Глава 8

 Спуск в пещеру начался.Мы бодро промаршировали в том же порядке до конца грота,где он заканчивался уходящей вниз расселиной.
 -Пятиметровый.-Сказал Игорь.-Санька,давай веревки.
 Я развернулся спиной к Лобжику.Он открыл клапан рюкзака и вытащил реп-шнур.Федор ловко перехватил его ,закрутил проводник и защелкнул карабин на свободном анкернике,что был вбит еще наверное во времена походов Светки Трофимчук( бардэссы и руководителя спелеоклуба "Гелектит" из Уссурийска,там же она являлась и идейным вождем фестиваля авторской песни-"Зимний Аккорд").Не раз бывшей в этих местах и отлично знающей Приморские пещеры.Рядом с нашим крюком был вбит свежий,но с навеской.Прямая улика ,что перед нами где-то далеко внизу люди.Федька еще раз призвал к бдительности , повышенному вниманию и быть готовыми ко всему.
 Тем временем Лобжик начал спуск,фиксируя рогаткой скорость.За ним встегнулся Серега,потом с ойканьем Даша,после я и замыкал Наполя.Налобники ровно светили.Спуск даже порадовал своей простотой.
 -Чё лыбитесь?-Улыбнулся Игорь.-Нас ждет Большой шкурник.(Большой шкуродер-расселина длиной тридцать и более метров.Ширина от 30 см. до метра.Высотой от шести до двух метров).
И исчез внизу,в том же порядке двинулись и мы.Под моими ногами была бездна с застрявшими камнями.Ногам помогали локти-удобно распёршиеся об стенки шкуродера.Не везло Дашке,ее хрупкое теловычитание не позволяло упереться плечами об стенки и Серега ей всячески помогал.
 -Ничего ,тут узко дальше.Ты точно застрянешь.-Поддержал бедняжку Федор.
Дальше и впрямь было узко.И наши широкие плечи только мешали,пришлось и приседать и тискаться боком и передавать рюкзаки.И даже ползти змеей.
 -Санька пригнись,не рви плечи.-Советовал Лобжик.
 -Ничё.-Хрипел я.-Сухомуды ходят стоя!
 -Ура!Я застряла.- Радостно взвизгнула Даша.
 -Это самый узкий,за ним Чайник.-Объявил Федька.
 Ободранный Игорь уже был внизу.Серега помог Даше вывалится из узкой расселины,далее выпростался мой рюкзак со снаряжением,после я со сдавленными ребрами и за мной Наполя со счастливой улыбкой покорителя пещер.
 Налобники высветили приличный грот с мокрой ямой в середине.
 -Это грот Чайников.-Торжественно объявил Игорь.
 -А это .-Федька указал на мокрую яму.-Озеро,которое никогда не высыхает.А сегодня чего-то высохло,тут .-Заявил он тоном экскурсовода.-Вот здесь вход в новый Соляник.Называется "Кашлин ход".
 Над узким лазом хода я с удивлением заметил прибитую анкерами бронзовую табличку.Памяти А.Соляника.Память бережем свято...
 -Сейчас заснимем на камеру.-Сказал Лобжик, настраивая ручную видеокамеру.
Мы разбрелись по гроту.Если честно я ожидал большего.Горных кораллов к примеру или макаронки на крайний случай.Но резкий ход круто уходящий вверх из грота тоже неплохо смотрелся.
 -Да,бл..дь,что с камерой.Наверху же работала.-ругался Лобжик.(надо сказать камера не работала все прохождение пещеры,а выйдя на поверхность заработала,как ни в чем не бывало.Еще одна загадка Чандалаза.Либо засвечивается пленка,либо выход из строя радиоаппаратуры...).Меня привлек через какое-то время зов Федора.
 -Санька,глянь какой оргАн.Засунь голову в щель.
 Я поправил налобник и послушно засветил в трубу.Толком ничего не было видно.Как мощный шлепок по пятой точке выдернул меня назад.
 -Вы ,чё охренели,извращенцы!-Накинулся я на спутников.
 -Все,поздравляем!С гордым званием Чайника!Носи каску на здоровье,не будь лапшой,а на выходе с тебя простава!-Грянули подстроившие посвящение мои друзья.-Ты первый раз на Чандалазе,первый раз в Солянике,первый поход.С крещением,Сань!
 -Если б первый.-Буркнул я под нос.И все рассмеялись!
 Наскоро перекурив,глотнув воды,и заправившись наша штурмгруппа двинулась дальше.Дальше был подъем под сорок пять вверх по узкой кромке и поворот в Зал Первой Веревки-его еще называют грот Девственниц.Я присмотрел классный карстовый выход наплыва.
 -Тута красотов нету.Это скорее пещера спортивная,чем красивая.-Объяснил Федька.
 А в центре зала объясняя его название возвышался большой сталагмит в форме(отголоски фаллических культов тоже не оставили пещеру в покое).Этот огромный "фаллагмит" видимо и дал острым на язык спеликам намек назвать этот Зал гротом Девственниц.Поодаль зияло жерло Бутылки куда нам и следовало спускаться.Веревку зацепили под "головкой" сталагмита,для страховки спуска в Бутылку и достали мечту спелеолога-тросиковую лестничку.Примострячив ее на свободный анкер.Я указал Федору на загнутые головки двух других анкеров.Спросив чего их так.
 -Нагрузку не выдерживают.Вот и загибают,чтобы следующая группа не попалась на срыве.
 -Понятно.
 Спуск продолжился в том же составе.Наконец на пятиметровой глубине Бутылки собралось все наше героическое общество.Федор тут же принялся проверять снаряжение каждого и объяснять боевую задачу.
 -Сейчас ползем малым ходом в Малый Шкуродёр.За ним,внимание,Чертова щель.Неприятное место.После, трехметровый спуск.Там перекур.Все,вперед.(Надо сказать талант Федора заключается в организации свободных духом вроде нас в единый и что удивительно-слаженноработающий механизм.Помню на соревнованиях по пешеходному туризму,куда съехались все туркоманды старшеклассников и первокурсников Приморья-основным этапом была большая эстафета.То есть команда рвет со старта проходит Бревно,Параллельные перила,Навесную переправу,Маятник,Таскание "раненого" и первую помощь и т.д.Федор возглавил незаметную команду девчонок откуда-то с перифирии(у них там был слабенький капитан) и когда все рванулись за кубком по дистанции.Федька с девочками ,тихой сапой под ,его управлением незаметно для сильных команд пришли вторыми чуть-чуть уступив перворазрядникам из Кировки.Причем с минимумом ошибок и отличной скорость прохождения препятствий.Я там стоял судьей на линии и видел все глазами.Как мальчишки рвалИсь на Навесной,падали с Перил, огребались от меня штрафных очков т.д.Федькина группа шла тихо и уверенно.Не цеплялись снаряжением,не спотыкались на маршруте,под его негромкие команды).

                ***
 Малый прошли малым ходом,обдирая руки и ноги.Несколько "барбарисок" в моем  нагрудном кармане превратились в карамельную муку.Туман висел над нами как волшебное облачко и картину дополняли летучие мыши парящие на высоте вытянутой руки.
 -Пещера дышит два раза в сутки.-Сказал Игорь.-Плюс еще группа перед нами идет.Вот и туман.
 -Входим в Чертову,перестёгиваемся и на лестницу.-Крикнул Федор.
В Чертовой Щели было душно.И страшно хотелось пить.На команда поступила.Стой и жди очереди на спуск.Реально Щель-шириной около метра глубиной пять и до стенок по полтора метра с каждой руки.Как пенал для карандашей.Короче не Люкс.Но спустились все без происшествий.Туман остался в Чертовой.И заполнял ее всю.Мы перевели дух.
 -Рано перекуры устраивать.Вниз.Лобжа -первый.-Раскомандовался наш стратигарий.
 Когда дошла очередь до меня ,я скинул вниз на площадку рюкзак.Взялся за веревку и смело шагнул спиной вниз.Мокрые перчатки не вынесли веса и я пролетел около трех метров свободного падения спиной на рюкзак со снарягой.Оставалось лежать и кряхтеть.Каска треснула.
 -Сань...ты как?-это Федор.
 -Кверху каком!-Выдавил я.
 -Ты где?
 -На рюкзаке.
 -Руки-ноги?
 -Вчера мыл!
 -Жить будет.-Буркнул Федор,и через три секунды копошился возле меня.
 -Вставай.В рубашке родился.Царапину под коленом обработал.Каску перебинтовал.
 Я с трудом поднялся,ощущая себя с трудом.
 -Сколько время?-спросил я.
 Раньше меня вопрос времени не занимал и по моим подсчетам мы были в пещере часа два.
 -Полпервого ночи.Мы в пещере пять часов.-Ответил Федор.
 -Эй вы где?-Нас уже искали наши, надо было двигаться и мы с Наполей двинулись.
 Дальше был Зал, в котором пришлось ползти на карачках ,таким низким был свод,а в конце его спуск.Но весьма занятный.Когда я добрел до спуска Игорь сказал:
 -Там возьмись за ручку дипломата,легче спускаться будет.
Ха ,естественный зацеп для руки имел форму ручки чемодана или атташе-кейса.И удобно лежал в руке ,аж не хотелось его отпускать.И он здорово помогал при спуске.Вот и Стартовый грот.
 -Вот Стартовый.-Объявил Федор.-А вот и люди.-Здравствуйте!
 -Здравствуйте!- Пискнули два юных созданья.Парень и девчушка.-Мы на страховке,наши в колодце.
 -Понятно.-Сказал Федор.-Я на спуск,к вашим.Кто старший группы?И сколько в колодце.
 -Внизу все четверо.Старший Ромка со Владика.Мы студенты вообще-то.Спелеологи-любители.
 -Вижу,что коллеги.Мои на стаховку,за мной не ходить и так в колодце народу ,как(много в общем).-Крикнул Федька.Встегнулся в чужую навеску и исчез в жерле семидесятиметрового колодца.
 Я скинул рюкзак.Наши разминали руки и ноги.Серега достал маленькую из Дашиного рюкзачка.
 -Ну за знакомство.Меня Сергей зовут.Это Даша,Саня,Игорь.
 Глотнули за знакомство и разговорились.Вокруг нас лежал Стартовый грот.Шириной около полутора метров и длиной метров пятнадцать.Серега несколько раз щелкнул фотокамерой,а я прислонившись к рюкзаку ,как к родному,задремал.От усталости и выпитого.И мне снилась тайга и деревья заплетенные лианами лимонника и дикого винограда...









фото:Нестеровой

 


Рецензии