одним файлом - К 80-летию Завадской Е. В

Артём Киракосов

к 80-летию ЗАВАДСКОЙ Евгении Владимировны






http://www.cdri.ru/news/?r10_id=326



Артём Киракосов

цикл ГИМНЫ РАДОСТИ

2008 ****  2018



ЛЮДИ ** СОБЫТИЯ ** ОТЗЫВЫ






058               
Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова РАХ
Мемориальный комплекс протоиерея Александра Меня в Сергиевом Посаде
Центральный ордена «Дружбы Народов» дом работников искусств
Храм святых бессребреников Космы и Дамиана в Шубине
Институт восточных культур и античности РГГУ
Институт стран Азии и Африки МГУ
Институт востоковедения РАН
Сообщество «АРТ`ЭРИА»

24 мая 2010 года (понедельник) в 19:30

показывают и представляют
«ВЕЧЕР ВСТРЕЧИ»
к  80-летию


ЗАВАДСКОЙ ЕВГЕНИИ ВЛАДИМИРОВНЫ

ПРОФЕССОРА, ДОКТОРА НАУК

востоковеда, учёного, писателя, культуролога, педагога, друга


ART-TRIBUTE, свои работы выставят:

Сергей АЛФЁРОВ, Полина АНДРУКОВИЧ, Феликс БУХ, Омар ГОЗИНЕС, Константин ГАДАЕВ, Франциско ИНФАНТЕ, Нина КИБРИК, Артём КИРАКОСОВ, Ашёт КИРАКОСЯН, Анна ЗАМУЛА, Владимир МАТВЕЕВ, Владимир РАТНЕР, Дмитрий ПЛОТНИКОВ, Ашёт КИРАКОСЯН, Марина УСКОВОВА, Наталья УМАНСКАЯ, Мира ХО ЧУН ХВА, Александр ЭЛМАР (ИВАНОВ), и другие…


MEMORY- TRIBUTE, выступят учёные, востоковеды, писатели, друзья:
 
Алексей БАКЩАНИН, Вера БЕЛОЗЁРОВА, Леонид ВАСИЛЬЕВ, Елена ГЕНИАТУЛИНА, Сергей ЗИК, Лана КИРИЛЛОВА, Лев КОНЦЕВИЧ, Борис РИФТИН, Илья СМИРНОВ, Константин ТЕРТИЦКИЙ, Юрий ЧУДОДЕЕВ, и другие…


MUSIC-TRIBUTE, своё искусство покажут:

Юрий РУБИН и группа АЛЬГАМБРА «Музыка ПОДНЕБЕСНОЙ», Пётр СТАРЧИК и Владимир ЕРОХИН «Из РУССКОЙ ПОЭЗИИ», ансамбль НЕБОСЛОВ «Что-то НЕБЕСНОЕ», Ассоциация-Оркестр Магической Музыки «Jam ВОСТОК И ЗАПАД», и другие…




свободный вход, свободная сцена, свободная трибуна, свободный микрофон…


Художественный Директор Клуба Нина КИБРИК: 8 903 548 6935
Организация и Ведение Вечера Артём КИРАКОСОВ: 8 926 210 4354


Москва, улица ПУШЕЧНАЯ, дом 9/6, ЦДРИ (сразу слева по выходу из здания станции метро КУЗНЕЦКИЙ МОСТ), театрально-выставочно-концертный Клуб «АРТ'ЭРИА» (1-ый этаж ЦДРИ, прямо через холл)

Клуб и Сообщество «АРТЭРИА»:

http://www.cdri.ru/clubart/
http://community.livejournal.com/art_eria/
http://vkontakte.ru/club1295653
ninakibrik@gmail.com

Артём Киракосов:

http://www.proza.ru/avtor/artemkirakosov
http://fotki.yandex.ru/users/artemkirakosov/
http://video.yandex.ru/users/artemkirakosov/
http://my.mail.ru/mail/artemkirakosov58/ 
artemkirakosov58 @ mail.ru

НАШИ САЙТЫ о Евгении Владимировне ЗАВАДСКОЙ:

http://www.proza.ru/2009/07/11/282
http://www.damian.ru/Zavadskaia1/zavadskaia.html
http://www.eastarts.ru/about_zavadskaya.php
http://fotki.yandex.ru/users/artemkirakosov/album/97997/
http://fotki.yandex.ru/users/artemkirakosov/album/97998/
http://fotki.yandex.ru/users/artemkirakosov/album/97999/
http://fotki.yandex.ru/users/artemkirakosov/album/97992/
http://fotki.yandex.ru/users/artemkirakosov/album/97988/
http://fotki.yandex.ru/users/artemkirakosov/album/97979/
http://fotki.yandex.ru/users/artemkirakosov/album/98000/
http://www.proza.ru/2010/05/18/739
   
16  май 2010 ~ ~ 2010 май 16



© Copyright: Артём Киракосов, 2010
Свидетельство о публикации №21006020364



Артём Киракосов

к 80-летию ЗАВАДСКОЙ Евгении Владимировны





Лев Рафаилович КОНЦЕВИЧ



Артём! 
Посылаю вложенным файлом текст своего краткого выступления на вечере памяти. Домашний телефон Михаила Васильевича Крюкова, д-ра, проф., китаиста-этнографа и историка мирового класса, работавшего в Тайбее,  куда прибыла Е.В. Но сейчас он после трагической гибели единственного сына в основном живет с супругой-китаянкой в Китае. Иногда бывает в Москве. Можешь обратиться к нему от моего имени. Спасибо тебе ещё раз за содеянное. Желаю творческого вдохновения!

Л.Р. Концевич

--
Irina





IN MEMORIAM



Евгении Владимировне ЗАВАДСКОЙ (Виноградовой) 29 мая в этом году исполнилось бы восемь декад, как говорят в таких случаях китайцы и корейцы, а 25 мая восемь лет, как её не стало.

Как Ученый она вошла в наше отечественное востоковедение как крупнейший искусствовед-китаист, нетривиально мыслящий культуролог. В сферу её интересов входили искусствознание средневекового Китая, проблемы контактов Востока и Запада, публикация важнейших китайских средневековых письменных памятников по искусству и культуре... Ею издано около 200 работ, в том числе 9 книг. Многие её работы не утратили своей значимости и в наши дни и могли бы быть с большой пользой для молодого поколения  переизданы.

Как Учитель она оказала глубокое нравственное влияние не только на молодых, но и на многих, кто общался с ней и был близок по мировосприятию. Мы, востоковеды, даже и не знали, какую огромную роль Евгения Владимировна ЗАВАДСКАЯ сыграла в воспитании целой плеяды молодых талантливых художников...

Как Мыслитель она известна нестандартным подходом к проблемам искусствознания, эстетики и философии. Она общалась и была близка по духу и миропониманию к таким мыслителям, как Юрий Левада, Александр Пятигорский, Юрий Лотман, Григорий Померанц, Виталий Рубин, Александр Мень и другие.

Как Человек она была настоящим интеллигентом с большой буквы, человеком глубоко порядочным, с добрым сердцем.

Мне посчастливилось быть в дружеских отношениях с Евгения Владимировна ЗАВАДСКАЯ до 1990 года, то есть, 20 лет назад. У нас в Институте в те годы не очень жаловали умных, нетрафаретно мыслящих и ведущих независимый образ жизни сотрудников, да ещё связанных с диссидентской средой. Работая до 1974 года в редакции центрального академического востоковедного журнала «Народы Азии и Африки» (ныне — «Восток»), я старался публиковать новаторские материалы, хотя это было тогда не просто, и с 1960-х годов у меня было много интересных встреч с Евгенией Владимировной ЗАВАДСКОЙ не только как с автором публикаций (нескольких статей и рецензий), но просто как с незаурядным человеком. Евгения Владимировна дарила мне почти все свои книги, а их вышло, как я уже сказал, около десятка, с трогательными надписями  (несколько из них я передаю на хранение её ученику и почитателю её таланта и организатору этого замечательного Вечера Памяти Артёму Киракосову).

Когда рухнул тоталитарный советский режим и дышать стало легче, Евгения Владимировна ЗАВАДСКАЯ уехала на Тайвань, где по свидетельству коллег-китаистов, она вскоре стала вести уединенный образ жизни. Возможно, этому способствовало её увлечение эзотерическим учением чань-буддизма. Вернувшись в Москву, она продолжала вести затворнический образ жизни, видимо, из-за тяжелого недуга, обрушившегося на неё. Евгения Владимировна ушла из этой непростой жизни, оставив неизгладимый след в китайском искусствознании, культурологии и в памяти всех знавших её. 



Лев КОНЦЕВИЧ, востоковед

24 мая 2010 г.



© Copyright: Артём Киракосов, 2010
Свидетельство о публикации №21006020321



Артём Киракосов

к 80-летию ЗАВАДСКОЙ Евгении Владимировны






Леонид Сергеевич ВАСИЛЬЕВ   



Евгения ЗАВАДСКАЯ, вместе с которой мне когда-то довелось несколько лет учиться на истфаке МГУ, а затем работать в академическом Институте востоковедения, всегда была человеком во многом необычным. И в этом её основная особенность как личности и как специалиста. Необычность её проявлялась по-разному и, скорей всего, не слишком одинаково и воспринималась различными людьми, в том числе  и её коллегами, но начиналась она, бесспорно, с категоричности суждений и соответственно поступков. Собственно, насколько я могу судить, именно этим Женя и привлекала к себе внимание тех, кто был ей в чем-то близок. Близок прежде всего по уровню интеллекта, по кругу интересов, равно как и – что едва ли не наиболее важно – по  отношению к правде и лжи в окружавшей нас жизни. Очень похоже на то – этим она едва ли с кем особенно делилась, – что и семейная жизнь её поэтому не сложилась. Обзаведясь детьми, она, насколько можно судить, вполне осознанно и достаточно рано осталась одна и притом вроде бы  никогда об этом не жалела.
    
Мне, со стороны (близко общавшимися мы никогда не были, хотя и в чём-то смотрели на мир одинаково), всегда казалось, что главным для неё было общение с тем кругом  людей, которые понимали её и общение с которыми поддерживало её решимость жить так, как она хотела, и мужественно сносить всё то, что поэтому выпадало на её долю. Всё это, разумеется, не мешало ей заниматься любимым делом, основной её специальностью, то есть искусством Китая, а также искусством вообще и более того, теоретическими суждениями на близкие к искусствознанию темы с явным философским уклоном, всегда несшим в себе её отношение к окружавшему нас миру, ко всё тем же правде и лжи. И это вполне осознанное стремление к сближению её профессиональных интересов и рассуждений с жизненной позицией и с понимающими её равными ей людьми было сутью её характера. Понятно, что за всё это в годы, на которые пришлась основная часть нашей жизни, любому приходилось чем-то платить. И на её долю выпало немало.       
      
Достаточно заметить, что она десятилетиями оставалась младшим научным сотрудником с соответствующей зарплатой. Долго не была судьба благосклонна к ней, когда вставал и решался вопрос о зарубежных научных командировках. Правда,  были и сочувствующие. Они, в частности, помогали ей печататься, что было крайне важным. Вообще появление каждой её новой книги – а их в конечном счёте вышло немало – было немалым событием. Люди откликались и воспринимали её сочинения с благодарностью, а то и с восторгом,  специалисты – с уважением. Насколько понимаю, она пользовалась популярностью и среди студентов, которые обычно выделяют среди прочих преподавателей тех, кто обладает не только знанием, но и оригинальностью суждений.
 
О последних её годах и, возможно, публикациях я мало знаю, так как в это наиболее свободное для нашей не избалованной удачными периодами существования страны время Евгения жила далеко от Москвы, где-то, насколько я слышал, на Тайване. Потом она заболела и вскоре жизнь её оборвалась. В какой-то мере след её в жизни и в профессии остался не только в виде книг и памяти живущих, но и в конкретном облике её внука, ставшего, насколько я слышал, специалистом по Китаю. И это отрадно констатировать.

Я же в завершение своего краткого очерка, посвящённого памяти коллеги, могу лишь заметить, что всегда и особенно подчёркнуто в наиболее сложные периоды её жизни, относился к ней с чувством глубокого уважения. Думаю, что и она это ощущала. Косвенным свидетельством этого могут служить наши книги, которыми мы по их выходе в свет практически регулярно обменивались.
               


ВАСИЛЬЕВ Л.С.         
10.04.2010



© Copyright: Артём Киракосов, 2010
Свидетельство о публикации №21006020361



Артём Киракосов

к 80-летию ЗАВАДСКОЙ Евгении Владимировны






Артём Киракосов

цикл ГИМНЫ РАДОСТИ

2008 ****  2018



ЛЮДИ ** СОБЫТИЯ ** ОТЗЫВЫ






051               
К 80-летию Евгении Владимировны ЗАВАДСКОЙ (1930 – 2002) – педагога, учёного, друга!

29 мая 2003-его года в 18:00 в светлице московского Храма святых бессребников Космы и Дамиана в Шубине мы открывали Выставку и проводили Вечер, посвящённый памяти нашего большого друга, педагога, учёного Евгении Владимировны ЗАВАДСКОЙ – “к годовщине смерти и в день рождения”, как было написано на плакате Выставки и Вечера. Не вечна грусть, печаль тает… Приходит ДРУГАЯ ВЕСНА. Весна, что уже не отменить, не отменишь. Весна – настоящая! Радостная и вечная! Весна грядущего! Где – мы – все  – ожившие и ещё живущие! – вместе.

В конце 80-го я попал на работу в Суриковский, лаборантом. И – сразу – на лекции – Завадской – в переполненную аудиторию, где задние ряды сидели уже на партах, потом – стояли… Народу набивалось много, очень. Она читала особенно! – как *стихи*, вдохновенно, с любовью великой к искусству. Приносила скромный допотопный проигрыватель, слушали её пластинки: Малера, Брамса, Шёнберга... Говорила обо всём, говорила с нами и после занятий. Встречала улыбкой. Провожала улыбкой. Курила при нас после… Доброта глаз голубых встречала, доброта глаз голубых провожала. Приходила задолго до начала лекций, возвращалась позднее много… Я выполнил кое-какие её просьбы, относился – с великим почтением, которое проявил почти сразу, почти после первой лекции. Я делал рамы, паспарту, вырезал стёкла, монтировал выставки, я был нужен иногда Евгении Владимировне. Мы сдружились. Обменивались впечатлениями, беседовали… Темы? – да все! – произвольные! Тут же и обнаружились и общие друзья: мои родители с юности дружили с Концевичами, Лёвой и Ирой (Лёва – востоковед, кореист, большой и настоящий друг Евгении Владимировны, работал с ней в Институте ВОСТОКОВЕДЕНИЯ).

В 1983-ем я поступил. Евгения Владимировна сказала: “Ну ты уже всё прослушал, –  знаешь, –  будешь крутить ‘кино’, слайды”, – я крутил. Не пропустил ничего… Это ответственная студенческая должность: приходишь заранее, получаешь аппаратуру; проектор тогда тоже был допотопный, раскалялся до обжига! слайды – толстенные, стеклянные, заклеенные в белом медицинском пластыре по периметру. Евгения Владимировна покупала, заказывала и использовала свои личные слайды, у неё была богатейшая коллекция.

Я написал под её руководством `курсовую` об армянской миниатюре «РАСПЯТИЕ ХI-го века из списка…». Она оставила её себе.  Ей понравилось! Я очень старался! – и, кажется, ей угодил. Она давала полную свободу творчества: народ писал курсовые и в форме свитка стихов, и – одними своими пейзажами на холстах и картонах, и миниатюрами – приветствовался талант! интерес! творчество! На экзамене каждый готовил только один, – на выбор, – вопрос. Вспоминаю, что это не был вопрос, а была просто выбранная самостоятельно тема. Она была очень требовательной, взгляд – строгий. Ласка – обманчива: `соседний` вопрос выдавал некомпетентность. Строга она была по сути, повторяла и повторяла: “Любите ИСКУССТВО! ЛЮБИТЕ искусство!”

1987-ом её не стало на Кафедре истории искусств нашего Института. Для меня лично это совпало и с Карабахскими событиями, их самым началом, поэтому всё как-то стало накатываться сразу и лихо! скопом! Вступилась за… на своей Кафедре… И её не стало в новом учебном году, – как педагога, – на этой самой Кафедре, где она с успехом трудилась для нас десять лет, пользуясь уважением, испытывая и проявляя любовь. – …Не буду сейчас. Надеюсь, мы вернём имя Евгении Владимировны в списки ЛУЧШИХ ПЕДАГОГОВ! Об этой истории сказано много! – как и о многих других, и я не буду сейчас…

<…>

Но я буду СЕЙЧАС – и всегда теперь! – О СВЕТЛОМ! только о светлом! Я – тихим залогом – в нашем МГАХИ им. В.И. Сурикова (– преподаю уже семь лет –) её ОБЯЗАТЕЛЬНОГО в-о-з-в-р-а-щ-е-н-и-я в наш ВУЗ! в его Историю, где она БЛЕСТЯЩЕ преподавала нам всем Историю искусства Древнего Мира, Востока, Средневековья… Да и вообще: КАК ЖИТЬ!..

<…>

Пусть это всё невесёлое остаётся за кадром: «off», как пишут рокеры! Да пошли они все!.. – далеко и надолго! НАВСЕГДА.

Ну а теперь – о светлом!

На самом деле – со времени того скандала у нас и началось совсем другое общение. Я часто бывал у неё, мы виделись на выставках, концертах. Общие впечатления. Политизация… ТРАГЕДИЯ: Карабахские события, Резня. Завадская вступается за армян. Тоже ставит свою подпись обращением к тогдашним начальникам Страны. Едет на Конференцию в Баку. Требует, чтобы её отвезли в Сумгаит, где была эта страшная у-бойня армян. Беды накатывают… Интересное, всё-таки, было время! Интересовались всем! Читали газеты! Слушали радио! – неотрывно жили новой ‘ИНФО…’ Смотрели телевизор! – не пропускали ни одного события! Жизнь была насыщенной! – ежедневным общением… Я был совершенно свой у неё в семье. Общались тесно – по всем вопросам. Точек соприкосновения – было много, все! Я всё отлично помню… Можно просто – перечислить часть… (Но это скорее – для устного…)

“Нужно или читать газеты, или жить”, – сказала…

Общение наше стало многовекторным, не перечесть..!

Отдельные фразы врезались и оставались. Главное – была ПЕРЕКЛИЧКА  ДУШ. “Не бояться быть ГРЕШНИКОМ” – мы т-а-к почувствовали ВРЕМЯ почти о~д~н~о~в~р~е~м~е~н~н~о!

Мысль Блаженного Августина – “ЛЮБИ БОГА, И ДЕЛАЙ ЧТО ХОЧЕШЬ”. – Тоже – наше общее!..

Кажется, что это было великим счастьем – совместно жить переживанием ЭПОХИ, синхронным ВОСПРИЯТИЕМ событий СТРАНЫ.

Отдельная `песнь` – наши Новые Года! Мне было поручено покупать билеты на весёлые шуточные концерты вечером 31-го декабря в Московскую Консерваторию. Тогда это только начиналось… Играли её друзья – Юрий Любимов, Татьяна Гринденко, Марк Пекарский… Она с Марком-внуком, я с Леной-Женой! Подарки! Обмен! Улыбки! Что бы ни было – 31-го  – “Ну мы идём, или..?” – “Идём!”

Пусть многое остаётся за кадром. Скажем, это как в современной рок-музыке «OUTTAKE» – невошедшее, несостоятельное, маловажное, В~Ы~Б~Р~О~Ш~Е~Н~Н~О~Е… Оно мне кажется сейчас неактуальным, неважным, неинтересным, не харАктерным для Евгении Владимировны – Олег Кулик, его супруга – Люда Бредихина, галерея «РИДЖИНА». Как и скандал в нашем Институте – прошло всё. И пусть БЫЛО! Это – не определяющее. Общение с Куликом, Олегом, – отдельная, не слишком радостная и приятная глава! Для ‘свинской акции’ в Галерее «РИДЖИНА» Люда Бредихина (искусствовед, жена Олега) и Олег заказали Евгении Владимировне статью. О `пограничном состоянии` (так называемом). О нём часто говорил Олег, о нём говорили с Людой, между собою. “Когда я дала отсылку на «Приглашение на казнь» Набокова, Люда даже вздрогнула, – такое точное попадание”, – сказала мне Евгения Владимировна. “На «4» статья, так себе, среднего кандидата наук”, – сказал мне Олежа. “Не обижайся за свою протеже”, – Евгения Владимировна – мне.

…Трудное время! Для всех. И тут уж нас всех не разделишь. Как потом и не соединишь. Для нас с Евгенией Владимировной это время ОКРАШЕНО сумгаитской резнёй армян (конец февраля 1988). А для других это – «ПЕРЕСТРОЙКА», «КРАСКАЯ ВОЛНА» – эпоха бума и наивысшего пика шальных продаж (а для нас – кровавая волна и волна продаж человеческих душ, которые бесценны!). Евгения Владимировна меня понимала, понимала слезами, понимала сердцем. Переписывала армянские стихи. Стала считать, писать и НАЗЫВАТЬ себя АРМЯНКОЙ. Стала говорить по-армянски. Просила её так называть. Чисто РУССКАЯ отзывчивость. Она – коренная русская, православная. Виноградова – исконная фамилия. Говорила о том, как надо поступать в таких случаях, приводя в пример Короля и Королеву ДАНИИ времён фашистской агрессии, надевших наутро ‘’жёлтые звёзды‘’, что было приказано сделать всем евреям Королевства, – это пример ВСЕХ ВРЕМЁН И НАРОДОВ – ответственности за жизнь и подлинной человечности, солидарности, КОРОЛЕВСКИЙ ПРИМЕР; а вслед за Королём и Коревой их примеру последовали и остальные подданные Королевства: Копенгаген был весь – евреи… Она рвалась с научной конференции в Сумгаит, где (только что) убивали армян за то, что они армяне. Рассказывала, что этот город – выглядит страшно, зловеще! Её возил туда один молодой азербайджанский художник, которому было стыдно за… Она рассказывала, что он вообще не поднимал глаз. Что эти дома как бы ПРЕДВЕЩАЛИ… Там БЫЛО… Это ТОЧКА совсем другого ОБЩЕНИЯ между нами. Она – поняла и приняла… Эта ТРАГЕДИЯ пошла (и прошлась) по ней. С нами, с армянами, она разделила горе, и дальше – ужас Спитакского землетрясения, которому был посвящён мой Диплом (чёрно-белое фото, плакаты, тексты: mix-ы из армянской поэзии) в Институте Сурикова. И эта глубина была уже совсем иной. Действительно – жизненно-океанической. Мы оба стали противниками и недругами Горбачёва и прочих. Политика тогда захватила всех. И нас. И это было БОРЬБОЙ! Тогда мы любили и защищали не спившегося ещё Ельцина. (Он был КАК БЫ НАДЕЖДОЙ… нашей несчастной России!) Резня в Сумгаите – поворот, после которого наша новейшая история становится кровавой. Мы оба эта поняли и отторгли будущее. Мы не видели его. Мы были единодушны в этом, как и во многом другом. Для неё крах страны начался с первого нераскрытого громкого заказного убийства её друга, научного коллеги и духовного руководителя священника Александра МЕНЯ, для меня этот крах ЯВИЛСЯ в полной мере – позже, но неотзывно также. Мы сочли нашу историю безнадёжно кровавой и бессмысленной. В которой мы сможем найти лишь ДРУГ ДРУГА. И до сих пор НАША ИСТОРИЯ (для меня) – такова. Пушкин – “наше всё” – прав давно и бесконечно! Могло ли не быть так? “Народ безмолвствует”.

Мы прошли с ней ‘полный курс’ эмоций: от любовных до протестных, и обратно. Я написал тогда: “от любви спасаются искусством || от искусства спасаются политикой || от политики спасаются любовью”. От ярких всплесков борьбы за правду – до полного равнодушия к насилию. “Эка новость – умирать!” – врезавшееся мне надолго, – навсегда, – её выражение!.. “Убивали, убивают, и будут; и что..?” Наше дело – СВЯТО! “А что (В ЖИЗНИ) серьёзно?” – спросила Евгения Владимировна меня. “Искусство!” – ответил я. (И думаю так до сих пор: 09:53, 17 июня, пятница, 2011). “О да-да-да..!” – и даже глаза подняла (серьёзно абсолютно). Она рассказывала позднее о своём друге китайском художнике Чень Чуань-Си, мастере монохромной живописи и каллиграфии, который занялся – ТОЛЬКО – исследованиями старого китайского искусства. И как бы только ждёшь, ждал (ждал: его арестовывали и пытали), когда ж придут и за тобою, ЧТОБЫ СХВАТИТЬ: чтобы посадить, пытать, убить... (Но!) – Прекрасное! – оно д-о-с-т-о-й-н-е-е всего (и всегда)! КРАСОТА! – на фоне УЖАСА! Искусство на фоне жизни… Вспоминаю, как она рассказывала на лекциях и о первых актах массовых убийствах, геноциде, вырезании интеллигенции – и это всё было ещё в Древнем Китае. “Подумаешь – новость – умирать”. Закапывали тысячи интеллигентов живыми… И это было в древности, и сейчас – ничего нового… Она ничего абсолютно не боялась. Ничего! Абсолютно! Смелая женщина. Однажды, случайно, я встретил её, идущей с Марком, внуком, которого она бесконечно и беззастенчиво любила, на демократической демонстрации. Дети – на ней одной, позже и внуки, и больная мама – не причина молчать для неё! `Подписант` – ещё в советские времена защищала людей, подписывала письма в защиту (Сахарова, Помренца, Старчика, Зиновьева, других – многих…) … Собственно, и из нашего Института она вылетела за это: та, за которую она вступилась, – Алла Дмитриевна ЧЕРНОВА – работает и до сих пор! (Я встречаю её на наших очередных просмотрах и в коридорах, – часто, – но больше уже ни о чём не прошу и не спрашиваю, не подхожу, просто здороваюсь, издали: нам не о чем больше разговаривать – прошло – то… Прошло! И точка.)

Фраза, которую Евгения Владимировна произносила тогда (она – единственная – вошла в книгу Григория Соломоновича ПОМЕРАНЦА от всей Завадской, долгую и многогранную ОБЩЕИЗВЕСТНУЮ научную и личную дружбу с которой он как-то не заметил, пропустил, утаил в книге своих воспоминаниях (он и Зинаида МИРКИНА, – а странно мне ЭТО…): “Надо или жить, или читать газеты”. 

И мы – читали газеты… Я бросил рисовать. Совсем. И у многих был сбой. Рушился МИР. И, как выяснилось, совсем не такой уж плохой. Страна, устои, традиции, привычное. При всём авангардизме (МОЁМ) – было жаль! И я отступал вместе с Советской Властью ВГЛУБЬ! ВДАЛЬ! В себя и к себе! Прочь от убийц и извергов.

Мы общались с Евгенией Владимировной по несколько раз в день (телефон, естественно) – были и дела, и заботы, и общее.., и поручения… Институтский `случай` затмился горем, настоящим горем – ПОГРОМАМИ, что пошли по Азербайджану (…Кировобад, Шаумян, Баку…), землетрясением (Спитак, Армения, 07.12.1988), войной (Республика АРАЦАХ – АЗЕРБАЙДЖАН).

Можно лишь вкратце перечислить точки соприкосновения: её тяжело больная, лежачая мама, которая читала на память стихи по-французски, дочь Нина, сын Андрей, внук и внучка, выставка китайского художника ЧЕНЬ ЧУАНЬ-СИ в галерее «НАГОРНАЯ 10», её дача, статья заказанная Мариэттой Тиграновной СТЕПАНЯН о китайской философии, все наши текущие выставки, поэзия Марка (внука Евгении Владимировны), работа с Олегом Куликом и Людой Бредихиной, галереей «РИДЖИНА», поэзия Кости ГАДАЕВА и он сам, Петя СТАРЧИК, Елена Аароновна ГЕНИАТУЛИНА, Лев Рафаилович КОНЦЕВИЧ, Алла Дмитриева ЧЕРНОВА, Лана (с Кафедры, она и сейчас – в нашем Институте), Нина КИБРИК, Зоя КАМАЕВА, Ира БАЧУРИНА, Ксения КАЛУГИНА… ПОЛИТИКА, ЖИВОПИСЬ, ИСКУССТВО, ЖИЗНЬ… Нас связали тысячи нитей ЖИЗНИ! Отношения стали глубокими и далеко выходящими за формы: учитель – ученик; я горжусь этой ДРУЖБОЙ, Евгения Владимировна ц-е-н-и-л-а ЭТО СЛОВО! И ненавидела слово «учитель», называла нас друзьями.

Я подарил Евгении Владимировне свой реферат о армянской миниатюре (выступал на студенческой научной конференции), свои литографии: копию с армянской иконы, свою авторскую вещь… Ей нравилось. После выставки в Дворце Молодёжи она покачала головой: “Какой художник..!” – это было о мне. Пожалуй, эти похвалы – тех, кого я люблю и УВАЖАЮ! мне дороже всего – в жизни! я храню их… Она попросила показать меня мои тексты, –  я признался, что пишу, – написала восторженный отзыв, в котором чувствовалось, как она за меня переживала… Но – ! – назвала духовно незрелыми. Я обиделся. Сейчас я понимаю, что зря. Тогда – действительно – я был В НАЧАЛЕ ПУТИ, хотя и за 30! “Это называется ПОКАЯНИЕМ, надо ехать креститься, я повезу тебя в Новую Деревню к отцу Александру МЕНЮ, – знаешь..? Я буду твоей крёстной матерью”. Тогда, – выяснилось, – я действительно был НЕЗРЕЛ!..  Я часто сидел перед нею на кухне, она угощала кофе. Эти беседы – святы! Святыни! – И для неё это было высшим откровением. Как-то она призналась, “что не умеет разговаривать ВТРОЁМ” (это, когда я Зойку с Ниной хотел пригласить). Великие тоже попадались: однажды она мне сказала: “Ты даже не знаешь, кто мне сейчас замок поправял – Юрка ЛЕВАДА!”

Был у неё – преданный и надёжный друг – моих лет – Сергей, режиссёр из Калуги, она называла его «СЕРГЕЙ КАЛУЖСКИЙ». Следы его теряются…

Многое можно ещё рассказать, я обязательно БУДУ это делать – подробнее… подробнее… Хочется многое оставить – и на потом.

Только отдельные фразы-места хотелось бы – выдать – чтобы не забылось, и чтобы  в_ы_с_т_р_е_л_и_л_о: “Это же ЛУЧШИЕ ЛЮДИ! Они просто не могут это ВЫНОСИТЬ…” – это она о алкоголиках и людях, выключенных из социума, теперь это и бомжи. Сказала при обсуждении нами «МОСКВА – ПЕТУШКИ» Венедикта ЕРОФЕЕВА. Назвала это «современным евангелием» алкоголика. Позже я узнал, что она очень тяжело боролась с этой болезнью, поселившейся на её сыне. И воспринимала – жутко близко и трагично всё..! Все мои смешки она воспринимала горячо (я рассказывал о Хотькове, где жил и работал в Абрамцевском музее). “А вот этого не надо… не надо…” – тоже качала головой и сигаретой, когда я ответил на вопрос о том, чем мы там занимаемся (“пьём не фильтрованный самогон и разводим этиловый спирт – для этого же – с ракетного Хотьковского завода”).

Реально я обиделся на неё только однажды, когда она в одну из пауз между своими китайскими поездками не нашла времени принять молодого искусствоведа Ксению КАЛУГИНУ, её страстную ПОКЛОННИЦУ! которая так мечтала об этом. Так и не сложилось у них встретиться… Так я и чувствовал! Это. Ксения сейчас – ХРАНИТ – всю мою *КОЛЛЕКЦИЮ* книг Евгении Владимировны, чтобы “ты никаким `девушкам` их не роздал: знаю я тебя, Артём! знаю я этих твоих `девушек`, Артём: никто ничего потом не отдаст…”

Помню и дыхание в трубке, я догадался – это она! Но молчала! Это был её день рожденья! 29-ое мая. Мы всегда поздравляли её в этот день, она любила его, а кто не любит свой день рожденья? разве что я. Но – официально, для всех, – она была в Китае. И я не позвонил. Это была она. Я точно понимаю, хоть и до сих пор не знаю… Однажды и я позвонил. Трубку взяла Евгения Владимировна. Машинально, конечно; больше не брала. “Откуда ты знаешь, что я здесь?” “Догадался”.  Мы успели обо всём поговорить; хоть и кратко: была пауза между больничными сериями лечений химиотерапией рака – была уже какая-то очередная – не первая – стадия. Но она успела мне рассказать о том, как два года жила, не выходя из комнаты, в монастыре недалеко от Тайбея, переводила Евангелие, слушала Баха, и бабочки прилетали слушать каждый день вечером… 

Всё имеет свой конец. И начало. Как и жизнь человека. Пора заканчивать и мне. Как бы не хотелось… Продолжение? – будет когда-нибудь. К столетию наверное, когда нам уже будет – где-то при 70! Те, кто так и не высказался (ни письменно, ни устно), – пусть это сделают уже за рамками сделанного мною.

Мы не расстаёмся. Смерть? – иллюзия лишь. То, что было в жизни, проросло. И тому свидетельства – наши слова, отношения, вера и любовь – на которых зиждется всё НАСТОЯЩЕЕ. “Будь верен ЧЕЛОВЕКУ, и БОГ не оставит тебя” (Василий Васильевич РОЗАНОВ). Надо переворачивать СТРАНИЦУ. И жить дальше ТАК, будто… будто всё точно так, как я говорю:  “Мы не расстаёмся. Смерть? – иллюзия лишь”.

Спасибо! 

               
осень зима 1980 ~ ~ 2011 весна лето



НАШИ САЙТЫ о Евгении Владимировне ЗАВАДСКОЙ:

http://www.proza.ru/2009/07/11/282
http://www.damian.ru/Zavadskaia1/zavadskaia.html
http://www.eastarts.ru/about_zavadskaya.php
http://fotki.yandex.ru/users/artemkirakosov/album/97997/
http://fotki.yandex.ru/users/artemkirakosov/album/97998/
http://fotki.yandex.ru/users/artemkirakosov/album/97999/
http://fotki.yandex.ru/users/artemkirakosov/album/97992/
http://fotki.yandex.ru/users/artemkirakosov/album/97988/
http://fotki.yandex.ru/users/artemkirakosov/album/97979/
http://fotki.yandex.ru/users/artemkirakosov/album/98000/
http://www.proza.ru/2010/05/18/739

http://www.proza.ru/2011/06/18/280
http://www.proza.ru/2010/06/02/361
http://www.proza.ru/2010/06/02/321
http://www.proza.ru/2010/06/02/364



© Copyright: Артём Киракосов, 2011
Свидетельство о публикации №21106180280


Рецензии