Книга жизни ч. 43 1973г ВАЗ

Я отступаю от календаря и делаю вставку

1973год ВАЗ. Ремонт ковочного автомата.

Я настолько привык к разработке таких графиков выполнения ремонта, что когда в кузнице на ВАЗе в 8 часов вечера стал ковочный автомат фирмы "Пельцер", я сразу же параллельно с разборкой автомата составил подробный график выполнения работ.

За ночь я подсчитал (у меня, как у каждого уважающего себя инженера в кармане всегда была логарифмическая линейка) удельные нагрузки на бронзовый подшипник, в зависимости от штампуемых изделий и у меня было готовое решение о ходе ремонта.

В 8 часов утра около автомата собралась большая компания: технический директор Житков А.А. и его помощники, главный механик Бородин Н.Д. и его помощники, директор металлургического производства Трубкин В.М., его заместитель по ремонту оборудования Аверин Б.К. и пр. любители.

Они собрались вокруг установленного рядом с автоматом ползуна, (фирмачи вытаскивали ползун 3 смены, а мне удалось его извлечь за одну ночь) и базарили.

Я стоял в стороне и следил, чтобы они не лезли в опасную зону.

Вдруг все замолкли и встали, как мне показалось по стойке смирно. Из-за автомата вышел В.Н. Поляков. Я не заметил когда он подъехал. Он подошел к нам, сухо поздоровался и спросил: "Что произошло?". Аверин вышел вперед и начал говорить, но Поляков его грубо оборвал: "Я не Вас спрашиваю!", и, обращаясь ко мне (а я стоял в задних рядах) сказал: "Докладывайте!". Я объяснил, что произошло, коротко сказал о своих расчетах и назвал две детали, при штамповке которых удельные давления на подшипнике превышают допустимые.

Поляков выслушал меня и сказал, обращаясь к начальнику цеха Будникову Н.Н.: "Детали снять!" Будников пытался что-то сказать, но Поляков тоном, не требующим возражений: "Я сказал снять! Товарищ Бородин немедленно закупите по импорту запасные втулки и все, что необходимо я раскрыл рот, чтобы сказать, что одна запасная втулка у меня есть, но Поляков прикрикнул: "Не перебивайте меня! Анатолий Анатольевич (Житков) проследите, чтобы закупили технологию по отливке таких втулок".

Затем он задал мне вопрос: "Когда закончите ремонт?". Только я начал говорить: "По графику ...", как он прервал меня и сказал: "Бросьте Вы ваши графики! Оборудование выходило из строя и будет выходить. Только его нужно ремонтировать не месяцами. Когда закончите ремонт?". Но я так был верен своему графику, который уже опережал на три смены, что упорно продолжал говорить: "По графику 10 дней, но мы закончим ремонт за 5 дней. А вообще он нас научит работать!" и кивнул в сторону огромного автомата.

Поляков вдруг коротко рассмеялся (прыснул). Мне даже показалось, что он смутился своего смеха, сказал: "До свидания" и так же быстро исчез, как и появился.

Житков обхватил меня руками за плечи и начал хвалить: "Ну, молодец. Хорошо доложил". Но тут же спохватился: "Ты сказал Генеральному, что закончишь ремонт за пять дней!" Я кивнул. "Что тебе для этого надо?". Я сказал, что мне нужно, чтобы запустили в производство три пальца. Аверин кричит: "Зачем тебе три?" Житков ему: "Запускай три!". Все три пальца изготовленные 2 в КВЦ (корпус вспомогательных цехов) и один в 18 цехе оказались браком и только один из них исправим. Опыта изготовления таких крупных деталей у наших токарей тогда не было. Они мерили на станке еще теплую деталь, а когда она остывала, то оказывалось что диаметр меньше допустимого размера.

5 дней я не уходил из цеха. Днем около меня находился зам. главного механика Кривченко Н.Д.

На ремонтной площадке должны находиться только те, кто непосредственно выполняет работы. Они должны точно знать и уметь выполнять свое задание, знать сроки выполнения, иметь необходимый инструмент и знать общий план выполнения ремонтных работ, какая работа выполняется параллельно с ним и кто ее выполняет, кто будет продолжать начатую им работу или, что следует после ее окончания.

Лишние люди, и даже мастер, на ремонтной площадке, только мешают работе, если каждый исполнитель точно знает, что он должен делать.

Работа шла по плану, и на автомате работало два слесаря, когда в комнату, где я готовил для каждого слесаря задание, с криком: "Кто отвечает за ремонт пресса?" влетел какой-то мужчина. И обращаясь ко мне, он продолжал кричать, что я срываю работы по ремонту пресса, и он немедленно доложит об этом Генеральному директору.

На мой вопрос кто он такой, он продолжал кричать, что он из генеральной дирекции и доложит, что ремонт срывается по моей вине. Я попросил его прекратить крик, в противном случае я выгоню его из цеха, чтобы он не мешал работать, и предложил выйти к ремонтной зоне. Он продолжал на повышенных тонах говорить, что он только что оттуда и там никого нет. Я знал, что в это время слесари должны были подать в рабочую зону, изготовленную в КВЦ по моим эскизам, траверсу для работы двумя кранами. Когда мы вышли в цех, к рабочей зоне двигался мостовой кран с траверсой на крюке. Мужчине я сказал, что если он из генеральной дирекции, то я попрошу его передать Виктору Николаевичу, чтобы его больше ко мне не посылали. Я повернулся и пошел к себе, а он еще что-то кричал мне вслед. Конец этого разговора слышал Кривченко и подошел ко мне. Я спросил его, знает ли он этого человека. Кривченко сказал, что он руководитель службы Полякова, которая контролирует выполнение указаний Полякова и докладывает ему лично обо всех нарушениях.

Конечно, эта стычка выбила меня на какое-то время из колеи, тем более после первой бессонной ночи. Между тем работа шла в соответствии с откорректированным графиком.

Вечером я обратил внимание, что недалеко от ремонтной зоны крутится какой-то пожилой мужчина - "дед". Я спросил у Кривченко знает ли он его. Он ответил, что, по-видимому, он из той же службы ген. директора.

Около ремонтной зоны стоял мой пикап и, когда я сел в него, чтобы поехать в КВЦ посмотреть в каком состоянии идет работа по изготовлению пальцев шатуна, в машину залез этот "дед". Я спрашиваю его: "Вы куда?", а он меня: "А Вы куда?". Я был еще под впечатлением дневного разговора и сказал ему: "Если Вы находитесь в цехе, и Вас интересует, как идут ремонтные работы, то Вы должны были подойти ко мне и представиться. "Я сказал ему, что посторонние лица в ремонтной зоне находится не должны, и я был намерен попросить его уйти из цеха. Но раз его направили контролировать, то я ничего не имею против, если он не будет вмешиваться в мои действия.

На этом закончилось наше знакомство, и мы поехали на КВЦ. По дороге я ему сказал, что, возможно, мне понадобится его помощь для воздействия на КВЦ или руководство цеха 18. Но в дальнейшем эта помощь не потребовалась, т.к. все работы шли на зеленый цвет.

На второй день, когда у меня на шабровке полувтулок кривошипного механизма работал первоклассный специалист, (ранее работавший на куйбышевском заводе координатно-расточных станков, затем в КВЦ, а потом я пригласил его к себе в бригаду), я, как обычно делал, организовал школу для молодых ребят. Они работали под руководством этого парня, сменяя друг друга. В это время в цех зашел Исаков В.И. (директор КВЦ и в будущем Генеральный директор) в сопровождении Трубкина В.М.  и Трубкин, как я понял, привел его проверить правильно ли с технической точки зрения, я веду работы. Они обошли вокруг автомата. Исаков глянул на втулки, "сколько у вас тут пятен на ё... дюйм?". И сказав, "не будем мешать" повел Трубкина из цеха.

Параллельно с работами по восстановлению поврежденного узла - шатунного пальца и втулки я решил изменить схему смазки элементов шатуна и заменить аппаратуру на трабановскую. Эту работу я поручил Володе Музычко. Он к тому времени стал достаточно квалифицированным специалистом по смазочной аппаратуре и работу мог выполнить самостоятельно и качественно.

Все шло хорошо, но подводили пальцы шатуна. Два изготовленных в 18 цехе и КВЦ оказались на 1-1.5 мм меньше по диаметру от допустимого размера. И только один палец из КВЦ был на сотки больше нужного размера. Аверин ходил героем, как будто это он заказал три пальца. "Вези палец из КВЦ мы его проалмазим" - командовал он мне. Я сначала повез палец в цех. Рессоры у пикапа просели полностью, а нос был задран кверху. Это было 7 ноября. Сильно подморозило, и пошел мелкий снег. Когда я подъехал к цеху, недалеко от ворот в сугробе стояла машина Трубкина и около нее возился шофер. Он показал мне рукой как мне лучше проехать, чтобы пробиться через снежный занос. Но, несмотря на разгон, я застрял посреди заноса, а колеса скользили по наледи, которая была под ним. Шофер сказал, что Трубкин пошел искать трактор. Я забежал в цех и сказал ребятам, что я застрял.

Когда я выскочил снова за ворота, то увидел, что трактор "Беларусь", который ехал к нам на помощь, сам застрял и буксует в сугробе. Я схватил лопату и стал чистить снег из-под задних колес. Снег залеплял очки. И вдруг машина медленно поехала к воротам. Это какая-то мистика. Мотор заглушен, а машина сама медленно ползет в сторону ворот. Я бросил лопату и вскочил за руль. Ключ зажигания у меня в кармане, а машина медленно двигается в сторону ворот. И в этот момент, когда я не понимал, что происходит, ворота стали медленно открываться, и я увидел погрузчик, который тянул меня длинным тросом. Я не заметил, когда ребята подцепили трос к машине.

Тщательно промерив палец, я убедился, что его нужно дорабатывать, и повез его на станок в 18 цех. Эту картину наблюдал "дед" и вдруг он исчез. Кривченко посмеялся: "Помчался докладывать Полякову". Завтра наступал пятый день.

Каждое утро Поляков в 9 часов появлялся в цехе, подходил, здоровался со мной и Кривченко, кивал рабочим и уезжал. 8 ноября, пятый день ремонта, он появился в цехе в 7 часов утра.

Я в это время двумя кранами начал поднимать боковину автомата. (Выполнять работу, управляя двумя кранами, может специально обученный стропальщик. Это, как правило, бригадир монтажной бригады, получивший допуск для выполнения таких работ. Либо эти работы выполняются мастером. Вся ответственность за безопасное выполнение работ лежит на нем.

К сожалению, у нас большинство мастеров не оканчивают курсы стропальщиков и не имеют допуска к таким работам.). Когда я увидел Полякова, я остановил подъем и направился к Кривченко, т.к. Поляков шел к нему. Но я не успел подойти, как Поляков что-то спросил у Кривченко развернулся и пошел прочь. Кривченко, улыбаясь, шел мне навстречу.

Говорит: "Поляков спросил "Куда Вы эту штуку дели?", указывая на место, где стоял ползун. Когда я показал, что ползун уже стоит на своем месте, он спросил "Все правильно сделали? А палец подошел?" Я ответил, что все подошло и он, попрощавшись, пошел к машине. Это точно его "дед" в такую рань поднял". Кривченко был доволен еще и тем, что сам в этот день приехал пораньше.

Ночью мы опробовали систему смазки. Теперь подшипники получали обильную смазку, и угрозы задира не было. Установка боковины заняла меньше 20 минут. Фирмачи при монтаже потратили на это целую смену. Опыт, полученный во время работы с Михаилом Федотовичем Яковлевым, пошел впрок. Траверса позволила мне подвесить боковину так, что, когда краны подвели ее к станине, усилия двух слесарей хватило, чтобы она стала на место. Кривченко поздравил меня с рекордным временем. Полдня ушло на уборку ремонтной зоны. И до вечера мы обкатывали автомат вхолостую.

Утром девятого ноября автомат по акту был передан в эксплуатацию.



продолжение следует:http://www.proza.ru/2011/06/19/497


Рецензии
Я давно понял, что дедушка Саша всегда ходил в козырях на рабочем месте.

К слову сказать, я тоже любил все свои рабочие места.

Даже топить "буржуйку!" Я всегда это делаю со старанием.

А вот, когда не хочу что-то делать, никогда не делаю через силу!

Alex Zima   18.12.2011 07:47     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.