От царя до апостола колено вениамина

                Продолжение

                В ЧУЖЕЗЕМНОМ ПЛЕНУ
 
  Пленение населения Иудейского царства, как и Израильского, тоже проходило в несколько этапов и на протяжении значительного периода времени.
  Но было и различие. Если Ассирийский царь подчищал всё и всех подряд, то Вавилонский действовал более избирательно. Его в первую очередь интересовала знать Иудейского царства, или, как бы мы сказали ныне, - элита его.
  При царе Иокиме (а после него будут лишь еще два царя, после чего Иудейское царство перестанет существовать), вторгшись в Иерусалим и ограбив дом Божий (правда, кое-что оставил), чтобы передать захваченное в дом бога своего, Навуходоносор велел начальнику своих евнухов отобрать из царского и княжеского иудейских родов красивых и умных юношей для службы в царских чертогах.
  Одним из отобранных был юноша, который станет известен своим необычайным даром пророчества, о чем повествует "Книга пророка Даниила".
  В следующий раз войска Навуходоносора подступили к Иерусалиму на восьмом году его царствования, при преемнике Иокима - Иехонии.
  На этот раз в плен были взяты не только вся семья Иехонии, его слуги и князья, но и семь тысяч храбрых воинов, а также художники, кузнецы, плотники, - те, кто обладал непревзойденным мастерством, чей опыт можно было использовать. "Никого не осталось, кроме бедного народа земли".
  В Израильском царстве и такого не осталось:вместо местных жителей Ассирийский царь прислал в Самарию переселенцев из других мест своей империи.
  Через тридцать семь лет после переселения Иехония был выведен из дома темничного, и отныне к нему проявляли уважение (а соответственным стало и его материальное благополучие), которого удостаивается царская особа.
  Иудеи были расселены по всей империи, И, судя по всему, сумели укорениться в новых реалиях, стараясь при этом сохранять по возможности свою независимость как представителей своего народа, особенно, когда Вавилонская империя сменилась Персидской, чьи правители относились к покоренным народам более терпимо.
  Тем не менее, нередко возникали коллизии, когда излишняя самостоятельность иудеев вызывала гнев, в первую очередь, у правящих чиновников, желавших, чтобы их подданные проявляли перед ними смиренность и даже раболепие. Отсутствие подобной покорности вызывало гнев и стремление расправиться с "наглецами".
  Именно такая вражда побудила  Амана, возвеличенного царем Артаксеркса ("поставил его седалище выше всех князей"), добиться осуждения всех иудеев, живущих в провинции, подчиненной царю ( а он царствовал над ста двадцатью семью областями от Индии до Эфиопии), на уничтожение.
  А все потому, что Мардохей был иудеем, и в отличие от всех, единственным, не кланялся ему.
  Мардохей был из колена Вениамина, из рода Киса, отца Саула, сыном Семея, может быть, того самого, кто оплевывал Давида и бросал в него камни.
  У него на воспитании была сирота Эсфирь, рано лишившаяся родителей. И, естественно, что и в плену она оказалась вместе с Мардохеем.
  Жили они в Сузах, столице провинции.
  Она была очень красивой, и выиграла "конкурс" среди других красавиц, представленных царю:ее взяли в царский дом, а позже она стала женой царя.
  Артаксеркс не знал, какого она этнического происхождения, да, видимо, это не имело для него особого (а, может, и вовсе никакого) значения. И только, когда над иудейским народом нависла беда уничтожения, она, по требованию Мардохея, призналась вцарю, из какого рода-племени.
  Разумеется, Эсфирь обуял страх, прежде, чем она решилась на подобный шаг, ведь неизвестно было, как отреагирует на это царь.
  Мардохей, видя ее колебания, сказал:"Не думай, что ты одна спасешься в доме царском из всех Иудеев. Если ты промолчишь в это время, то свобода и избавление придет для Иудеев из другого места, а ты и дом твоего отца погибнете. И кто знает, не для такого ли времени ты и достигла достоинства царского?".
  Надо сказать, что у Мардохея были заслуги перед царем. Он как-то услышал разговор двух евнухов, замышлявших убийство царя, и доложил ему об этом.
  Евнухов повесили, а царь велел Аману наградить  Мардохея, но тот царского указания не выполнил.
  Обо всех дальнейших перепитиях можно прочесть в книге "Эсфирь" ( на иврите - Эстер). Все закончилось благополучно для иудеев и печально для Амана:его повесили на той самой виселице, которую он приготовил для Мардохея.
  Готовясь к уничтожению иудеев, Аман и его приспешники бросали жребий, в каком месяце лучше всего провести "акцию".
  Жребий на иврите - пур. Поэтому  с тех пор, когда иудеи избавились от Амана, они стали праздновать Пурим, во время которого едят испеченные из теста "уши Амана".
  Как это не покажется парадоксальным на первый взгляд, но именно плен в еще большей степени сблизил оба колена, сделал их Иудеями, символом общего происхождения, и веры.
  Идиллии полной здесь никогда не было и быть не могло, нет и поныне. Изгнание иудеев, как и колен Израильского царства, объясняется в Библии тем, что они отошли от своего Господа Бога, от Моисеевого закона.
  И действительно, даже любимцы Бога Давид и Соломон довольно часто уклонялись "от истинного пути".
  В этом "уклонении" винили жен из чужих народов, которые негативно действовали на них.
  На самом деле, здесь, скорее, сказывалось раздвоение личности, которая охотно поклоняется разным богам, полагая, что это не помешает, и уж хуже от этого никак не будет.
  К тому же, странным образом, но куда-то исчезли книги закона Моисея, и во времена разделенного царства было невероятным событием, когда в царствование восьмого иудейского царя  Иосии ( годы 840 -801 до н.э), одну такую нашли в ... доме Господнем (место ее нахождения говорит само за себя)!
  После этого Иосия произвел тотальную чистку:"вынес Астарту из дома Господнего за Иерусалим, к потоку Кедрона", где она была сожжена и истёрта в прах; "отставил жрецов, которых поставили цари Иудейские, чтобы совершать курение на высотах в горах Иудейских и окрестностях Иерусалима, и которые кадили Ваалу, солнцу, и луне, и созвездиям, и всему воинству небесному". 
  Разрушил он и "дома блудилищные, которые были при храме Господнем, где женщины ткали одежды для Астарты".
  Неудивительно, что Иеровоаму, первому царю Израильского царства, так легко удалось убедить своих подданных не ходить в Иерусалим, а поклоняться богам на высотах в Вефиле и Дане. В сущности, какая была разница, где им поклоняться?
  Почти о каждом царе Иудейского царства сказано, что воцарившись, он шел "не путями Господними". И даже, если шел поначалу этими путями, потом все равно уклонялся (Иосия был исключением). Боги, изображение которых можно увидеть и осязать, неизменно оказывались дороже, ближе и понятнее того невидимого Господа, который являлся лишь Моисею (да и когда это было?).
  К тому же, Господь этот очень ревнивый и мстительный, постоянно чем-то недоволен и жестоко наказывает. Пусть остаются привычные боги, с ними надежнее.
  Страдания, вызванные разорением Иудейского царства, и пленением элитной части населения, были необходимы. Они были необходимы для того, чтобы разобраться в своей сущности, в том, насколько насильно покинутая  земля дорога им. И только ли она просто земля или нечто большее?
  А Иерусалим, униженный, разграбленный, с уничтоженным Храмом, только ли просто столица бывшего царства или нечто большее?
  На этот вопрос предстояло еще ответить, когда Персидский царь Кир разрешил иудеям вернуться туда.
                Продолжение следует 
 
   


Рецензии