***

               
Вот и время пришло...               

Трап, самолет и полет.

                НАЧАЛО

   В ту счастливую минуту он не сомневался, что Памир встретит радушно и гостеприимно. Но невозможно было догадаться о той палитре эмоций, которые обрушились на него в дальнейшем; от драмы человеческих судеб до живописных мест, так тонко заманивающих своей неповторимостью и самобытностью.
   Первая встреча произошла в аэропорту с человеком по имени Бахтимир. Причем первым, вступившем с ним в диалог, оказался путешественник по имени Александр. Он летел в г.Ош ( Киргизия ) вместе с Бахтимиром. В салоне самолета Саня заметно выделялся, так как был единственным русским ( кроме пилотов и стюардессы), но это отнюдь не мешало ему общаться. Достав фотоаппарат, начал снимать то, что на первый взгляд казалось интересным и значительным. Это снимок с облаками под крылом самолета и фото девушки в зеленом платье, держащей в руках цветок Фикус и книгу в зеленой обложке. В общении, беседе пассажиры не заметили как стюардесса объявила о посадке самолета и о необходимости пристегнуть ремни. Когда самолет приземлился, Бахтимир (Боря) пригласил Александра в гости переночевать, а утром от гостиницы г.Оша на микроавтобусе с другими участниками экспедиции предложил добраться до базового лагеря (БЛ), находящимся на высоте 3600 м. над уровнем моря. Родные Бори встретили Сашу своим изысканным гостеприимством. На столе почти все национальные блюда: шурпа, помидоры, лепешки, плов, арбузы, виноград. В знак благодарности, Александр сделал несколько фотоснимков большой семьи Бахтимира.
   Утром Боря на машине довез Саню до гостиницы. Там к нему подошел представитель компании PAMIR- EXPEDITION и сообщил, что до БЛ Александр поедет с командой спортсменов из Венгрии. Дорога до БЛ показалась долгой ( около 10 часов пути). Хотя дорогой это нельзя было назвать. Первый этап акклиматизации или адаптации организма к климатическим условиям Азии начался именно здесь. Жара, пыль, серпантины, перевалы, пересеченная местность, а  в лобовом стекле микроавтобуса только направление, а не дорога.
   P.S. Дорогу на одном из перевалов стали восстанавливать китайцы.
   Во время пути Саня ближе познакомился с друзьями - единомышленниками. Команда венгров состояла из пяти человек. Двоих звали Тони и Томи, руководителя - Юзеф. Имена остальных он не запомнил. Вспомнил только один эпизод с венгром по имени Тони. Находясь в первом лагере (4400 м.), Тони проявлял особый интерес к одной девушке и не без оснований. Она - студентка третьего курса медицинского института, приехала из Алматы. Звали ее Нина. Как в том фильме " Кавказская пленница" человеческие качества нашей героини и героини из фильма совпадали. Спортсменка, красавица и просто замечательный человек.
   Вот Тони и приглянулась она. На ломанном русском он поведал Александру, что она ему нравится.
   - Я есть любить такую русский девушка, - произнес он многозначительно.
   На это Саня улыбнулся и сказал, что все в руках твоих.
   Позже двадцатилетняя студентка Нина, пройдя достаточную акклиматизацию, покорит вместе с гидом Дмитрием свой первый семитысячник - пик Ленина. А пока 30 июля 2008 г. Александр с венграми поднимался на перевал Путешественников. Их группу сопровождал верный пес по кличке Джек, ни на минуту не оставлявший группу без присмотра. На привале он находил прохладное место и таким образом восстанавливал свои силы. Этим местом мог оказаться и ручей, вокруг которого произрастал дикий лук. Забавно было смотреть на собаку в ручье посреди дикого лука. Тогда Саша подумал, что никакое животное не может сравниться своими качествами дружбы и преданности человеку как собака.
   Во время акклиматизационного выхода на перевал Путешественников, Александр пренебрег элементами защиты от солнца, за что и поплатился, хоть и был на нем головной убор и солнцезащитные очки. Длинные шорты не спасли. Обгорели нижние мышцы ног, и всю ночь Саня не мог заснуть. Знобило все тело. А на утро надо было выходить в первый лагерь. До него расстояние около 15 км. с перепадом высот 800 м. 
   Дополнительные грузы несли вьючные животные - лошади и ослы. Через пять- шесть часов пути группа поднялась в первый лагерь.

                ВСТРЕЧА НА ТРОПЕ

    В первом лагере Саня познакомился с дядей Колей. Он - инструктор по альпинизму, человек достаточно опытный,  в свое время ходил на пик Коммунизма. Он приехал, как и Саня, автономно и на вершину планировал зайти соло, т.е. в одиночку. В
период акклиматизации Александр ходил в связке с дядей Колей. В один из таких выходов, дойдя до так называемой "сковороды", они остановились, чтобы подкрепиться. В это время спускалась  группа, которая также сделала привал на "сковороде".
   Саню привлек внимание один человек.
- Боня, Боня, не может быть, ты ли это?
- Санька?!
  Боня узнал заросшего, с обгорелым лицом Александра. 
- Боня, встреча на тропе, спустя пятнадцать лет!!! - это сильно, очень сильно, такое раз в жизни бывает, - воскликнул Саня, крепко сжимая его ладонь.
- Да, настоящие мужики так наверное и должны пересекаться - на тропе, на альпинисткой высотной тропе.
- Хоть и гора высока, а альпинист видит альпиниста издалека,  - вторил нахлынувшим эмоциям Саша.
  Вот так и встретились. Затем один пошел на верх, другой вниз. Каждый открывал в  душе свои ключи откровения. Одна тропа, но разные пути...       

                ДИАЛОГ ИЛИ БЕСЕДА С ОСЛИКОМ

    После того как группа распределилась по палаткам, Саня пошел узнать на счет ужина. У юрты он заметил ослика, явно проголодавшегося после длительного и изнурительного подъема. Ослик со свойственной ему простотой оттащил в сторону мешок с морковью, разворошил его и с присущем удовольствием начал уминать содержимое. Девчонки, увидев такую картину, попросили Александра уговорить животное этого не делать. Опыта общения с ослами Саня не имел, но нужно что-то было делать. Тогда он подошел к ослику и стал на равных с ним общаться, разговаривать и рассказывать свои истории из жизни.
  - Говорят, Вы упрямы, товарищ ослик. Я знаю, что это не так. А Ваши длинные уши - это локаторы особого назначения. Вы ослики все слышите и знаете, только молчите, изредка выдавая свое пресловутое " ИА".
   Пахарь горных троп и склонов посмотрел многозначительно на Саню и снова потянулся за содержимым мешка. При всем уважении к ослику, последний не имел понятия о совести. Оставить альпинистов без моркови для него не составило бы большого труда. Взяв труженика за уздечку, прикармливая одновременно морковью, Александр отвел животное в сторону, подальше от тропы и привязал его за небольшой камень- валун.
   Интересно, все как у людей. Потянешь резко за уздечку ослик не идет, а с уговорами, поглаживанием по шее и длинным ушам, степенным потягиванием - идет, не хотя, но идет.
               
                БАНЯ

   Что может быть лучше  после долгих скитаний по горным тропам?  Это отдых и баня. Баня в базовом лагере на высоте 3600 м. -  эксклюзив для каждого, кто там был. 
   Весь жар и пар отдушины уставших путников концентрируется в юрте.Там установлена специальная печка. Печь протапливают кизяком.В некоторых районах Киргизии кизяк - единственный источник энергии. На нем готовят пищу и отапливают юрты. Протапливают баню целый день и  часам к шести вечера она начинает принимать своих первых посетителей. Пропаришь, прогреешь, промоешь  все части  тела,  надышишься горячим паром и полный порядок. Одно удовольствие.
   Выходишь из юрты на свежий воздух и у тебя начинает слегка кружиться голова.
Возникает ощущение как будто заново родился.   После такой бани можно снова, как говорится, в бой. И силы есть, и дух в порядке. 
               

                ГОРЫ ЕСТЬ ГОРЫ
 
   Случилось то, чего никто не мог предвидеть. Гибель иранского альпиниста выше " сковородки"  на склоне пика Ленина ( высота 5300).
   Это произошло 1 августа. Недостаточная акклиматизация, отек легких, не оказание своевременной медицинской помощи привели человека к гибели. Тело погибшего транспортировали из второго лагеря(5300 м.) в первый. В первом лагере иранцы провели ритуал, обернули тело в иранский флаг и на лошади транспортировали вниз в г.Ош.
  Через день Александр с гидом Андреем и студенткой Ниной решили забрать грузы со второго лагеря. Так как это был первый выход на высоту 5300 м. Саню стала одолевать горная болезнь на высоте 5100 м., но ситуация была под контролем. При спуске с 5300 м. самочувствие стало улучшаться. На 5000 м.( чуть ниже "сковородки"  их ждала Нина, вверх не пошла из-за плохого самочувствия), связавшись веревкой, группа продолжала спускаться вниз. Андрей шел впереди, Нина - в центре, Александр - замыкающим. Достигнув 4900 м., группа заметила, что трое гидов - альпинистов спускают тело еще одного иранца. Причем вначале его транспортировали свои друзья - иранцы, потом бросили, оставив погибшего гидам. Гидам нужна была помощь. Андрей ушел с Ниной вниз, морально помогая ей преодолевать трещины. Александр остался помогать гидам транспортировать погибшего иранца в первый лагерь. Остался и гид Игорь, который только что спустился с пика Ленина с грузом. Сложность еще состояла в том, что спуск погибшего необходимо было осуществлять через многочисленные ледниковые трещины, поражавшие своей глубиной и размерами.
  В этот же день был вызван вертолет для спасения пострадавшего немца, который во втором лагере пошел фотографировать и провалился в трещину. 
  До этого во второй половине июля с ножа (6700м.) сорвался кто-то из иностранцев. В больнице он был еще живой, а через некоторое время скончался.
   В районе плато Парашютистов находится тело альпинистки из Чехии. Она после восхождения на вершину начала спускаться поздно вечером, практически ночью. На холодной ночевке замерзла и погибла. В непогоду её видимо занесло снегом. Найти и спустить тело до сих пор остается невозможным.

                ТАЙНЫ  ЛЕДНИКА 

  Недалеко от первого лагеря, если пройти вверх по каменистому гребню, расположен ледник. Он и открыл страшные тайны в прошлом 2007 г. и в этом - 2008 г., тайны почти двадцатилетней давности.
  13 июля 1990 г. со склонов пика Ленина ( левее вершины раздельная, 6148 м.) в результате землетрясения сошла лавина. Лавина настигла палаточный лагерь на высоте 5300 м.( так называемая "сковорода") Тогда погибло 43 человека, 20 из них - спортсмены Ленинграда. До сих пор гора хранила тайну. В прошлом и в этом году за счет более интенсивного таяния ледника, последний открыл тайны трагедии 1990 г. На поверхности ледника  обнаружены останки, снаряжение, одежда погибших той злополучной ночью - наших соотечественников. В прошлом году осенью была организована экспедиция по захоронению, преданию земле останков  ниже Луковой поляны на противоположном берегу реки.
  Царство небесное...

                РОДИВШИЕСЯ В РУБАШКЕ

  История, произошедшая со словаками Бояном и Яаковым, о которой нельзя не упомянуть. Два словака после восхождения на пик Ленина начали спуск. Со второго лагеря они начали спускаться на горных лыжах поздно вечером. За день до этого выпал обильный снег. В момент спуска они попали в небольшую лавину. Боян выбрался из лавины, сломав при этом горную лыжу. Яаков отделался легким испугом. При этом на теле у обоих не было даже царапины. На следующее утро в юрте первого лагеря, после завтрака, они  рассказали о своих злоключениях. Потом один из них взял в руки гитару и начал петь. Как говориться и на пик сходили, и из лавины выбрались, и не теряя духа, ещё и песни пели. Есть чему поучиться.
  Чувство восхищения вызвала у Александра и Николая( турист из Петербурга) восхождение на пик Ленина итальянки Марии( так её называли в лагере). Не имея достаточного опыта, наняв гида, буквально в короткие сроки( около 10-12 дней) покорила вершину. Правда при спуске возникли проблемы, ей сложно было идти ( хотели вызвать спасателей), но все обошлось.
  Вот такая она - мужественная женщина Мария из Италии.
  Поднимаясь на вершину Раздельная (6200 м.), Александр думал о людях, которые его окружали, людях, которые не за награды, на за деньги, а по зову сердца шли на вершину. Это были словаки, хорваты, итальянцы, французы, испанцы, иранцы, русские, немцы. Даже, если треть из них побывало на вершине, то это считается нормой. Главное - это, несмотря на риск, опасности - ощущение соприкосновения с вечностью, с Памиром, с горой. Ощущение величия, масштабности горы и хрупкости, незначительности и слабости человека перед ней. Трудности, предъявляемые горой, очищают душу, помогают стать сильнее духовно и физически. Это действительно так.
  Попадая в мир каменных городов, человек начинает осознавать разницу и суть вещей, проблем здесь, в этом пространстве и там,  где господствует сама природа.
 

                Памир в душе оставил след
                На всю оставшуюся жизнь.
                Года перерастут в лета,
                Но память на стороне хребта 
 


Рецензии