11. Функциональная музыка
* * *
Предупреждение: в этом очерке фамилии
персонажей изменены.
На мой крошечный рабочий стол редактора местного радиовещания огромного танкового завода лёг напечатанный в стеклографии листок – очередной приказ директора.
Я их проглядывал целыми пачками, отбирая те, из которых можно сделать информацию для заводских новостей. Но эта бумажка заинтересовала меня особо – в заголовке значилось: «О введении на заводе функциональной музыки в режиме рабочего дня».
«Вот чёртов Сильченко!», – ругнулся я про себя (нет: «про него»!) и глазами пробежал по тексту. Во вступительной части было сказано: «C целью коренного повышения производительности труда» ввести во всех цехах и отделах круглосуточную трансляцию «функциональной музыки», значение которой в последнее время широко пропагандируется в центральных газетах и журналах (таких, как «Известия», «Техническая эстетика» и другие). Для реализации данного начинания – главному энергетику такому-то и начальнику связи такому-то технически обеспечить трансляцию соответствующих музыкальных программ по заводской радиосети, а редактору радиовещания т. Рахлину (это мне!) – подобрать необходимую музыку. Срок выполнения приказа - такое-то число такого-то месяца.
Я работал редактором заводского радио уже несколько лет и вполне вошёл в курс своих не слишком сложных, но довольно объёмных обязанностей. Три раза в неделю мне надо было подготовить (самому же и прочесть перед микрофоном маленькой студии) заводские новости продолжительностью до двадцати минут. Что такое новости на социалистическом предприятии? Это, прежде всего, «Дневник социалистического соревнования», «трудовая вахта» в честь какого-нибудь очередного юбилея или съезда, «будни рационализатора и изобретателя», интервью с руководителями цехов и отделов, «зарисовки» об ударниках и передовых коллективах, культурная хроника: жизнь клубов, библиотек, заводской школы рабочей молодёжи и прочее. Уверен: от одного перечисления всех этих скучных тем у читателя уже свело скулы. А от меня требовалось заполнить такой информацией по восемь – десять страниц машинописного текста на каждый выпуск. И это должен быть не сплошняк, а энное число коротких информаций. Чтобы их написать, надо побегать по цехам, поговорить с десятками людей, выудить у них цифры, фамилии, названия и описания деталей, узлов, технических новшеств… Да ещё и кого-то пригласить к микрофону, записать беседу, репортаж. Если я буду подбирать музыкальные программы для круглосуточной (!) трансляции, кто займётся подготовкой заводских новостей? И сколько нужно дополнительных сотрудников, если даже на нашем областном радио в музыкальной редакции при небольшом объёме её вещания работают несколько человек?
Вообще-то, чем бегать с высунутым языком по заводу, а потом писать всякие информашки, мне больше понравилось бы слушать и готовить к передаче музыку. Но – какую? Сказано: «соответствующую», «необходимую»: «функциональную». А что же это такое – кто бы мне растолковал? Чтобы увеличить производительность труда, музыка должна быть – какой? Быстрой? Ритмичной? Динамичной? Или, наоборот: медленной? Раздумчивой? Разымчивой? В приказе директора товарища Мычагина об этом не говорилось ни слова.
Можно, конечно, предположить (как говорится, «от фонаря»): для людей физического труда нужен темп allegro (весело, быстро) или presto (очень быстро); для труда умственного: всяких там наших конструкторов и технологов - наоборот, adagio (медленно, тихо)… Ну, а вдруг – наоборот? И от подобранного мною по невежеству репертуара производительность труда резко снизится?
Кроме того, мне было хорошо известно: так называемые фидеры – проводные линии, проложенные от нашего трансляционного узла по всему гигантскому заводу к рабочим корпусам и зданиям, никак не приспособлены к разделению радиослушателей на людей труда умственного и физического. Все в одно и то же время получают одну и ту же программу. Чтобы отделить физических «козлищ» от умственных «ягнят», понадобилось бы перестраивать всю радиотрансляционную сеть. А у нас на заводе шесть фидерных линий, около трёх тысяч радиоточек!
Наконец, люди, хоть раз побывавшие в цехах машиностроительного завода, знают: в рабочее время (то есть, при трёхсменной работе, в течение круглых суток, за исключением обеденных перерывов) пролёты цехов заполнены шумом станков, лязгом слесарных и иных инструментов, сигналами крановщиков, и тому подобным производственным шумом. Это вам не радиотехническое и не фармацевтическое производство – вот там и в самом деле можно с наслаждением и хоть круглосуточно слушать тихую, приятную музыку. А под сводами огромного индустриального модуля даже во время обеденного перерыва шипит и свистит пневматика, гуляет эхо, и проблемой у нас была даже работа «колоколов» - вещательных громкоговорителей. Пусти по ним во время работы музыку – выйдет какофония, адская смесь, - кто её выдержит?!
Всё это я давно уже высказывал инициатору и энтузиасту внедрения «функциональной музыки» - старшему инструктору по производственной гимнастике Леониду Сильченко. На этой должности он был очередной кипучий новатор.
Надо напомнить, что последние десятилетия Советской власти отличались усиленным напором реформаторских идей. Не сводившая концов с концами система искала паллиативные способы выживания: чтобы и коммунистическую невинность соблюсти, и устойчивость приобрести.
Где-то ещё в 60-е годы стало модно ссылаться на положительный опыт капиталистических стран, о котором много лет руководители страны и слышать не хотели. Но при Хрущёве явился бывший эмигрант Терещенко и при активном одобрении властей стал читать лекции и писать статьи о научной организации труда. Началась лихорадка НОТ по всему Советскому Союзу. Потом, уже при Брежневе, наш харьковский профессор-экономист Либерман выступил в «Правде» со статьёй «План, прибыль, премия» Планом и премией нас не удивишь, но вот о такой категории, как прибыль, долгие годы помалкивали: она считалась сугубо капиталистическим явлением. Теперь это понятие реабилитировали. Проказница Мартышка, Осёл, Козёл и косолапый Мишка поменялись местами и попытались извлечь из своих негодных инструментов при помощи своих неумелых рук и при полном отсутствии слуха гармоничную музыку, а заодно эту… как её?.. да, прибыль! Но опять всё без толку…
Над зарубежными конкретно-социологическими исследованиями много лет а СССР смеялись. Но вдруг признали, что и в них имеется рациональное зерно, стали организовывать курсы социологов, социологические лаборатории на предприятиях… И всё это неизменно оказывалось вариациями крыловского «Квартета». Например, когда пришла пора секретарю парткома нашего (крупнейшего в городе) завода с этого ответственного поста уйти на пенсию, ему, в качестве синекуры, предоставили место начальника футбольной команды. Всего лишь за один спортивный сезон под его руководством команда вылетела из высшей лиги. Тогда ему дали другую синекуру: назначили начальником только что организованной заводской социологической лаборатории ...
Одной из классических синекур по всей стране были должности инструкторов по производственной гимнастике. Вообще-то, кто спорит: физкультура – дело полезное. Под эту бесспорную истину ВЦСПС (советское руководство профсоюзами) провело через ЦК партии и Совет министров постановление: на каждом предприятии, где свыше 5000 работающих, может быть учреждена должность инструктора по производственной гимнастике. При десяти тысячах работающих – две таких должности. И так далее. Нашему заводу по штату полагалось 8 таких «единиц». Хотя количество работающих на «оборонном» заводе составляет строгую военно-государственную тайну, легко было подсчитать: на предприятии тысяч сорок всякого народу. Вряд ли все восемь вакансий были заняты (ведь фонд зарплаты надо экономить), но несколько инструкторов на заводе были. Одного директор взял себе в «референты» - писать всякие бумаги и готовить «личные приёмы трудящихся» - в основном, по квартирному вопросу… Другие занимались в отделе техники безопасности всякими проверками, к гимнастике отношения не имеющими. Но некоторые всё-таки использовались по прямому назначению. В конце 50-х, когда я устроился на этот завод, централизованной трансляции из Москвы производственной гимнастики по радио ещё не существовало. Пришла ко мне женщина, по фамилии Кудряшкина, и говорит:
- Я инструктор по физкультуре на производстве. Давайте запишем на магнитофон у вас в радиостудии урок производственной гимнастики. А дежурный техник будет .крутить эту запись на весь завод.
- Ну, давайте, - согласился я, сразу вспомнив уроки утренней гимнастики: диктор сообщает, что «урок ведёт преподаватель Гордеев, партия фортепьяно – пианист Костин». А дальше – бодрый голос Гордеева: «Исходное положение – основная стойка! На счёт «раз!» поднимите руки через стороны вверх!» И – бравурные звуки рояля!
Для аккомпанемента быстро нашли женщину из конструкторского отдела, прекрасно владевшую инструментом (ей гораздо интереснее было в рабочее время помузицировать, чем сохнуть у чертёжной доски, а для общеполезного дела начальство её отпустило), роль «преподавателя Гордеева» взяла на себя Кудряшкина. Но у неё оказался резкий, совсем не «радиогеничный» голос. Чтобы спасти идею, я было предложил свои услуги, но оскандалился: надо уметь подавать спортивные команды, а я выкрикнул: «Раздвиньте ноги на ширину плеч!», обе женщины свалились на пол от хохота (надо было сказать: «Расставьте…»), и мне пришлось смириться со своей профнепригодностью в этом деле. Как могла, урок записала своим противным голосом Кудряшкина… А вскоре проведение уроков гимнастики на производстве взяло на себя всесоюзное радио, мы эти уроки записывали на магнитофон и крутили их по расписанию для отделов. В цехах было гулко, шумно, и радиопередача уроков гимнастики там не воспринималась.
- Тем более никто не услышит музыки! – втолковывал я новому инструктору по производственной гимнастике, Лёне Сильченко. Это был высокий красивый парень, недавний выпускник физкультурного института, великолепный легкоатлет, но… человек чрезвычайно упрямый и не принимающий никаких, даже самых доказательных, резонов. Нет, он вовсе не возражал, а лишь молча смотрел на меня круглыми, как пуговицы, глазами, помаргивал и время от времени молча совал мне то журнал «Техника безопасности» и «Техническая эстетика», то вырезки из «Известий» и «Труда», доказывающие великую силу «функциональной музыки». Все заметки были подписаны одной и той же фамилией: «Кандидат экономических наук Георгий Заде». Не Турсун-Задэ, не Мустафа-Задэ какой-нибудь, а просто Задэ. Просто и скромно.
В каждой такой статье говорилось: как показали исследования учёных и опыт работы ряда предприятий, применение функциональной музыки в режиме рабочего дня даёт повышение производительности труда, на столько-то процентов. Цифры приводились ошеломляющие. Известно, что даже полпроцента повышения производительности – желанная величина. А тут назывались десятки процентов!
Как правило, товарищ Задэ красноречиво описывал благотворное воздействие музыки на работоспособность учёного и инженера, сборщика и станочника. Но нигде не говорилось ни слова о том, КАКИЕ музыкальные произведения должны исполняться, СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ звучать, ГДЕ и У КОГО можно поучиться, перенять опыт. Помню, правда, что были там ссылки на какие-то зарубежные предприятия, но вот названия советских заводов звучали весьма расплывчато: Омский машиностроительный завод, Киевский радиозавод… По такому адресу и не напишешь: ну, мало ли в Омске машиностроительных, а в Киеве – радиотехнических предприятий?
Сколько я ни толковал это физкультурнику, он только посматривал на меня да помаргивал. Но, оказывается, за моей спиной гнул свою линию.
А дело в том, что наряду со своим физкультурным образованием Лёня Сильченко был также и массажистом. И в этом качестве был востребован могущественным директором завода товарищем Мычагиным – как у нас говорили, «вхож» к нему в кабинет. Злые языки немедленно стали утверждать, что Сильченко массирует директору… ну, догадайтесь сами. И что поэтому Лёня вошёл к боссу в большое доверие. Так или иначе, но теперь было ясно: в вопросе внедрения функциональной музыки он сумел-таки склонить Мычагина на свою сторону. Так появился злополучный приказ, с которым я никак не мог согласиться.
Чтобы не очутиться перед необходимостью исполнять приказ, который исполнить невозможно, я написал и послал в канцелярию директора служебную записку: в приказе мне предписываются конкретные действия, а в карте согласования (перечне ответственных лиц, визирующих приказ) меня нет. Замечание справедливое, меня включили в этот перечень. После чего я получил полное право написать свои возражения: мне неизвестно, какую музыку подобрать, сколько приготовить плёнки для обширной фонотеки, где можно заимствовать конкретный опыт применения функциональной музыки и т. д. Изучить этот вопрос можно лишь встретившись в Москве с единственным, по-видимому, на весь Союз специалистом по данному вопросу, начальником сектора Всесоюзного института технической эстетики кандидатом экономических наук Георгием Задэ (этот титул был составлен из разных вариантов его подписи под материалами о «функциональной музыке»).
К моему удивлению, меня и Сильченко немедленно командировали в столицу! Надо ли говорить, что оба были несказанно довольны: работа редактора заводского радио, как и физкультурного инструктора, не предполагает командировок даже в соседнюю Полтаву или Белгород!
Лёня взял с собой свою жену (тоже физкультурницу) для проведения всяких семейных покупок, мы приобрели «купейные» билеты и отправились в Москву. У меня там была родня, друзья, но никого беспокоить не хотел, тем более, что Сильченко уверенно заявил: «Я знаю одну гостиницу возле метро «Сокол», куда нас обязательно устроят»…
И вот мы выходим из поезда на Курском вокзале, спускаемся в метро и едем втроём к станции «Сокол».
Мы представляли собой довольно живописную группу. На мне было новое демисезонное пальто немыслимо бирюзового цвета. В то время в моду очень ненадолго вошли цветные мужские пальто – и вскоре из неё же вышли. Но как раз в краткий период между двумя этими крайними моментами я купил такое пальто (других в магазине не оказалось!). А на голове у меня была (совсем не по сезону) серая фетровая шляпа. А на улице московской – мороз и вьюга. А впереди – в спортивном синем пальто-реглан - Лёня, он шагает гигантскими шагами Петра Великого, за ним поспешает его спортивная, но кургузая жена в лыжном костюме, а за ними – я, путаясь в полах своего нового пальто цвета морской волны, и придерживая шляпу, срываемую свирепым московским сквозняком, стараюсь не отстать от четы спринтеров и чемпионов по спортивной ходьбе…
Так мы вошли в маленькую гарнизонную гостиницу Москвы. Сильченко немедленно обратился к женщине-администратору, возле которой красовалась табличка - неотъемлемая деталь всех гостиничных вестибюлей страны Советов:: «МЕСТ НЕТ»:
- Мы прибыли на соревнования! - заявил он. - Устройте нас, пожалуйста, на ночлег!
Администратор окинула нас недоверчивым взором бывалой столичной штучки. По мне хорошо было видно, что я никогда, ни с кем и ни в чём не соревновался. «Мест нет!» - безжалостно озвучила она стоящую на барьере табличку. Пришлось выйти обратно – в морозную метель. На каком-то из московских вокзалов оставили в камере хранения вещи и опять нырнули в метро, чтобы явиться на ВДНХ – «выставку достижений народного хозяйства», где находился Всесоюзный институт технической эстетики. Поскольку мы туда и были командированы, так хотя бы не пришлось билеты на выставку покупать…
Интерьеры Института были оформлены по самым высоким эстетическим стандартам. Тем не менее, в приёмной директора сидела вполне обычная канцелярская крыса.. Она отметила в наших командировочных удостоверениях прибытие и равнодушно сообщила, что товарища Задэ сейчас нет, когда он будет – не известно, и мы должны сами его «ловить». Что же касается устройства на ночлег (в этом нуждалась только чета Сильченко – у меня, благодаря наличию в Москве и Подмосковье родни и друзей, проблемы не было), то она с готовностью вызвалась помочь: дала адрес квартиры неподалёку от Выставки, и парочка, действительно, договорилась о комнатке. Мы расстались, я поехал к тётушке в Химки, а они - в поход по магазинам.
Наутро мы съехались в Институте и приступили к ловле Задэ. Примерно к полудню наша затея удалась: нам указали на невысокого молодого человека кавказской наружности, с аккуратным зачёсом чёрных волос, в отлично сидящем синем костюме и белоснежной сорочке при красивом галстуке. Он шёл быстрой деловитой походкой по длинному коридору, мы нахально заступили ему дорогу и отрекомендовались, назвав цель своего прибытия. Задэ явно не был обрадован.
- Извините, я спешу к директору на совещание, и мне сейчас некогда. После совещания немедленно уезжаю по делам, приходите завтра к десяти.
Решено было продолжить осаду этого лощёного типа. Утром мы с Сильченко сошлись в изящном холле Института, уставленном всяческими икебанами, вазами, амфорами, пластичными полуабстрактными скульптурами, и стали ожидать появления Задэ. Несколько раз он пронёсся мимо нас невероятно деловой походкой. Замечая нашу живописную группу – беспомощно разводил руками, постукивал по циферблату своих наручных часов: я-де по-прежнему в цейтноте. И назавтра всё повторилось… Но на третий или четвёртый день этот предельно занятой человек вынужден был всё-таки уделить нам время и внимание. Пригласил к себе в отдел. В комнате, кроме него, сидела молодая неулыбчивая дива, по моим представлениям - из тех, которых какой-то гоголевский герой называл «сюбдительная сюперфлю».
- Подожди, Неточка, я сейчас вот только переговорю с товарищами из Харькова, и мы поедем… - сказал ей извиняющимся тоном её начальник. Неточка передёрнула недовольно носиком и стала с сосредоточенно-скучным видом чистить ногти маленькой металлической ковырялкой.
Мы изложили суть дела: сперва – Сильченко, с энтузиазмом повторивший оптимистические положения статей нашего собеседника о положительном влиянии музыки на работоспособность трудящихся (автор статей удовлетворённо кивал головой), затем я – о своих искренних недоумениях (кандидат наук насторожился, Неточка перестала чистить коготки и прислушалась):
- Как формировать программы функциональной музыки? Не можете ли дать специальные рекомендации?
Задэ снисходительно улыбнулся и отвечал: он – не музыковед, не психолог и не врач, а всего лишь кандидат экономических наук, использовавший данные о пользе функциональной музыки в одной из глав своей диссертации о новейших методах повышения производительности труда. У него имеются сведения о том, что музыка способствует увеличению работоспособности трудящихся, но вот какая конкретно - «Пер-Гюнт» Грига, Пятая симфония Чайковского, «Хорошо темперированный клавир» Баха или, например, джаз Эдди Рознера - он сказать не может, Это – не по его части…
- Попробуйте обратиться во Всесоюзный радиокомитет! – посоветовал наш «консультант». – Пусть тамошние музыковеды помогут вам составить программы функционального музвещания.
На прямой вопрос: как может даже самая громкая музыка подавить собою обычный рабочий шум механообрабатывающего производства, – Задэ также ответил, что это вопрос не к нему.
- Вы можете нам указать названия и адреса предприятий, где уже накоплен соответствующий опыт? – продолжал наседать я.
- Да, конечно, - ответил Задэ, - Новосибирский, Омский, Иркутский машиностроительные заводы, Киевский радиозавод и ещё несколько предприятий. Как туда написать? А вот на это я вам ответить совсем ничего не могу, – сказал он так, как будто уже дал исчерпывающие ответы на все предыдущие вопросы. - Не могу, если бы даже знал адреса: всё это предприятия закрытые, оборонные…
- Но есть же, наверное, какая-то литература, - продолжал домогаться я (Сильченко при этом сидел с совершенно отрешённым выражением лица, как будто всё происходящее его не касалось)..- Вот вы, товарищ Задэ, приводите цифры: производительность труда в результате звучания музыки увеличилась на 35 – 70 процентов…
- Я заимствовал эти сведения из одного итальянского журнала, - ответил Задэ.
- А где можно этот журнал почитать? Как он называется?
- Вы читаете по-итальянски? – немедленно парировал собеседник.
- Читаю, - не будь дурак, отвечал я («А он-то читает? Вот пусть меня проверит!» - подумал я). Но Задэ мой ответ ничуть не смутил.
- В «Ленинке», в отделе спецхрана, имеется единственный экземпляр этого журнала, без спецдопуска вам не выдадут, да я и позабыл его название…- отвечал он не задумываясь. - Но, уж простите меня, - он вскочил с места, подхватил свой красивый портфель, сказал «сюбдительной сюперфлю: «Неточка, поехали!» - и они исчезли.
Было ясно, как день, что все статьи этого хлыща – стопроцентная «панама» во всесоюзном масштабе Мне, однако, надлежало исчерпать все возможности «изучения опыта», чтобы однозначно аргументировать на заводе свой отказ от внедрения заведомой липы. Поэтому я потащил покорно-равнодушного Сильченко в радиокомитет.
И вот мы на Пятницкой – в Главной редакции музыкальных программ Всесоюзного радио. Название громкое, а вокруг всё предельно просто и… тесно. По коридорам, как угорелые, носятся сотрудники с бобинами плёнки. Главный редактор со своим заместителем ютятся в одном кабинете. Это мужчина и женщина, – кто из них главный, а кто зам, я и тогда не уловил, но был покорён их великолепной московской речью, простотой и доступностью обоих. Они не только не заставили нас ожидать в приёмной, но, несмотря на свою крайнюю занятость (о которой тут же и рассказали в искренней, доверительной беседе), поделились своими соображениями.
- Мы знаем о функциональной музыке ничуть не больше, чем вы, - сказал мужчина, - Тоже, как и вы, читали заметки этого Задэ, но понятия не имеем, какая музыка каким функциям организма и трудовым процессам способствует: какая повышает производительность труда, а какая, наоборот, понижает. У нас в музредакции таких специалистов нет. Единственное, чем мы могли бы вам помочь – это выдать списки музыкального сопровождения массовых развлекательных мероприятий для парков и стадионов. Если будет заказ и гарантийное письмо об оплате, то могли бы обеспечить вас магнитофонными записями такой музыки. Но ведь это совсем не то, чем вы интересуетесь.
- Но хотелось бы слышать Ваше профессиональное мнение: может ли рабочий в шумном цехе воспринять музыкальное сопровождение своего трудового процесса, передаваемое по радио? – спросил я. Ответ мне нужен был не для себя, а для того, чтобы его услышал мой спутник. Я всё ещё не мог поверить, что он безнадёжен.
На этот вопрос ответила женщина. Она, прежде всего, пожаловалась нам на возросшие трудности работы:
- Сейчас, с вводом в действие радиопрограммы «Маяк», объём вещания возрос по нашей редакции в несколько раз. Без подписи главного редактора или заместителя программа в эфир выйти не может, мы их обязаны прослушивать, и домой являемся буквально в изнеможении. У меня дома нет даже обыкновенной сетевой радиоточки. На окнах и дверях – шторы, на полу – мягкие ковры, все домашние ходят на цыпочках – они знают: в доме, когда я приезжаю, должна воцариться полная тишина! Вот что такое музыка… Но это когда её можно услышать. А если она присоединится к общему звуковому фону как дополнительный шум, то уже перестанет быть музыкой!
Десять минут беседы с этими интеллигентными людьми запомнились на всю жизнь, но ничего не прибавили в моих попытках выяснить хоть что-нибудь о функциональной музыке. Впрочем, Лёня Сильченко из-за этого не страдал нисколечко – он по-прежнему верил в газетные статьи.
Вернувшись из командировки, я составил подробный отчёт, в котором, ссылаясь на беседы с Задэ и с музредакторами Всесоюзного радио, сообщил всё, что удалось узнать о функциональной музыке: то есть, что о функциональной музыке никто ничего определённого не знает. Эту бумагу отнёс заместителю главного инженера, подписавшему нашу командировку.
Сильченко же поступил по-своему: он опять подготовил проект приказа по заводу, почти такой же, как тот, первый, вариант – и представил на подпись директору.
О судьбе документа мне рассказал близкий директору по службе человек, присутствовавший при подписи очередных бумаг. Мычагин был очень расстроен очередными неприятностями с выполнением (вернее, с невыполнением) плана. Взяв проект приказа в руки, пробежал глазами первые строчки – и вдруг пришёл в ярость.
- Только музыки нам здесь не хватало! – рявкнул Мычагин и швырнул документ в корзину, добавив в сердцах: - К такой-то матери!
Он даже чётко указал – к какой именно…
* * *
Ещё через некоторое время является ко мне Лёня Сильченко, пуговицы-глаза сияют, он с торжеством протягивает мне какой-то очередной журнал – кажется, «Техника безопасности и охрана труда» Там – очередная статья кандидата экономических наук Задэ о «функциональной музыке» Круг предприятий страны, успешно внедряющих функциональную музыку (сообщает автор) расширился: новый метод успешно применил на практике Харьковский машиностроительный завод (точное название и адрес не приведены). Производительность труда на предприятии значительно повысилась…
Недавно мне пришло в голову посмотреть: что пишут о "функциональной музыке" в нынешний век - век Интернета. Оказалось, пишут много и уважительно. Однако не много времени ушло на то, чтобы найти в методических указаниях по её применению одну "пустяковую" оговорку: отмечается, что мспользование функциональной музыки невозможно в помещениях с зашумлённым производством!
Что и требовалось доказать. Но что доказать мне удалось с трудом...
----------
Далее следует очерк XV "На железной дороге" (ч. 1-я)http://proza.ru/2011/06/18/24
--------
ДОРОГОЙ ЧИТАТЕЛЬ! МНЕ ИНТЕРЕСНО И ВАЖНО ТВОЁ МНЕНИЕ ОБ ЭТОМ ТЕКСТЕ, ИЗЛОЖИ ЕГО, ПОЖАЛУЙСТА, ХОТЯ БЫ В НЕСКОЛЬКИХ СЛОВАХ ИЛИ СТРОЧКАХ В РАЗДЕЛЕ "РЕЦЕНЗИИ" (СМ, НИЖЕ). = Автор
Свидетельство о публикации №211061701470