Снова о горских евреях Нальчика

Реплика   

    Не входя в дальнейшее обсуждение темы, которой посвящена статья И. Кувента «Мы не «горцы», а горские евреи….» ("Новости недели", 16.6.2011 г.) по поводу нашей статьи  «Без спасения – нет вознаграждения» (опубликованной в предыдущем номере этой же газеты и, к сожалению, нами пропущенной, ибо будучи многолетним «бесплатным писателем» «Новостей недели»,  тем не менее, остаемся «платным читателем» ежедневных «Вестей»), ограничимся лишь ответом на некоторые из замечаний (статья также опубликавана здесь - несколькими строчками ранее).

    1. Как можно легко убедиться по параллельным публикациям этой статьи на других ресурсах (сайты isracaust.org, proza.ru, bat-yam.istaelunfo.ru и др.), фон Клейст аттестован нами именно как главнокомандующий войсковой группой «А», так что данный упрек либо не к нам, либо, паче чаяния, — досадная техническая накладка.

    2. Как указано в ряде просмотренных нами источников («ИзРус»-16.12.2011, «Едиот Ахронот»-16.12.2011, «Вести»-21.12.2011 – со ссылкой на издание «Холокост на территории СССР». – М.: 2009 и др.), «горские евреи компактно проживали в особом квартале («Еврейская колонка»)… Был создан национальный совет татов (горских евреев) из пяти человек. В его состав вошли руководители общины, которые провели успешные переговоры с властями и экспертом по расовым вопросам из Германии о признании их одним из народов Кавказа. В начале ноября 1942 г. были убиты десять горских евреев из числа советских партийных работников. Остальные члены общины уцелели. Это была самая крупеая еврейская община на территории РСФСР, пережившая оккупацию».

    3. Это, таким образом, расходится с приведенной И. Кувентом другой версией относительно инициаторов данного решения, равно как и с его утверждением («насколько мне известно») о «назначенной на 4.07.1943 г. акции по уничтожению» (не встречавшейся нам в литературе, а вот что там да встречалось — это сведения о проводившехся с первых дней оккупации акциях уничтожения ашкеназийских евреев, эвакуированных или бежавших от нацистов и оказавшихся в Нальчике). Но главное, - что, так или иначе, из первых все  здесь остались  живы. До 120!

    4. Упоминание И. Кувентом жертв горских евреев среди почти 3 млн. б. советских евреев, оказавшихся под оккупацией в различных районах б. СССР, вызывает понятное сочувствие, но выходят за рамки рассматривавшейся нами темы – судьбы горских евреев Нальчика.

    5. Что до финансовой стороны дела (а речь, понятно, идет о ней), снова процитируем один из ранее названных источников: «Решение… принималось в управлении по делам переживших Катастрофу министерства финансов Израиля. Его суть – лишение (здесь и далее выделено нами. — Ю. Л.) евреев-уроженцев Нальчика ежемесячной компенсации в сумме 1700 шекелей, что было для них существенной прибавкой к пенсионному пособию. Их перестали считать жертвами Холокоста…»

    6. (Нужно ли напомнить, что и эти «пенсии» — как и все прочие «ренты» в этой бездонной сфере — из разных карманов все той же «Клеймс Конференц», которая столь стремительно отреагировала на «вновь открывшиеся обстоятельства»? Примерно, это же следует и из полученного нами ответа из упомянутого выше управления на наш запрос по этому поводу: «…нет законных оснований их дальнейшего получения ими указанного пособия…»)

    7. Упомянутая И. Кувентом «борьба за существенные изменения в законе о выплате компенсаций евреям Северного Кавказа» ведется вовсе не за судебные коллизии запутанного дела горских  «евреев-неевреев» Нальчика, утративших свой статус переживших Катастрофу, а за признание в таковом — «беженцами Катастрофы»  (с выплатой соответствующей одноразовой компенсации из Hardship Fund) - эвакуированных и бежавших из этих мест евреев, где их ждала неминуемая гибель (и, в частности, б. жителей осажденного Орджоникидзе и населенных пунктов Орджоникидзевского, Садонского, Ирафского, Кировского, Правобережного, Гизельдонского и Дарг-Кохского районов б. Северо-Осетинской АССР в период с 13.09.1942 г. по 14.01.1943 г.)
 
    8. И последнее. Использованные И. Кувентом «сильные» выражения (в частности, о чуть ли не нашей преднамеренной «лжи» по ряду небесспорных исторических фактов) более уместны не в газетной дискуссии, а в зале суда по делам о защите чести и достоинства (что вовсе и не исключается - по окончательном завершениинынешних судебных слушаний по существу дела).


Рецензии