Леонардо да Винчи. Портрет Моны Лизы
Об истории создания этого портрета и об отношении к нему современников Вазари сообщает следующее: «Леонардо взялся написать для Франческо дель Джокондо портрет его жены Моны Лизы и, потрудившись над ним четыре года, так и оставил его незавершенным… Изображение это давало возможность каждому, кто хотел постичь, насколько искусство способно подражать природе, легко в этом убедиться, ибо в нем были переданы все мельчайшие подробности, какие только доступны тонкостям живописи. Действительно, в этом лице глаза обладали тем блеском и той влажностью, какие мы видим в живом человеке, а вокруг них была сизая красноватость и те волоски, передать которые невозможно без владения величайшими тонкостями живописи. Ресницы же благодаря тому, что были показаны, как волоски их вырастают на теле, где гуще, а где реже, и как они располагаются вокруг глаза в соответствии с порами кожи, не могли быть изображены более натурально… А всякий, кто внимательным образом вглядывался в дужку шеи, видел в ней биение пульса…»
Суждение Вазари совершенно справедливо. Живописная техника «Джоконды» – это непревзойденное чудо мастерства. Тончайшей лепкой лица Леонардо достиг изумительной мягкости переходов и дал почувствовать не только подкожный слой мышц, но и вибрацию окружающей атмосферы. «Сфумато» - нежная дымка светотени, которую так любил Леонардо, здесь творит чудеса, сообщая недвижному портрету внутреннюю жизнь, непрерывно протекающую во времени. Трудно отделаться от впечатления, что Джоконда все время наблюдает за тем, что происходит кругом. И даже самое незначительное усиление или ослабление оттенков – в уголках губ, в глазных впадинах, в переходах от подбородка к щеке, которое может зависеть просто от освещения портрета, - меняет характер лица. Джоконда кажется то старше, то моложе, то мягче, то холоднее, то насмешливее, то задумчивее. Никто и никогда после не сумел сосредоточить в одном холсте равную силу жизни.
Однако виртуозная техника исполнения картины далеко не исчерпывает ее достоинств. Есть нечто неуловимое в самой Джоконде, наполняющее ее образ таинственным смыслом. Первое впечатление от портрета всегда благожелательное. Ведь перед нами прекрасное, одухотворенное женское лицо. Но чем дольше мы всматриваемся в него, тем больше нас что-то тревожит. Источник беспокойства открывается не сразу – он в странной полуулыбке, слегка тронувшей прекрасные уста, и в едва уловимом ироническом блеске взгляда. Для чего художник внес диссонанс в столь гармоничный образ? Этот вопрос неизменно ставит в тупик. «Мона Лиза» замкнута и недоступна, она видит и понимает нечто такое, чего не понимает, чего никак не ждет взирающий на нее зритель. Перед нами не просто портрет конкретной женщины, но и одновременно, - глубочайшее философское обобщение. Обобщение такого рода, которое не открывается рациональному разуму, а постигается лишь душевным наитием.
Леонардо да Винчи http://proza.ru/2011/06/17/323
Свидетельство о публикации №211061700315
Ваша маленькая статья о портрете Моны Лизы даёт столько поводов для раздумий! Об этом портрете очень МНОГО было статей в разных журналах - точнее, о неразгаданной тайне образа Джоконды, даже о какой-то мистике, связанной с образом - якобы он (портрет) плохо влияет на психику людей, и какой только чуши не печатали в СМИ!
Я видела оригинал картины в Лувре, и, честно, он произвёл меньшее впечатление, чем "Сикстинская мадонна". Но вы заключаете статью настраивающими на раздумья словами:
"Перед нами не просто портрет конкретной женщины, но и одновременно, - глубочайшее философское обобщение. Обобщение такого рода, которое не открывается рациональному разуму, а постигается лишь душевным наитием".
Душевное наитие - звучит загадочно и притягательно. С уважением.
Элла Лякишева 29.10.2017 17:44 Заявить о нарушении