Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи. Автопортрет. Ок. 1510-1513 гг. Библиотека Турина.

Леонардо родился в апреле 1452 г. в городке Винчи близ Флоренции. Он был незаконным сыном местного нотариуса Пьера Винчи и молодой крестьянки Катарины. Юноша воспитывался в доме отца и вместе с ним переселился в 1469 г. во Флоренцию. В 1469-1476 гг. он обучался и работал в мастерской художника Верроккио, а с 1480 г. считался самостоятельным мастером.

Юный Леонардо был необычайно красив. Он имел стройную фигуру, высокую шею, гордую посадку головы, правильные, тонкие черты умного лица, волной ниспадающие вьющиеся волосы. Вазари пишет, что помимо  телесной красоты у Леонардо «была более чем безграничная прелесть в любом его поступке, таланта же было в нем столько, и талант этот был таков, что к каким бы трудностям его дух не обращался, он разрешал их с легкостью. Силы было в нем много, но в сочетании с ловкостью; его помыслы и его дерзания были всегда царственны и великодушны… Обладая широкими познаниями и владея основами наук, он добился бы великих преимуществ, не будь он столь переменчивым и непостоянным. В самом деле, он принимался за изучение многих предметов, но, приступив, затем бросал их…» Известно, что Леонардо занимался математикой, музыкой, играл на лире и божественно пел, увлекался лепкой и чертил проекты зданий. «Он делал рисунки мельниц, сукновальных станков и прочих машин, которые можно привести в движение силой воды… Он постоянно делал модели и рисунки. Чтобы показать, как возможно с легкостью сносить горы  и прорывать через них переходы… и как возможно поднимать и передвигать большие тяжести при помощи рычагов, воротов и винтов, как осушать гавани и как через трубы проводить воду из низин. Ибо этот мозг никогда в своих измышлениях не находил себе покоя… И столько было в нем разных затей, что, философствуя  о природе вещей, он пытался распознать свойства растений и упорно наблюдал за вращением неба, бегом луны и движениями солнца».

Но при всех своих увлечениях, Леонардо никогда не бросал рисования. «Рисовал он на бумаге столь тщательно и столь хорошо, что нет никого, кому в этих тонкостях когда-либо удалось с ним сравниться», - пишет Вазари. Для Леонардо живопись являлась не искусством, а наукой, причем наиболее достоверной и основополагающей. В научных занятиях он был художником, так же как в искусстве оставался мыслителем и ученым.

Только что окончивший годы учения юный Леонардо да Винчи  вошел во флорентийское искусство своим «Ангелом», вписанным в картину его учителя Верроккьо «Крещение Христа». Уже в ранних его работах  обнаруживаются черты, каких не было у его предшественников, о чем красноречиво свидетельствует ранние шедевры Леонардо «Мадонна Бенуа» (http://proza.ru/2011/06/17/265) и портрет Джиневры Деи Бенчи (http://proza.ru/2011/06/17/267).

Не находя достаточного применения  своим силам во Флоренции Леонардо начал искать покровительства у миланского герцога. Он написал ему письмо с перечислением  всех своих технических познаний и способностей, которые он готов предложить  в распоряжение своего покровителя. И только в конце сделал краткую приписку: «…а также как живописец могу не хуже всякого другого  выполнить какой угодно заказ». Видимо, он больше рассчитывал на свое умение строить мосты, валы, суда, отливать пушки и потому лишь мимоходом упоминает об искусстве. Чаянья Леонардо были удовлетворены, и 1482-1499 гг. он провел в Милане, на службе у герцога Лодовико Моро, Его многочисленные таланты снискали ему расположение государя (http://proza.ru/2011/06/17/274). К миланскому периоду относятся два шедевра Леонардо – картина «Мадонна в гроте» (http://proza.ru/2011/06/17/272) и фреска «Тайная вечеря». Оба составляют важную веху в истории живописи. У любого художника Раннего Ренессанса уже имелось отчетливое сопоставление ближних и дальних  пространственных зон, но не было их естественного перетекания друг в друга. Фон замыкает у них картину, как задник декорации, а первый план рельефом  выступает на этом фоне; между ними – разрыв, единого пространства не чувствуется. Между тем Леонардо еще в юности заметил, что атмосфера не  отличается совершенной прозрачностью, а обладает определенной плотностью и цветом. Он специально рассматривает это свойство натуры в своем известном «Трактате о живописи». «Наконец, - пишет он, - обрати внимание на то, что тени и свет без очертаний и краев переходят друг в друга наподобие дыма». Это самое «дымчатое» или «сфумато» – слияние контуров с местными тонами – стало одним из важнейших новшеств, привнесенных Леонардо в живопись. В его «Мадонне в гроте» пространство развивается  в глубину плавно, неощутимо перетекая из одного плана в другой. Группа из четырех фигур – Мария, маленький Христос, маленький Иоанн Креститель и ангел – расположена не на фоне  пещеры, а действительно внутри нее, как говорят «в среде». От этой картины по-настоящему берет начало станковая живопись, которая не покрывает плоскость, но «пробивает» в ней окно; не входит в пространственные отношения  интерьера, но создает для себя свое собственное пространство, собственный мир, отдельное бытие.

 Особое место в наследии Леонардо занимает его фреска «Тайная вечеря» (1495-1497). Все многообразие и типическая выразительность лиц апостолов и, конечно, лицо Иуды, не могли быть созданы художником, чей взор был ограничен шорами раннего гуманизма. Немногие дошедшие до нас этюды к этой фреске свидетельствуют, что Леонардо готовил ее в долгих и настойчивых поисках на натуре. Наверное, художник немало побродил и поработал в старых улочках и тавернах Милана. Вазари сообщает: «Произведение это неизменно пользовалось величайшим почитанием миланцев, а также иноземцев, так как Леонардо задумал и сумел выразить то сомнение, которое зародилось в апостолах, захотевших узнать, кто предал их учителя…» В «Тайной вечере» восхищает прежде всего многообразие типов, характеров, душевных движений людей, выразительно переданных художником. Ее смысловой центр составляет  страшный акт предательства, торжество отвратительного злодейства. Но пафос великого творения Леонардо не ограничивается обличением предательства. Он глубже и сложнее. Чтобы это уяснить,  нужно внимательнее присмотреться к фреске. Апостолы сидят за длинным столом. Посредине – Христос. Он только что произнес: «Один из вас предаст Меня», и слова эти ударили по душам учеников, породили во всех бурю негодования, но каждый участник трапезы проявляет при этом свой, только ему свойственный темперамент. Чувствительный юный Иоанн опускает очи, страстный Петр хватается за нож и готов броситься на злодея, Фома не верит словам учителя и с поднятым перстом доказывает нелепость подозрения, Иаков разводит руками,  молодой Варфоломей прикладывает руки к груди, выражая готовность постоять за учителя. Злодей Иуда с его хищным лицом судорожно сжимает кошель с серебряниками. Взволнованным, охваченным разнообразными страстями апостолам Леонардо  противопоставляет спокойный образ Христа, фигура которого является узлом всей композиции.

В 1500 г. Леонардо  вернулся во Флоренцию. В 1502 г. он около года служил у Чезаре Борджа. 1503-1506 гг. прошли во Флоренции. Леонардо работал тогда над стенной росписью  в зале Большого совета дворца Синьории. В 1506 г. он возвратился в Милан, где жил до 1513 г. В это время художник пишет самый прославленный свой шедевр – портрет Моны Лизы (http://proza.ru/2011/06/17/315).

В конце 1513 г. Леонардо переехал Рим, откуда в 1516 г.  был приглашен королем Франциском I во Францию на должность живописца, архитектора и механика. Умер художник на чужбине, в замке Клу,  в мае 1519 г.

Ренессанс http://proza.ru/2023/01/19/241


Рецензии
Вот уж неординарная, необычная и в чём-то таинственная личность! А ещё Леонардо да Винчи писал сказки и басни. Как только всё это мастерство умещалось в этом человеке? Уникальная личность. Если бы он жил в сегодняшнее время – цены бы ему не было!
С уважением, Лана.

Лана Павлова   29.08.2015 21:57     Заявить о нарушении
Лана, благодарю вас за визит и отзыв!

Константин Рыжов   29.08.2015 22:26   Заявить о нарушении