О пользе застолий в казарме

Продолжение. Начало в номерах «Комсомольской Правды » за 24, 25, 26 мая с. г. ( http://kp.ru/daily/25694/897259/ )


CОЛДАТСКАЯ ПРОКУРАТУРА


Отдельный разговор - о мобильных телефонах (они сдаются старшине роты по описи). Это личная собственность каждого. Покушение на нее карается строго: я к тому, что иные деды одно время пытались отобрать аппараты у молодняка. Такие старики не только получали «червончик» подтягиваний на турнике, но и лишались на время права пользоваться своими телефонами (тоже действенное наказание). Еще страшнее наказание - за вымогание денег на оплату разговоров слишком болтливых стариков. Это уже попахивает уголовщиной. Тут обязательно разбирательство по полной форме, объяснительные, показания свидетелей. Эдакая ротная военная прокуратура. И «суд» на собрании личного состава. Действует.

Свои мобильники солдаты и сержанты получают в субботу вечером и в воскресенье сдают. Пытался я разрешить бойцам всегда носить мобильники с собой, но начали играться - пришлось отобрать. Если нужно поздравить кого-нибудь в неустановленное время - никаких вопросов.


ПРЯНИКИ В ДОЛГ


А еще у нас ротный магазин есть. Разрешается брать в долг (солдатам до 25 - 30% денежного довольствия). Есть и, так сказать, «общественный завмаг» (обычно - сержант), есть и комиссия выборная. Ротный «завмаг» все курирует, мое дело - внезапно назначать ревизии. Ну и контроль расходов. К деньгам магазина никто из командиров не касается, в том числе и я - это дело общественной комиссии. Закупки строго по чекам и отчет.

Вот сейчас кто-то скажет: «А как это все связано с дедовщиной, с поведением людей вообще?» А очень связано! Порядок в душах начинается с порядка там, где человек живет.

ХИТРАЯ АНКЕТА

Бич армии - мелкое воровство. Грешат этим и старослужащие, и молодые. Из-за этого случаются разборки. Мы эту заразу изжили с помощью анонимного анкетирования. В анкете - вопрос: «Кого подозреваете?» Солдаты и сержанты указывают фамилии. Далее - беседы с этими «фамилиями», не привлекая внимания, мимоходом, о том, что есть данные. Все, воровство чаще всего прекращается и человек, почти уличенный, остается чист.

Кстати, об анкетировании. Я проводил его ежемесячно. Это позволяет дополнительно «замерять давление» в коллективе роты. Но проводил анкетирование не так, как я видел это по телевизору: майор-психолог рассадил всех в классе, по трое за каждый стол, раздал листы - отвечайте на вопросы. Ага, ответят! Держи карман шире. И это профессионал работает? Я делаю так: пустая открытая канцелярия роты. Там на столе лежат чистые анкеты с вопросами и опечатанный ящик с прорезью для «голосования». По очереди заходят солдаты и заполняют анкету, потом бросают ее в ящик - остальные сидят, смотрят телевизор. Доступа, кроме меня, к заполненным анкетам нет ни у кого, даже у командиров взводов. И об этом знает рота. Однажды новый командир части сказал мне:

    - Да они вам, Иван Юрьевич, никогда не напишут честно!

Пришлось показать мое досье. Там все было как на духу. Кстати, досье я держал за семью печатями. Ведь, попав в чужие руки, это может выстрелить в человека!


ПРОЩАНИЕ С ДЕМБЕЛЯМИ


И об увольнении в запас. Это праздник! Увольняемые накрывают за свой счет (плюс часть денег из ротного магазина) стол для личного состава роты, обычно в субботу. Дело сугубо добровольное, но это статус, однако. Как-то один призыв не захотел, ну и что - дело добровольное. Как вариант: закуплены продукты, в том числе лимонад. В столовой части наварили вареников (готовые купили) и в 20 часов сели за столы в классе подготовки наряда. Я в очередной раз (первое поздравление в день опубликования приказа в строю роты) поздравил увольняемых с приказом, поблагодарил и, конечно, посетовал, что мал сейчас срок службы, но это, дескать, не ваша вина, вы выполнили свой долг перед Родиной. Сказал о том, что все, кто просил рекомендацию для поступления в вуз, получат ее, а потом каждому вручил письмо с поздравлениями родителям. Вот одно из них:

«Здравствуйте, уважаемые Алла Григорьевна и Валерий Васильевич! Пишет Вам командир роты, в которой проходил службу Ваш сын Сергей. 31 марта состоялся приказ министра обороны об увольнении в запас военнослужащих, выслуживших установленные сроки службы, в числе которых и Ваш сын. Сергей достойно отслужил в Вооруженных силах России и будет уволен в запас согласно Федеральному закону «О прохождении военной службы». Моя командирская благодарность Вам за воспитание сына - достойного защитника Отечества. Спасибо Вам! С уважением И. Паршиков (естественно, живая подпись и печать части)».

Вручая бойцам такие письма, я вспоминал смешное и курьезное о каждом, произошедшее в период службы с ними, - в классе стоял хохот. Ведь приятно вспоминать. Не обошлось и без ошибки, перепутали письма двум солдатам. Сначала были обещаны кары писарю роты, но потом разобрались. Тут же возник вопрос:

    - А можно такие письма женам?

Несколько человек в роте женаты.

    - Конечно, можно, даже нужно!

Если человек, разумеется, служил на совесть.

Поздравляя переведенного ко мне из другого подразделения на исправление солдата (за неуставные отношения), я сказал:

    - Володя, ты у меня уже три месяца, и я рад, что слышу только хорошее о тебе. В том числе и от бывшего твоего командира (Володя после перевода к нам некоторое время ездил к ним механиком на бывшем своем «броневике». Знаешь, что он сказал о тебе? Он сказал: «А твой боец молодец!» Обрати внимние - «твой». Хотя у него ты отслужил гораздо больше, чем в роте. И я очень рад за тебя!»...

Мне показалось, что после этих слов у солдата крылышки на спине стали прорастать...

Кроме этого, в день увольнения отслужившим вручается красочно оформленный приказ министра обороны - на обратной стороне их фотографии с шуточным уклоном пишутся добрые пожелания командиров, сослуживцев. Плюс диск ДВД с фото- и видеоматериалами о службе.


КУДА БОЙЦА НИ ЦЕЛУЙ...


Тут мне недавно офицер в звании майора говорит:

    - Да ты их в ж... целуешь!

    - О чем речь?

    - Вот я курсантом напился, так меня ротный отму...л так, что до сих пор помню!

Отвечаю:

    - А у меня они вообще не пьют!

Ему крыть нечем. Хотя правды ради надо сказать, что пару раз в увольнении мои выпивали. Но кара следовала незамедлительно. Поэтому дешевле было быть трезвенниками. В армии ходит поговорка: куда солдата ни целуй, везде попа! И это тоже верно. Поэтому, кроме уважения командира, они должны бояться его разозлить, и это тоже верно.

Итог: грубых нарушений в роте практически нет, вернее, очень мало. За все время моей службы - ни одного уголовного дела! Тьфу-тьфу, не сглазить бы! Это сейчас хорошо говорить, а сколько нервов пришлось потратить, чтобы все вот так наладилось! Прежде всего должен быть коллектив единомышленников, который со временем у меня появился (хоть и бурчат иногда). Это взводные - старшие прапорщики Сергей Филин, Геннадий Лежепеков, старший сержант Сергей Коновалов. И, конечно же, мой главный помощник и друг старшина роты Михаил Николаевич Ильюшин, которого в дальнейшем в должности заменил старший сержант Анатолий Маценко. Большое спасибо им всем!


КАК САЛАГА ДЕДОВ ВОСПИТЫВАЛ


Еще вспомнился случай об антидедовщине. Был у меня солдат Коля Меленчук, нормальный солдат, однажды в наряде написал письмо друзьям и забыл этот листок в парке боевой техники, а начальник гаража прочел и рассказал мне. Врезалась в память фраза. «Скоро в часть придут «духи»! Будет кого шугать», - так писал Коля. И действительно, попадает ко мне «дух» по фамилии Федоров, ниже среднего роста, крепенький такой! И пошли синяки под глазом, причем у дедов! Сначала - у Коли, на второй день - у рядового Еремина. Разбираюсь, а это, оказывается, Федоров такой воинственный оказался. Что только я не делал - наказывал, беседовал, предупреждал. Бесполезно! И тут поступает команда: отправить группу военнослужащих на Дальний Восток служить. Включил я Федорова в список от греха подальше, а то ведь весь взвод «перештампует». И на прощание предупредил:

    - Федоров, не успокоишься - сядешь!

Прошли годы, и однажды в городе кто-то наваливается на меня сзади, обнимает и орет:

    - Товарищ старший прапорщик, как я рад, что вас увидел!

Оглядываюсь.

    - Федоров?! Откуда?!

Пошел разговор, и в конце он сказал:

    - А ведь вы были правы, сел я на два года в дисбат!

Вот так иногда слова сбываются...

А вот еще письмо моего бывшего сержанта, сейчас он офицер:

«Вспоминаешь все буквально по минутам. Вспоминаю, как во время прохождения службы мой повседневный быт был наполнен дисциплиной. Даже прохиндей Лодкин как-то пожаловался:

    - Ох, у вас тут и уставщина - жесть!

А я - ему:

    - У нас не уставщина, а дисциплина!

Да, действительно Ваши методы воспитания в самом деле были очень эффективны. И вообще, слушая рассказы друзей, отслуживших в армии, и даже друга-одноклассника, который теперь капитан и командир роты, понимаю, что служил в части, близкой к образцовой. Что мешает внедрять такие методы другим командирам? Равнодушие, как Вы правильно подчеркнули. Хорошо, мне повезло с ротным. Это не лесть. Мне нет смысла льстить. Я благодарен Вам за то, что год не прошел впустую. С уважением Шапаренко Д. А. (высшее образование, служил год)».

Счастье командира - получать такие письма...

На фото: В комнате досуга роты и старослужащие, и молодые солдаты гоняют чаи на равных. Командир сделал все, чтобы и здесь дедовщиной даже не пахло...


 Продолжение следует.


Рецензии
Иван, привет. Вспоминаю свой ремвзвод только хорошими словами.
Присоединяюсь к твоим словам = «Порядок в душах начинается с порядка там, где человек живет...»
Киношной дедовщины мне не удалось испробовать, и Слава Богу. Соответственно, я и сам был «дедом» только по-определению. Но и не думаю, что если бы удалось неуставщины хлебнуть и мне, то я бы позже оторвался на молодых. Полууставные полёты по молодости считаю делом правильным: и к дисциплине привыкать надо, и опыт наработать. Именно наработать, потому что правильное понимание службы приходит не с её со сроком, а с качеством её течения. Самолично поломав эгоистичное своё «я» в малом, приобретёшь своё полноразмерное «Я» до конца жизни. Уважение командира через доверие и «пряник» - самая действенная мера на мой взгляд. Однажды мне пришлось что-то соврать Котову, вернее не пришлось, как надобность, а получилось по собственной трусости (углубляться не буду, до сих пор стыдно). Командир сразу распознал мой бред, но виду не подал. Усмехнулся только (надеюсь помнишь усатую ухмылку Котова?). Целый тот день я ругался со своей трусливой совестью, а к вечеру решился полностью вывести себя на чистую воду сам же, запоздало повинившись. Котов мне тогда коротко влепил моралью, на всю жизнь запомнившейся: «Если бы ты сам не решился рассказать, то не сложилась бы наша совместная служба!» И с кнутом не поторопился и последующим доверием облагодетельствовал. Ох каким бальзамом тогда легло на душу его нравоучение.
С уважением, Юрий.

Юрий Назаров   29.06.2011 18:54     Заявить о нарушении
Котика помню Юра!С улыбкой

Иван Паршиков   04.07.2011 08:17   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.