Чуток об истории УкрАины - моей РОдины

   Чуток об истории УкрАины - моей РОдины

 Письменность для славян (греческий алфавит) в IX веке предложили Кирилл и Мефо-
дий. А предыдущие аека и тысячелетия описаны греками, римлянами, византийцами,
арабами. На рубеже новой эры в Карпатах (что раньше звали Бескидами) жило племя
даки-карпы-албаны. А на "УкрАине (у края) цивилизации" жили наши предки - Скифы.
В IIIв до рожд.Хр. сюда из степей Заволжья-Сибири прикочевали племена скотоедов
- Сарматов (савроматы, роксоланы, аланы, языги, адыги, авары-обры и др.); отряды
их вооруженных всадников в чешуйчатых панцирях 7 веков внушали ужас их соседям
(особенно ЗаКавказу и Риму). В IVв Сарматов разогнали Гунны (каша из китайских
Хунну, тюрков, угров, сибирских сарматов и др.), начавшие "Великое переселение
народов в Рим". По языку сарматы были иранцами и дали названия рекам Дону, Донцу,
Дунаю и др. - "Дон"="Вода-Река". Сарматы разбойничали от Закавказья до Балкан.
Римляне называли их "жено-управляемыми" из-за матриархата и участия женщин в бо-
ях наравне с мужчинами. На севере сарматы граничили со славянами. Сарматы 7 веков
не давал славянам выбраться из лесов. В I веке н.э. Тацит описал славян под име-
нем венедов, что жили на восток от Вислы между германцами и сарматами: "Неопрят-
ность у всех, праздность и косность знати. Из-за смешанных браков их облик стано-
вится всё безобразнее и они приобретают черты сарматов. Венеды переняли многое
из их нравов и ради грабежа рыщут по лесам и горам: Они сооружают себе дома, но=
сят щиты и передвигаются пешими, и притом с большой быстротой. Всё это отмежевы-
вает их от сарматов, проводящих всю жизнь в повозке и на коне". То, что венеды -
именно славяне,- несомненно. Немцы до сих пор называют славян "вендами. Подтвер-
ждается и постепенное смешение славян с сарматами. Навоевавшись, они стали охот-
но торговать и вступать в браки. Из остатков культуры III-IVв вокруг Днепра, сло-
жившейся во времена готского владычества, прослеживается многолетнее сосущество-
вание иранцев-степняков с земледельцами-славянами. Славяне своих покойников сжи-
гали. Иранцы практиковали трупоположения. Причем иногда еще и расчленяли мертве-
ца на части, чтобы он не "ожил" и не нашел дорогу домой; обнаружены тысячи могил,
где муж похоронен по славянскому обычаю, а жена - по сарматскому, или наоборот.
Примесь сарматов очень сказалась на нынешних украинцах - и во внешнем облике, и
в упрямстве баб (пережитки матриархата!), и в слове степняков "штаны". Но славя-
не победили (они лучше ращмножались и их было много!), многое позаимствовав у
южных соседей. К VI веку венды так размножились, что готский историк Йордан раз-
делил их на две гигантские ветви: "В окружении рек лежит Дакия, укрепленная кру-
тыми Альпами. Слева от них на огромных просторах живет многочисленное племя вене-
дов. Теперь их названия меняются, в зависимости от разных родов и мест прожива-
ния, преимущественно все они называют ся славянами и антами. Славяне живут от
города Новие Туна и озера Мурсиан, вплоть до Данастра и на север до Вислы: боло-
та и леса заменяют им города. Анты же, самые могучие из них, там, где Понтийское
море делает дугу, простираясь от Данастра до самого Данапра. За грехи наши анты
и славяне свирепствуют повсеместно". Византиец Иоанн Эфесский VIв отметил в "Цер-
ковной истории": "....двинулся проклятый народ славян и прошел через всю Элладу:
Взял множество городов, крепостей; сжег, ограбил и покорил страну, сел в ней вла-
стно и без страха, как в своей собственной, ...пока император был занят персид-
ской войной и отправил свои войска на Восток. Они научились вести войну лучше
римлян." В бой они вступали до пояса голыми, только со щитами и копьями. Полуго-
лые банды славян отлично маневрировали, практикуя коварные удары из засад. А ви-
зантийцы солдат нанимали, оплачивали каждый их шаг и очень дорожили ими. Славяне
же шли на Балканы за добычей и вскоре захватили всю Центральную и Южную Европу -
на западе до предгорья Альп и речки Шпрее, где ныне Берлин, а на юге - до Адриа-
тическое моря. Так что наши пращуры не только хороводы водили на лесных полянах,
прыгали через костёр, да девок ловили и любили в Купальскую ночь... "Не другие
нашей землей, а мы чужой привыкли владеть!"- изрек вождь славян Даврит (по сло-
вам византийца Менандра Протектора). Но славянские князьки обожали драться и меж
собой. Захватив пол-Европы, они не создали единую державу и пропивали награблен-
ное добро, изводя друг друга в междоусобных стычках. Постепенно западные племена
славян попали под влияние империи ПипинаКороткого-но-КарлаВеликого, а восточные
- стали платить дань Хазарии. И тут на Оке-реке и на пути "из варяг в греки"поя-
вились викинги-вОрЮги-русы. "В земли полян, соседей древлян и кривичей (смолян)
вторглись неведомые русы. Внешне и языком они походили на варягов, которые тоже
военной рукой однажды захватили власть в Киеве и соседних племенах, но русы по
языку были ближе, хотя в отличие от привычно длинноволосых варягов брили головы,
оставляя клок-хохлок на макушке - знак тайного союза с их богом - РОДом - мол,
когда мир будет погибать, РОД-бог вытащит их из воды, огня-пламени. Для этого
родяне, так они звали себя, оставляют на головах длинные чубы. Чтобы Роду было
за что ухватить".  Варягов удалось побить и прогнать за море. Но русы оказались
крепче варягов, удержались на захваченном клочке земли вблизи Ловати и Ладоги
(у нынешнего Новгорода. Русы назвали её Новой Русью, в память о старой, оставшей-
ся на неведомых восточных землях Оки-Волги. После гибели Рёрика, князя пришлых
островных русов-захватчиков, его русы служили верой и правдой Олегу, который при-
шел неизвестно откуда (Его прошлое овеяно тайной) на богатейший торговый путь
"из Варяг в Греки", на небывало плодородные земли по Днепру. Олег "огнем и мечом"
расширил новое государство, сгоняя племена с насиженных земель, подавлял восста-
ния славян, примучивал платить дань... Но "примучивая" их, Олег никогда не дово-
дил дело до крайности, до разгромов, карая только виновных смутьянов и не подры-
вая самих основ существования славян. А существование славян, их внутренний по-
кой и есть основа существования государства русов, основа могущества государства.
С Олегом был его "Кровавый Пёс" Ингвар - сын Рёрика ("Потом княжил там Ингвар, а
правил им Олег!"); кровавая слава Ингвара заставила замолчать о других воителях
русов! Женив его на Ольге Олег не доверял Ингвару, всё время держал его в похо-
дах вдали от Киева. Ингвар, как злобный пёс, "служил" при Великом Олеге. Его име-
нем пугали детей, а сильнейшие богатыри прятались за спины, когда перед началом
сражения Ингвар выезжал вперёд и предлагал поединок. Он не просто побеждал, он
ещё и глумился над противником во время боя, настолько превосходил его. А лишь
натешившись, сбивал наземь опозоренного, вязал и отдавал на продажу рахдонитам.
Олег не одобрял жестокость, с которой Ингвар побивал противников, сжигал и разру-
шал крепости, изгонял, казнил племенных князей, вождей, старейшин.
   И Вещему Олегу (Святому) за 25 лет удалось "примуЧить"-пресечь местные между-
усобицы и объединить в сверхдержаву - могучую Русь, с которой считались Византия,
Хазария, страны Европы. Олег объединил племена восточных (от Карпат до Волги)
славян - древлян, полян, урюпинцев, дряговичей... в Киевскую Русь, в отличие от
Русей Северной, Червоной, Белой, Малой, Тьмутараканской, Корчевской, Артанской,
Западной, Паннонской и др. После Олега Ингвар "промотал" его наследство, Визан-
тия сняла Олегов щит с врат "Царьграда" (Ингвар по указке хазар "огнем и мечом"
прошёл по Византие, следуя принципу Иисуса Навина - "Уничтожать ВСЕХ и ВСЯ!").
Он заигрывал с печенегами (прорвавшимися из-за Волги сквозь заслоны хазар). по-
лагая, что степняки ударят по Византие, и тем помогут ему. А печенеги оседлали
Днепровские пороги и от этого пострадала Русь. Торговые караваны вынуждены были
платить дань печенегам за проход через пороги и Киев стал получать лишь остаток
этой дани. И тогда Ингвар ударил по племенам славян. Это привело к большим бедам
для всего Киев-Княжества и гибели самого Ингвара, а потом - и великого полководца
князя Свентослейфа, который нарушил завет Олега Вещего "Никогда не воевать с
Хазарией, так как она, контролируя Волгу, перекрывала прорыв кочевых народов в
причерноморские степи и к границам Киев-княжества". Нанеся удар по Хазарскому
Каганату, Святослав "разрушил плотину", и уже не отдельные орды, а целые племена
ринулись в богатые кормом степи Причерноморья. Они уничтожили окраинные селища
Киев-Руси, уводя в рабство его жителей, а затем, уже при жизни Святослава осади-
ли и сам Киюв-Гард... Княгиня Ольга-Прекраса приняла христианство по католическо-
му обряду, за что была смещена с трона своим сыном Святославом. А Свентослейф
азартно воевал на юге вне пределов Киев-Руси: "Не любо мне сидети в Киеве, хочу
жить в Переяславце на Дунае - там середина земли моей, туда стекаются все блага:
из Греческой земли - золото, паволоки, вина, различные плоды, из Чехии и Венгрии
- серебро и кони, из Руси же меха и воск, мёд и рабы!". А от этих слов через три
дня княгиня Ольга умерла. Святославу не удалась эта мечта - он попал в засаду у
порогов, был убит печенегами, а из его черепа хан Куря (теперь у меня 2 двоюрод-
ные племянника - Куреевы Анатоль и Олег) велел сделать заздравную чашу... Княже-
ние захватил его сын (от рабыни-хазарки Малфриды) Вальдемар; он подло убил брать-
ев. Блудо-лизы до сих пор называют его Первоапостольным и Святым, хотя это был
"самый большой предатель на земле Русской" - он военной силой ввёл на Руси чуж-
дое и вредное Ей христианство! "Огнём и мечом" ввели веру Христа на Русь, залили
кровью земли, сожгли сёла, веси и Весь Киев (почти со всеми его жителями), а вол-
хвов старой веры распяли на воротах их храмов. Тогда "стон стоял и плач, когда
отец расставался с сыном, мать с дочерью, братья с сестрами и друг с другом"!..
   Яром (Яр=Пхуй у славян) славный Сынок Вальдемара Святого и прилюдно изнасило-
ванной им Рогнеды Полоцкой (после чего на Её глазах были зарезаны Её Мама, Папа
и ещё 200 родичей) ещё более подло убил своих братьев Святополка, Бориса и Глеба,
после чего приказал уничтожить все рукописи (но его хило-сухие ручки не дотяну-
лись до Исландии и Её "Саги об Эймунде"), "Мудро" разбил Великую Русь, разделив
Её на уделы своим многочисленным сыночкам, а своих дочек отдал в жены королям
Франции и Скандии... И после этого "святую Русь Христову" щипали со всех сторон
все, кому не лень, а "удельные" князьки действовали по принципу "Бей своих, чтоб
чужие смеялись и от смеха лопались!" В 1147г. Юрий Влади сжёг дотла столицу пле-
мени меря Мошеква (Река Моше-Моисея?) и тем "основал" "столицу нашей РОДины". А
тут и Кыюв-Гард ("по-родственному" (князья Киева имели жен-половчанок) ощипанный
половцами) потерял статус стольного, уступив его Владимиру, а потом Москве...

  Викинги-вОрЮги-варягии-русы дали имена - русичи, русины, русские -так называли
предков нащих восточно-славянских народов вплоть до XVII века.
   До нашествия "монголов" (под командой варягов-русов?) все восточные славяне,
несмотря на многочисленные княжеские междоусобицы, были друг для друга "своими".
Всеми ими правили князья пришлой династии варягов-Ольговичей. Все исповедовали
общих богов (РОД, Один, Перун, Ярило, Лада, Лёля, Леля,...), а после 888г. -
православие с сильными пережитками язычества. Все пели одни и те же былины
"киевского цикла" о "русских" богатырях-иудеях Илье Муромце и Дабране-Никитиче-
Победителе - ведь это Его племяш Вальдемар - сын Его сестры Малфриды-Малуши
(рабы-ключницы княгини Ольги) сумел захватить Высший Престол в Киеве и, будучи
мусульманином и имея 998 жён и >300 наложниц, жениться на Анне (Сестре Императо-
ров Византии) и перекрестить (Огнём и Мечом!) всю Святую Русь, чтобы "законно"
(не греша против Аллаха и Корана) пить вино ("ибо в вине - веселие еси!").
   
  После 1241 года от древних Чернигова и Киева ("Мамы городов русских"), сожжен-
ных (за подло-жестокое убийство безоружных послов) Бату-Ханом (сын Бату - Сартак
был христианином, другом и побратимом Великого князя Александра Невского!), оста-
лся слой пепла. БОльшая часть киевлян и много людей Южной Русии были убиты или
уведена в плен в страшном 1241-м. Но ведь в лесах спаслась и уцелела БОльшая
часть населения Руси! Так что укрАинцы и УкрАина - наследники Киевской Руси! А
заодно - и Скифии, Сарматии, Венедии, готов, печенегов, половцев, татар и всех
прочих стран и народов, что внесли свой (пусть и неведомый нам) вклад в НАШ
генетический фонд и в НАШУ Историю!
   После битвы у речки Ирпень в 1321 Киевом овладели литовцы - князь-язычник Ге-
димин. А через пяток лет кияне и литва гуртом побили татар у речки Синюхи возле
Юж.Буга! Князь Великого Княжества Литовского (где русский язык был государствен-
ным, ибо "литва не има своего письма"!) назначал сюда удельными князьями своих
РОДичей, те тащили сюда из литовских болот дружинников, женившихся на местных
девках и принимавших православие. Внуки этих "приблуд" считали себя уже местными.
Когда Литва объединилась с Польшей, самые буйные стали бежать на рубеж Дикой Сте-
пи, где возникла Запорожская Сечь. Это было настоящее бродило. Сюда собирались
"горячие головы" отовсюду, даже из Крымского ханства. В 1605-07г. казаки-запорож-
цы с геьманом Дорошенко и кошевым атаманом Сагайдачным дважды штурмом "брали"
Москву.
   В конце XVIв, не в силах прокормить новую казачью элиту, Запорожье взорвалось
серией восстаний, продолжавшихся столетие и положивших начало новому государству
 - УкрАине. Ещё во времена Богдана Хмельницкого УкрАиной называли узую полоску
земли на границе с Диким Полем - то есть действительную УкрАину. А Запорожье,
Киевщина, Черкасское и Каневское староства. Львовщина, Подолия и даже укрАинная
Волынь УкрАиной себя не считали. Рассказывая о причинах восстания 1648 года, ав-
тор казацкой "Летописи самовидца" пишет на языке, уже слегка отличающемся от
древне-русского, но ещё не очень похожем на укрАинский. Но постепенно название
степной полосы распространили вплоть до Карпат, а местное население вместо руси-
нов стали называть украинцами. Так наша нэнька-Батькивщина стала укрАиной для
всех окружающих Её стран: Великой Русии, Литвы, Речи Посполитой, Австро-Угрии,
Романии, Турции, Крыма и даже Дикого Поля!
    Оказавшись, изза Б.Хмельницкого, в составе одного государства, укрАинцы и
русские, которых часто называли московитами, дали друг другу прозвища хохлов
(оселедцы-хохлы на темени1) и кацапов (бороды, как у цапа). Одни привыкли
горланить на радах, выбирая гетмана. Другие беспрекословно выполняли все приказы
царя-батюшки. Со времен Киевской Руси прошло 500 лет - срок огромный. На юге к
крови древних русичей примешалась горячая половецкая и флегматичная литовская.
На севере население Киевской Руси растворило в себе финские племена. Но общая
вера-православие и общие враги (татары, турки, поляки...) помогли им ужиться под
скипетром Романовых и раздвинуть границы славянской сверхдержавы вплоть от Дуная
Германии и Черного моря до Канады и Мексики-Калифорнии. Украинцам удалось сыграть
выдающуюся роль в судьбе Российской империи. А дальше "дружбу народов" скрепили
дочь Петра-1 Елизавета и простой казак с Черниговщины Алексей Разумовский, разы-
грав в постели сюжет о принцессе из сказки. Его брату Кириллу, президенту россий-
ской Академии наук, будет рапортовать по долгу службы М.Ломоносов, в чьих трудах
и появится впервые новое диковинное слово - "украинцы". Полтавчанин фельдмаршал
Паскевич берёт во главе русской армии Варшаву и дружит с Николаем I. Безбородко
- канцлер империи - умирая, прощается с собравшейся публикой фразой: "Не знаю,
как при вас, молодых, будет, а при нас ни одна пушка в Европе без нашего разреше-
ния выстрелить не смела!" (Олесь Бузина "Тайная история Украины-Руси" Часть 1
"Подлинная родословная украинцев". 2008).


                6.4. Чуток о Запорожской Сечи и запорожцах
        (ведь мои Дед и Бабушка по линии Мамы родом от запорожцев)

    Запорожская Сечь была военной организацией: казаки жили в куренях (военное
подразделение), ими руководил атаман или гетьман, который руководил Сечью при
помощи казацкой верхушки - старшины. Казаки совершали успешные походы в Крым и
даже доходили до Стамбула-Константинополя. По рекам и морю они ходили на небо-
льших лодках, выдолбленных из целого дерева, которые назывались чайками. По кра-
ям прикреплялись связки камыша, что придавало дополнительную устойчивость. У ка-
заков была конница, но все же основой их войска была пехота. Чтобы противостоять
татарской коннице казаки начинают активно использовать огнестрельное оружие -
пищали, пистоли, небольшие пушки. По степи они передвигались на возах, которые в
случае нападения татар казаки устанавливали в квадрат и вели сильный огонь по
татарам. Прорваться в середину квадрата было трудно, и обычно татары отступали.
Состоя под верховною протекцией сперва польского, потом русского правительства,
временно под покровительством крымского хана, запорожские козаки во все время
своего исторического существования управлялись собственным, обыкновенно ежедогод
но сменявшимся и непременно неженатым начальством.
  Кошевой атаман, войсковой судья, войсковой асаул и войсковой писарь составляли
войсковую старшину.
 Кошевой атаман соединял в своих руках военную, административную, судебную и ду-
ховную власть. В военное время кошевой был "главным командиром", "фельдмаршалом"
войска и действовал как совершенно неограниченный диктатор: он мог выбросить не-
послушного за борт лодки или же на шее с веревкой тащить его за тяжелым обозом;
в мирное время он был "конституционным владыкою" Запорожья и потому управлял
всею областью козацких вольностей с их паланками, селениями, зимовниками и бур-
дюгами; исполнял роль верховного судьи над всеми провинившимися и преступниками,
и потому наказывал виновных за проступки и определял казнь злодеям за преступле-
ния; считался верховным начальником запорожского духовенства и потому принимал и
определял духовных лиц из Киева в сичевую и паланочные церкви.
Обязанности кошевого состояли в том, что он утверждал выбранных на раде всех сле-
довавших за ним чинов, узаконивал распределение "по лясам" земли, покосов, рыб-
ных ловель, звериных уходов, разделял военную добычу, войсковые доходы, царское
жалованье, принимал новых лиц в Сечь, отпускал старых козаков из Сечи, выдавал
аттестаты заслуженным товарищам, посылал ордера паланочной старшине, входил в
дипломатические отношения с соседними государствами. Но при всей своей силе ко-
шевой атаман, однако, не был неограниченным властелином запорожского войска.
Жизнь кошевого атамана, как и прочих старшин, нисколько не отличалась от жизни
остальных козаков.
   Войсковой судья был вторым лицом после кошевого атамана в запорожском войске;
как и кошевой атаман, он избирался на войсковой раде из простого товариства.
Судья был блюстителем тех предковских обычаев и вековечных порядков, на которых
зиждился весь строй козацкой жизни; в своих решениях он руководствовался не писа-
ным законом, как совсем не существовавшим у запорожских козаков, а преданиямиили
традициями. Обязанностью войскового судьи было судить виновных скоро, право и
нелицеприятно; он разбирал уголовные и гражданские дела и производил суд над
преступниками, представляя, однако, окончательный приговор суда решать кошевому
атаману или войсковой раде. Внешним знаком власти войскового судьи была большая
серебряная печать, которую он обязан был держать при себе во время войсковых со-
браний или рад и прикладывать к бумагам, на которых постановлялось решение всей
рады. Судья, как и кошевой атаман, не имел ни особого жилища, ни отдельного сто-
ла, а жил и питался обще с козаками своего куреня. Главным доходом судьи было
царское жалование.
 Войсковой писарь, как и кошевой атаман и войсковой судья, выбирался товариством
 на общей раде и заведывал всеми письменными делами запорожского войска. Обязан-
ность писаря считалась в Запорожье столь важной и ответственной, что если бы кто
другой, вместо него, осмелился писать от имени коша кому-либо или принимать пись-
ма, присылаемые на имя писаря, того без пощады казнили смертью. Значение войско
вого писаря в Запорожье было очень велико. Влияние войсковых писарей тем сильнее
 было в Запорожье, что большинство из них оставалось на своих должностях в тече-
ние многих лет бессменно. Внешним знаком достоинства войскового писаря была в
длинной серебряной оправе чернильница - каламарь.
    Войсковой асаул, так же, как кошевой атаман, судья и писарь, избирался общею
радою из простых козаков низового товариства; обязанности войскового асаула были
очень сложны: он наблюдал за порядком и благочинием между козаками в мирное время
в Сичи, в военное в лагере; следил за исполнением судебных приговоров по решению
кошевого или всей рады, как в самой Сичи, так и в отдаленных паланках войска; про-
изводил следствия по поводу разных споров и преступлений в среде семейных козаков
запорожского поспольства; заготовлял продовольствие для войска на случай войны,
принимал хлебное и денежное жалованье и, по приказу кошевого, разделял его сооб-
разно должности каждого старшины; охранял всех проезжавших по степям запорожских
вольностей; защищал интересы войска на пограничной линии; посылался впереди вой-
ска для разведки о неприятелях; следил за ходом битвы во время сражения; помогал
той или другой стороне в жаркие минуты боя. Внешним знаком власти запорожского
войскового асаула была деревянная трость, на обоих концах скованная серебряными
кольцами, которую он обязан был держать во время войсковых собраний. Жизнь и
доходы войскового асаула были такие же, как и войскового писаря; но жалованья
он получал 40 рублей в год. В помощники войсковому асаулу выбирался войсковой
подасаулий, а на случай войны войсковой обозный, ведавший артиллериею и войско
вым продовольствием и разделявший все труды асаула.
  Должность куренных атаманов, называемых просто "отамання", числом 38, по числу
куреней в Запорожской Сечи , как и другие, была выборная; в куренные избирался
человек расторопный, храбрый, решительный, иногда из бывшей войсковой старшины,
а большею частию из простых козаков; выбор куренного атамана известного куреня
составлял частное дело только этого куреня и исключал вмешательство козаков дру-
гого куреня. Куренные атаманы прежде всего исполняли роль интендантов в Сечи;
прямою их обязанностью были доставка провизии и дров для собственного куреня и
хранение денег и имущества козаков в куренной скарбнице; поэтому у куренного
атамана всегда находились ключи от скарбницы, которые в его отсутствие никто не
смел брать, если на то не было разрешения от куренного. Куренные атаманы заботи-
лись о козаках своего куреня, как отцы о собственных детях и, в случае каких-
либо проступков со стороны козаков, виновных наказывали телесно, не испрашивая
на то ни у кого разрешения. Любимых куренных атаманов запорожские козаки слушали
иногда больше, чем кошевого или судью, и потому часто через куренных атаманов
кошевой атаман в трудных и опасных вопросах или случаях действовал и на настрое-
ние всего войска. Неспособных, пьяниц, небрежных или просто не сумевших понрави-
ться козакам куренных атаманов козаки немедленно сбрасывали и даже иногда казни-
ли смертью.
  После войсковой старшины и куренных атаманов следовали так называемые "батьки"
или "старики", "сивоусые диды", "знатные радцы", т.е. бывшие войсковые запорож-
ские старшины, или оставившие свои должности по старости лет и по болезни, или
уступившие их другим после войсковой рады. Опытность, прославленная отвага, от-
чаянное удальство в молодые годы - давали им право на громадный нравственный
авторитет в среде запорожского войска. Это были "столбы" всего низового войска,
носители всех его преданий и строгие исполнители козацких обычаев. На радной
площади "сивоусые деды" занимали место тотчас после войсковой старшины; в сове-
щаниях по куреням-тотчас после куренных атаманов; во время войны начальствовали
над отдельными отрядами и даже иногда над самими полковниками; при отправке
"листов" от сичевого товариства приписывались тотчас после имени кошевого атама-
на, а после смерти пользовались такою честью, что, при их погребении, один раз
палили из пушек, "а из мелкого ружья более, нежели по другим простым козакам".
 За войсковою старшиной следовали войсковые служители - довбыш, пушкарь, толмач,
кантаржей, шафарь, канцеляристы и школьные атаманы.
Из уголовных преступлений самым большим считались: предательство, убийство коза-
ком товарища; побои, причиненные козаком козаку в трезвом или пьяном виде; воров-
ство чего-либо козаком у товарища и укрывательство им краденной вещи: "особливо
строги были за большое воровство, за которое, ежели только двумя достоверными
свидетелями в том докажутся, казнят смертию"; связь с женщиной и содомский грех
ввиду обычая, запрещавшего брак сичевым козакам; обида женщине, когда козак
"опорочит женщину не по пристойности", потому что подобное преступление "к обес-
славлению всего войска запорожского простирается"; дерзость против начальства,
особенно в отношении чиновных людей русского правительства; насилие в самом
Запорожье или в христианских селениях, когда козак отнимал у товарища лошадь,
скот и имущество; дезертирство, т.е. самовольная отлучка козака под разными
предлогами в степь во время похода против неприятеля; гайдамачество, т.е. воров-
ство лошадей, скота и имущества у мирных поселенцев украинских, польских и татар-
ских областей и проезжавших по запорожским степям купцов и путешественников; при-
вод в Сичь женщины, не исключая матери, сестры или дочери; пьянство во время
походов на неприятеля, всегда считавшееся у козаков уголовным преступлением и
ведшее за собой строжайшее наказание.

    В 1516г. казаки гетьмана Ружинского применили боевые ракеты и бёла годаря им
была уничтожена орда крымского хана. Но вскоре изобретатели погибли от подослан-
ных убийц и секреты изготовления ракет были утеряны. Сын главного гармаша Запорож.
Сечи Александр Дмитриевич Засядько (1779-1837) создал и испытал "на турках" (взя-
тие Варны и др. крепостей) разных типов боевых ракет; разработал теорию и выпол-
нил расчеты ракет для космических полётов.

   В 1775г. после взятия Крыма запорожскими казаками, Запорожскую Сечь-Вольницу
разогнали по приказу императрицы. Часть Запорожцев ушла за Дунай, другая (5 ты-
сяч) - за Азовское море на Кубань и Терек (на рубеже 1900-х тут нашли себе невест
мои двоюродные деды Иван и Афанасий Митрофановичи КалиНченки), третья никуда не
ушла и её приказали уничтожить, поручив роль палача всех-побеждающему А.В.Суворо-
ву. Но и от Его Превосходительства удалось уйти  и спастись от облавы (с Казачь-
ей Горы у Коробовых Хуторов ниже г.Змиева в Донецкие леса, а потом укрыться у
речушек Камышеваха и Лозовая) моим Пра...пра-дедам Буценку ("Беглецу") и Каличен-
ку ("Каличещему").

         Владимир Крыленко   20 октября 2010


Рецензии