От царя до апостола колено вениамина
ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ
Задолго до того, как Иерусалим был повержен, пророк Иеремия, живущий в городе Анафоф, что в земле Вениаминовой, решил купить поле. Господь сказал ему, что придет время, когда Иудеев уведут в Вавилонский плен, но потом они возвратятся. И тогда "дома и поля будут снова покупаемы в земле сей". И хорошо заранее иметь купчую на право наследования надела.
Слова и действия Иеремии воспринимались большинством населения, особенно в Иерусалиме и правящей верхушкой, с раздражением и возмущением. О чем он вещает, как можно знать будущее на столько времени вперед?
Неустрашимый пророк был неугомонен, за что подвергался преследованиям и насилию. Его и в яму сажали, и в колоду заковывали у верхних ворот Вениаминовых при Храме Господнем.
А пророк знай, свое твердит. Еще не поздно одуматься, соблюдать Божьи заповеди, и тогда Господь пощадит своих овец, сбившихся с истинного пути.
От грозящей ему казни Иеремии чудом удавалось увертываться, а другому пророку, некоему Урие, не удалось спрятаться от разгневанного царя Иоакима даже в Египте, куда тот бежал.
Царь послал туда своих людей, которые выкрали Урия и привели к царю, и он казнил его.
Плохие предсказания никому не хотелось слушать, но они сбылись:Вавилонский плен стал реальностью.
"Голос слышен в Раме; вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет",- так передал Иеремия слова Господа в своей книге.
Поскольку Иеремия знал, что плен будет продолжительным, он даже послал переселенцам письмо с наказом:"Стройте дома и живите в них, разводите сады и ешьте плоды их".
Между тем, несчастия оставшихся дома, продолжались. Когда Иехония был уведен в плен, Вавилонский царь назначил вместо него его дядю, дав ему имя Седекия. Но Седекия такого "доверия" не оценил и не оправдал:в какой-то момент, видимо, посчитав его подходящим, он отложился от Вавилона, перестав платить ему подать.
Кончилось это сверхпечально, как для самого Седеки, так и в целом для страны. Сыновей Седеки убили на его глазах, а самому царю выкололи глаза.
Разумеется, были окончательно разрушены Иерусалим и Храм Господень, перебито население города.
Кто уцелел, собрался в Массифе, где, как стало известно, царский военачальник Годолия был назначен Навуходоносором "начальником над страною, и поручил ему мужчин и женщин и детей, и тех из бедных страны, которые не были переселены в Вавилон".
Годолия призывал не бояться Халдеев, как называли народ Вавилонии, и призвал заниматься привычной работой (выращивать урожай, делать вино и оливковое масло), и жить в городах, которые они заняли. А он останется в Массифе, чтобы представлять их перед лицом Халдеев.
Но нашелся некий Исмаил из племени царского, который предательски убил Годолию, и всех, кто вместе с ним находился в Массифе.
Часть народа, который он оставил в живых, он хотел увести к Аммаонитянам. Но его настиг "у больших вод, в Гаваоне", военачальник Иоанн со своими воинами. Пленники Исмаила тут же перебежали к Иоанну, а Исмаил, воспользовавшийся сумятицей, с восемью подельниками убежал к Аммонитянам.
Однако ни в Массифу, ни в Гаваон они не вернулись, а направились в Египет. И даже насильно увели с собой Иеремию.
Он пытался увещевать их, но в ответ услышал:"Слово, которое ты говорил нам именем Господа, мы не слушаем от тебя. Но непременно будем делать все то, что вышло из уст наших, чтобы кадить богине неба и возливать ей возлияние, как мы делали, мы и отцы наши, цари наши и князья наши, в городах Иудеи и на улицах Иерусалима, потому тогда мы были сыты и счастливы, и беды не видели. А с того времени, как перестали мы кадить богине неба и возливать ей возлияния, терпим во всем недостаток и гибнем от меча и голода".
В общем, так и вынужден был жить в Египте Иеремей, там и умер, больше не уидев родную землю.
Но пророчество его сбылось:пленники из Вавилона вернулись, чтобы снова построить Храм Господень.
Правда, был он не столь впечатляющ, как Храм Соломона, и поэтому старики, еще помнившие прежний Храм, при виде нового плакали.
Возвратились из плена, разумеется, далеко не все, а лишь те, кто пожелал, правда, часть левитов Ездра ("Он был книжник, сведущий в законе Моисеевом) принудил пойти. Когда он собрал свой весьма внушительный отряд возвращающихся (видимо, из всех областей, подвластных Артаксеркса, давшего ему разрешение), то обнаружил, что никого не нашел из сынов Левия.
И тогда он послал порученца к главному правителю местности Касифье, чтобы он помог привести к ним из колена Левия "человека умного" Шеревию, его сыновей и братьев,- всего восемнадцать человек.
А еще Хашавию и с ним Иешавию из сыновей Мерариных (потомков Аарона), братьев его и сыновей,- двадцать человек.
А также двести двадцать нефинеев (так называли жителей Гаваона, заключивших союз с Израилем во времена Иисуса Навина), которых Давид использовал для прислуги левитам.
Весь путь до Иерусалима проделали без охраны (просит у царя охрану Ездра "постеснялся"), но вся утварь для будущего Храма, золотая и серебряная, которую в Вавилоне частично вернули иудеям из награбленного ранее, довезли в целости и сохранности.
Кроме Ездры, но, видимо, в несколько иное время, в Иерусалим вернулся и Неемия, который был у Артаксеркса виночерпием. Он стал "начальствующим" над строителями Храма.
Строительство осуществлялось не без конфликтов:то местных самаритян не допустили к строительству Храма, то доказывали очередному персидскому царю, что имеют право на его возведение (решение дано Киром), а время шло, а строительство хотелось закончить побыстрее.
Не гладко складывались и отношения внутри еврейской общины:богатые нещадно обирали бедных, вытрясая из них последнее, и обрекая их на голод, так что Неемии пришлось вмешаться и взывать к совести обнаглевших богачей.
"Возвратите им ныне же поля их, виноградные и масличные сады их, и дома их, и рост с серебра и хлеба, и вина, и масла, за который вы судили их".
И как будто они послушали его и все возвратили, во всяком случае так утверждает Неемия.
Наконец, Храм был построен. И зачитан вслух Закон Моисеев. И дана клятва его неуклонно исполнять.
А потом наступил драматический момент: Ездра разразился гневной речью в адрес тех, кто взял в плену жен-иноверок, и потребовал отправить от себя их и детей от них.
Начались плач и вопли, Ездра настаивал на своем, ибо чужеземные жены, говорил он, своротили с пути даже Давида и Соломона, а значит, и ныне существует такая опасность.
И как будто народ ему уступил, даже подписи свои поставил, что принимает его требование.
Но вот ка заканчивается книга Неемии:"Еще в те дни я видел Иудеев, которые взяли себе жен из Азотянок, Аммонитянок и Моавитянок. И оттого сыновья их вполовину говорят по -азотски, или языком других народов, и не умеют говорить по - иудейски".
Неемия проклинал этих людей, даже бил некоторых мужчин и рвал у них волосы, а сына одного знатного священника даже прогнал от себя за то, что тот женился на девушке из другого народа.
Ничто не помогало, люди устраивали свою жизнь, как считали нужным.
Расселились они по прежним городам. В Иерусалиме, кроме Иудетян, поселилось девятьсот двадцать восемь Вениамитян. Над ними был начальником Иоиль, сын Зихри, а "вторым над городом" был Иуда.
В других городах их было поменьше:в Иерихоне - триста сорок пять, в Анафофе - сто двадцать восемь, в Раме и Гиве - шестьсот двадцать один.
А еще они поселились в Михмасе, Гае, Вефиле, и зависящих от них городах, а также Нове, Анании, Гацоре, Гиффаиме, Хадиде, Цевоиме, Неваллате, Лоде, Оно, долине Харашиме.
В некоторых из этих городов когда-то жили представители других колен, из Израильского (Северного) царства.
Немногие их представители, те которых не угнали в Ассирийский плен, продолжали жить в разных уголках своего бывшего царства. Но остальные так никогда и не вернутся.
Новая история израильтян будет создаваться уже без них.
Окончание следует
Свидетельство о публикации №211061701105