкой! Может не стоит искать «хазарина» среди мертворожденных? Может, стоит поискать «Геса», Гуза среди живых, — Гуса Белого?! что на тюркском звучит: Каз_ак!
Свидетельство о публикации №211061600677
С уважением,
Ирина Ману 22.06.2011 16:38 Заявить о нарушении
С улыбкой.
Сергей Вершинин 22.06.2011 16:49 Заявить о нарушении
Значит, путеводителем запаслись. Верное дело, хорошее. Одобряем.
С уважением,
Ирина Ману 22.06.2011 16:58 Заявить о нарушении
Михаил Глибоцкий 31.03.2014 18:04 Заявить о нарушении
На моей странице есть монография "Мифы и реальность", Михаил. В ней, возможно, вы найдете ответы на свои вопросы ко мне, насколько они возможны в запутанной истории Евразии.
ссылка на первую часть: http://www.proza.ru/2009/10/30/17
Сергей Вершинин 01.04.2014 11:50 Заявить о нарушении