Отважный воздухоплаватель

ОТВАЖНЫЙ ВОЗДУХОПЛАВАТЕЛЬ
Пленный фашистский ас кипел от злости. Щеки его дергались, рот кривился, словно  у придавленной рогатиной гадюки. Негодовал фашист. А тут еще лейтенант Шонин,  весело подмигнул гитлеровцу, как бы ненароком указывая на обгорелые остатки фашистского самолета, которые подтащил на центральную площадь городка трудяга-трактор, дескать, вот она ваша хваленая авиация…  И  взревел взбешенный ас  раненным  зверем:
  - Уберите  аэростаты и через день от  вашей Москвы камня на камне не останется! Уберите! Вот тогда вы узнаете мощь славных люфтваффе фюрера! Проклятые аэростаты!
Не зря поверженный ас проклинал аэростаты. Ой, не зря. Во время первого же массированного налета фашистов на Москву два вражеских бомбардировщика, упали, повредив крылья о трос аэростата. Вроде бы и не велики потери на фоне огромного количества боевой техники в той страшной войне, но после того налета бомбили фашистские асы  Москву с высоты не менее, чем шесть километров. Летать  ниже они не рисковали. Ниже стерегли небо над советской столицей аэростаты.
Это были одинарные аэростаты типа АЗ и тандемные КВ-КН, поднимавшие защитные тросы на высоту до 4200 метров.  При столкновении самолета с тросом аэростата срабатывал закрепленный под   аэростатом инерционный механизм. Трос автоматически отсоединялся и на конце его открывался тормозной парашют. Парашют создавал тягу, вдавливая трос в крыло самолета. Еще к тросу крепилась мина, которая после отсоединения троса начинала быстро скользить к  самолету и взрывалась от удара о крыло. Аэростат представлял собой мощный комплекс  противоздушной обороны. Территорию, охраняемую аэростатами можно сравнить с минным полем для самолетов.  И большинство самолетов старались обходить эти заграждения стороной или выше потолка аэростатного заграждения.
Обслуживал аэростат заграждения расчет из 12 человек. Работы по обслуживанию аэростатов требовали определенной сноровки и нередко тяжелых физических усилий. Обычно послушный воздушный гигант, иногда мог стать и весьма строптивым. Вышедший из-под контроля аэростат мог  натворить множество бед. Известно о более чем десяти случаях гибели воинов-аэростатчиков по время выполнения ими боевой задачи.
!0 октября 1942 года  в 5 часов 50 минут в Кунцевском районе Москвы боевой расчет аэростата БАЗ-136 получил приказ приземлить аэростат заграждения. Поначалу, несмотря на ветреную погоду, работа проходила в штатном режиме, но когда аэростат был уже на земле, и оставалось только надежно  закрепить его, налетел внезапный порыв ветра.  Аэростат  рвануло в сторону, и трос крепления оборвался. Словно почуяв свободу, всегда послушный воздушный корабль рванулся вверх. Бойцы расчета, схватившись за поясные ремни, попытались удержать взбесившегося гиганта, но где там… Силы были не равны. Стряхнул с себя аэростат людей, словно дикий необъезженный конь и взмыл в хмурое осеннее небо. Но не все смирились с необузданным нравом строптивого гиганта: командир расчета старший сержант Беляков и красноармеец  Василий Козарез, крепко ухватившись за поясные ремни аэростата, взлетели вместе с ним. Руки коченели от страшного напряжения и холода. Казалось, что нет такой человеческой силы, которая способна удержаться на метающемся  из стороны в сторону аэростате. На высоте двух километров руки старшего сержанта не выдержали страшнейшего напряжения, и он сорвался вниз. А вот красноармеец Василий Козарез продолжал сражаться со стихией. Он не только старался удержаться, но у него появилась цель – добраться до предохранительного клапана. Василий Петрович хорошо знал устройство аэростата, даже можно больше сказать – никто в их расчете не был столь сведущ в устройстве обслуживаемого объекта. Один раз на оболочке аэростата был обнаружен разрыв. Полковая техническая комиссия решила, что такую неисправность  возможно устранить лишь в заводских условиях. Все согласились с таким решением, и только Василий Петрович стал настаивать, чтобы произвести ремонт аэростата на месте подручными средствами.  Он рассказал о своей задумке командиру, и тот после некоторых раздумий разрешил умельцу попробовать  свой вариант.  И красноармеец Козарез не подвел командира. Через пару дней аэростат  был в строю, а в личном деле Василия Петровича появилась благодарность от командира полка за умело проведенный ремонт.  Знал красноармеец Козарез устройство вверенной ему техники, и потому решил добираться до клапана. Клапан был рядом. Метра полтора всего…  Но какие это были метры! Скольких сил они стоили Василию, никто кроме него не знает, но отважный воздухоплаватель выдержал и смог справиться с взбунтовавшимся гигантом.
Приземлился аэростат около города Люберцы и после технического осмотра был возвращен в боевой строй. А Василия Петровича Козарез за этот подвиг  наградили орденом «Красной Звезды»


Рецензии
Были случаи и не раз, при массированных налётах, немцы налетали по расписанию, заранее отстёгивали аэростаты. Неуправляемые взлетали очень высоко, бомбардировщики натыкались и амба.
Успехов.

Владимир Конюков   09.04.2016 12:29     Заявить о нарушении
А еще на некоторых тросах устанавливали мины: стоило задеть трос крылом, как тут же по тросу скатывалась и взрывалась мина.
Спасибо за Ваш отклик.
С уважением

Алексей Филиппов   14.04.2016 21:19   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.