Музыкант

     Сейчас  стало более доступны сведения  о  событиях тех лет,  имеются и о лемках, -  продолжил своё повествование артист. -  Известно: Вторая мировая война нанесла и по ним  значительный удар.  Нападение Германии на Польшу в сентябре 1939 года привело к оккупации всей Лемковщины. Позже  по всей этой территории (как Северной, так и Южной) сформировалось мощное партизанское антигитлеровское движение. Лемковские  герои-патриоты были заключены немцами в «лагеря смерти», многих  казнили.
      В 1947году  лемки  были насильно выдворены из Карпат и рассеяны на землях, отошедших к Польше от Германии после  окончания  войны (северо-запад Польши). Одной из причин  выселения  была деятельность в Лемковщине Украинской повстанческой армии, боровшейся с польскими вооружёнными силами. Сохраниться в чужом, преимущественно римско-католическом окружении в качестве самостоятельной группы лемкам помогла привязанность к православию. Со временем  многие лемковские семьи, раскинутые по всей Польше, полонизировались.   Чаще всего такое и происходит с национальным меньшинством.
       Историю нельзя переписывать, приукрашивать,  переделывать, подгоняя под чьи-либо интересы или мнения.  Как показывает жизнь, опасно  сочинять небылицы и  учить  по ним  потомков, ведь всё может повториться.  Нам всем  нужна правда, что б за ней не стояло: без осмысления прошлого и день сегодняшний не понять.
     Мама ушла вместе с теми  лемками,  к кому приросла душой.  Они не только не выдали еврейского ребёнка и его покровительницу, но  помогли ей и мне выжить. Низкий поклон от моей семьи всем, кто в тех нечеловеческих условиях  до конца  оставался  Человеком!
      Не думала  Катя, покидая Харьков, что  доведётся ей прошагать  пол-Европы, более полугода пробыть в американском лагере для беженцев, увидеть Америку, о встрече с  которой  не мечтала и потому особой радости не испытала. Почти сразу же  мы перебрались в Канаду. Жили в Онтарио  среди выходцев из Украины. Как и везде - люди разные. Кто-то помогал,  кое-кто отворачивался: мол, понаехали всякие,а у нас   самих жизнь несахарная.
      Я  начал учёбу в украинской школе. Мама  нашла  учительницу русского языка. Она хотела, чтобы я одинаково хорошо  владел обоими  языками.  К тому времени я начал говорить. Ещё в американской  зоне в Германии  мама усыновила меня, назвав Александром, Алексом.
      Из-за моих способностей к пению переехали в Торонто. Я выучился, давал концерты, стал  в артистической среде узнаваемым, мама отошла от дел, нужды такой, как прежде, мы не испытывали.  Обзавёлся семьёй, а  Катря  исполнила  свою давнюю мечту:  ушла в монастырь, отыскав такое место, к  которому  стремилась  душа.  Перед  смертью она написала мне   прощальное письмо.  Так и закончился путь земной  этой удивительной женщины…

     Артист опять  умолк и надолго. Остававшиеся на своих местах зрители ему не мешали.
     - Однажды я был приглашён в  посольство, в данном рассказе не имеет значения, какой страны. Мне предложено было  спеть несколько  арий, а потом, по просьбам гостей,  исполнить  ещё несколько   произведений  из моего репертуара.
      Я не смущаюсь на  зрителях -  частые  выступлении закалили.  Но  в тот вечер всё пошло наперекосяк. Я сбивался. Начинал заново. У меня чрезвычайно развита интуиция. Во время всего выступления  не покидало  ощущение,  будто бы кто-то следит за мной.   Казалось, ещё немного и  произойдёт что-то неприятное. Так и случилось: опираясь на палочку, ко мне подошла седая  женщина. Она  схватила меня за руку и закричала:
     - Прошу Вас  немедленно отдать   мой перстень – в  противном случае я тут же обращусь в полицию!  Это семейная реликвия, передаваемая по женской линии из рода в род.  Это украшение , подаренное бабкой,  было  у меня отобрано полицаем в харьковском гетто в декабре 1941года. Если оно у Вас - значит Вы потомок того изверга!
      Защёлкали фотоаппараты. Разгорался скандал. Вероятно, в завтрашних газетах  будет о происшедшем написано  и,  как всегда,  с малой толикой правды. Я ответил:
     - Этот перстень  был отдан мне матерью ещё в юности. Я пообещал ей носить  его всегда. Он мой талисман, оберег.  И нечего меня оскорблять и запугивать, я гражданин свободной страны, не боюсь ни Вас, ни кого-либо другого –  никакой вины за собой не  чувствую. 
    Женщина тяжело задышала, казалось, ей не хватало воздуха. Её вывели из помещения.  А  я потом сожалел, что  не успел сказать и  о другой вещице,  оставленной  мне моей  любимой и единственной мамой Катрей -   о маленьком золотом кулоне с часиками внутри.

     При  последних словах музыканта   в зале  кто-то вскрикнул. 









http://www.proza.ru/2011/06/27/790


Рецензии
Очень грустная, но жутко интересная история.
Что же будет дальше?

Мила Стояновская   02.12.2023 18:24     Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.