Происхождение фамилии Гавриш Гаврыш

Фамилия Гавриш (Гаврыш) относится к распространенному типу украинских фамилий и образована от крестильного имени Гавриил (от др.евр. «божественный воин»). Архангел Гавриил – ангел, открывавший тайное знание Бога, сообщивший Деве Марии благую весть о Рождении Иисуса Христа (Благовещение) и её смерти, а Мухаммеду – Коран (Ночь предопределения). Архангел Гавриил часто изображался на северных дверях иконостаса. Также он – один из щитодержателей на гербе Российской империи.

Простонародные формы Гаврила или Гавр были весьма популярны на Руси. От них произошло множество уменьшительных форм – Гавря, Гаврик, Гаврюша, Гаврилка, Гавша, Ганя, Гавриш, одна из которых и легла в основу фамилии. Собственно фамилия Гавриш (Гаврыш) образовалась при помощи суффикса -иш (-ыш). Первоначально он имел следующие значения: «маленький», «молодой человек», «сын». Поэтому Гавриш (Гаврыш) буквально понималось как «сын Гавра». Позднее древний суффикс -иш (-ыш) утратил свое прямое значение и сохранился лишь в качестве фамильного.

Сторонники этой версии предполагают, что основатель рода Гавриш (Гаврыш) был выходцем из ремесленой или крестьянской среды. Такое предположение объясняется тем, что фамилии, образованные от полной формы имени, имела в основном социальная верхушка, знать, или семьи, пользовавшиеся в данной местности большим авторитетом, представителей которых соседи уважительно звали полным именем, в отличие от других сословий, звавшихся, как правило, уменьшительными, производными, обиходными именами.

В то же время, профессор Александра Суперанская на страницах «Российской газеты» ("Российская газета" - Неделя №4939 (115) от 25 июня 2009 года утверждает, что наша фамилия происходит от старого украинского имени Гаврыш, соответствующего церковной форме имени Гавриил и традиционным русским и украинским формам Гаврила и Гаврило. По ее словам, в XVII веке имя Гаврыш часто встречалось у запорожских казаков. В фамилии Гаврыш это имя остается без каких-либо суффиксов. Следовательно, никаких указаний на низкий социальный статус владельца фамилия не дает.

Более того, первое упоминание о нашем родовом имени, которое удалось найти одному из однофамильцев, – запись 1649 года в реестре запорожских казаков, где упоминается некий Игнатуха Гавришъ. Это противоречит высказанному ранее предположению о происхождении рода Гавришей из простолюдинов. Дело в том, что до конца XVIII века, а на большей части Российской империи и до середины XIX века, фамилии (также как и именование по имени и отчеству) оставались в основном дворянской привилегией.

Все исследователи сходятся во мнении что фамилия Гавриш (Гаврыш) является старшей по отношению к производным от нее: Гавришев, Гаврюшин и т.п. Последние появились значительно позднее и принадлежали, как правило, богатым отпрыскам.

Есть мнение и о еврейском происхождении нашей фамилии. Оно основывается на ее библейских корнях. Но такое мнение следует признать совершенно беспочвенным, поскольку евреи на территории Российской империи были принуждены к использованию фамилий только во второй половине XIX века.

Герб мистечка Устивица принят в 1780 году (В.Панченко 'Мiськi та мiстечковi герби Украiни). Устивицкая (Уцтивицька) сотня входила в состав Миргородского полка Гетманщины. Она «сформувалася восени 1648 р. як військово-територіальний підрозділ Миргородського полку. Як адміністративна одиниця закріплена Зборівським миром та "Реєстром" 1649 року у кількості 131 козака. В присяжних списках 1654 р. дані про сотню відсутні. Вважають, що тоді сотенний центр перебував у Жигимонтові і сотня звалася Жигимонтівська. Існує думка, що Жигимонтівська і Уцтивицька це одна сотня, позаяк Жигимонтів – це польська назва Уцтивиці. Короткий час, від 1661 до 1663 pp., перебувала у складі Кременчуцького полку. Далі, від 1663 і до 1782 р. сотня знаходилась у складі Миргородського полку. 1782 р. її територію розподілено між Миргородським та Хорольським повітами Київського намісництва».


ПО РЕВИЗИИ 1732 ГОДА В СОСТАВЕ СОТНИ УСТИВИЦКОЙ ЗНАЧАТСЯ КАЗАКИ ВАСИЛЬ БУЖИН И ЯКОВ ГАВРИШ. МОИ ПРЕДКИ ПО ЛИНИИ БАБУШКИ И ДЕДУШКИ.


Рецензии