Трагедия отличников

(раньше было частью более крупного, сейчас восстановил как самостоятельное произведение)

Много лет назад я задумывался: почему отличник – мишень для насмешек. В крайнем случае, образ его рисован непривлекательным. Никчемным в жизни. Ни на что не способным. И лишь сейчас я понял, что все такие люди достойны сочувствия. И вот почему. Как правило, отличная учёба всегда неискренняя. Она всегда результат принуждения. Крайний вариант такого принуждения – когда родители идут в системе оценок ещё дальше учителей, «модернизировав» пятибалльную систему в «двухбалльную» - «либо отлично, либо плохо».

И.П.Башкатов в статье «Притеснение. Обидчики и обиженные» («Социс», 2002, № 10) приводит пример, который справедливо позиционирует как «случай достаточно неоднозначного притеснения»: «Мать постоянно и в категоричной форме требовала от своей 14-летней дочери тщательного выполнения домашних заданий. Ежедневно в 21.00 она проверяла у дочери, как та выучила устные и выполнила письменные задания. За малейшую оплошность, ошибку она заставляла дочь переписывать упражнения, выучивать наизусть по несколько страниц текста. Нередко дочь ложилась спать далеко за полночь. В случаях, если учитель ставил в дневник «тройку» или «четверку», девочка испуганно, со слезами умоляла его не делать этого, а спросить еще что-нибудь и поставить «пять» или вообще не оценивать ее ответ. Причиной повышенной нервозности стали постоянные авторитарно-притесняющие действия матери, ее строгий контроль за учебой дочери, недоверие к дочери, унижающие честь и достоинство окрики, оскорбления, нередко переходящие в рукоприкладство. Оправдывая свои притесняющие воздействия по отношению к дочери, мать заявила учителям, что она добьется того, чтобы ее дочь закончила школу с золотой медалью и поступила в престижный вуз, в который она сама не могла поступить из-за неорганизованности и, естественно, не смогла реализовать себя в будущем. Своими притесняющими воздействиями мать добилась двух результатов - хорошей учебы и истероидной психопатии дочери. Только когда дочь оказалась в больнице, мать поняла, что результатом сознательных притесняющих воздействий явилась не только хорошая учеба дочери».

Комментарии излишние, особенно для того, кто сам прошёл через нечто подобное. Хотя я – непримиримый противник побоев детей со стороны родителей, но ударить за «двойку» - ничто по сравнению с более изощрённым, остроумно-подлым, изобретательно-издевательским наказанием – заставить переписывать в воскресенье всю тетрадь за «четвёрку». А чего стоят эти еженедельные «ревизии» портфеля, мелочные придирки ко всему, особенно к некрасивому почерку с саркастическими заявлениями по каждому случаю.

И стоит подумать: нужны ли все эти ранговые отличия - отличные аттестаты и золотые медали, если оборотная сторона этих медалей – обида на родителей, сопряжённая со страхом, желание, чтобы от тебя отстали (и в этом проявляется неискренность отличной учёбы – она не для себя, а для родителей, особенно чтобы удовлетворить их потребность в реваншизме за их собственные неудачи, - а именно дети таких родителей часто и есть принудительные отличники), а также неприязнь со стороны менее успевающих, но более счастливых одноклассников, которых не принуждают учиться отлично любой ценой. Отличники – это потенциальные дети-изгои, и я понимаю, что они всегда несчастны. Многим из них хотелось бы учиться хуже ради того, чтобы быть в классе «своим».

Решая, как и где должны учиться дети, родители изначально отрицают интересы детей. Это справедливо и для школ, и для вузов. Кстати, это ещё одна причина, почему существует второе высшее образование и почему оно пользуется спросом. Получить второе образование подобно разводу с нелюбимыми с целью как можно скорее быть вместе с тем/той, кого любишь искренне.

Как сейчас помню, как мои родители возмущались высказыванием кого-то из своих знакомых о том, что «в наше время главное – не получить образование, а хорошо устроиться». В силу своего консерватизма они не могли представить, как возможно хорошо устроиться без образования. К сожалению, факты уже в советский период были не в их пользу. Тем более, что сейчас в психологической литературе, очевидно, на волне «антисоветской контрреволюционной» переоценки сделали всё, чтобы обесценить образ Сергея Кострикова, будущего революционера Кирова, а в качестве примера на тему «учиться, чтобы выйти в люди», приводят гоголевского Чичикова (встречается, например, в седьмой главе учебника «Психология и педагогика» Реана, Розума и Бордовской). Могу сейчас возразить родителям с уверенностью: хорошо устроиться – тоже ценность жизни. Сколько людей с высшим образованием оказываются безработными, а ещё больше работают не по специальности или сами создают себе рабочие места. Диплом в таком случае низводится до рангового отличия, подобного родовому гербу обедневшего аристократа. По крайней мере, образование само по себе не гарантирует хорошего устройства в жизни.


Рецензии
Всё правильно, хоть и не радует. В фаворе по-прежнему "свои". "Ну как не порадеть родному человечку?"

Вера Вестникова   10.09.2022 20:10     Заявить о нарушении
«Свои» бывают, как минимум двух видов. И здесь как раз о тех «своих», которые заведомо не наследодатели и не толкачи. Почему я хотел выйти из одной семьи и перейти в другую. Правда, для этого понадобилось много лет и переезд в другой регион. И поэтому я положительно отзываюсь о примачестве. И поэтому я стал обрабатывать тему, когда предпочитаемым оказывается именно формально не «свой». И этот комментарий толкнул меня выложить давешнюю мини-повесть.

Денис Паничкин   11.09.2022 23:03   Заявить о нарушении