Коррупция в Астраханской области


Тема: Анализ современных коррупционных схем в сфере здравоохранения, образования, социальной защиты населения Астраханской области. 
Докладчик: Сорокин Алексей Сергеевич - Председатель Астраханского Регионального Отделения Общероссийской Общественной Организации «Центр противодействия коррупции в органах государственной власти».
http://www.anticorrupcia.ru   
Краткое содержание:
1. Вступление.
2. Здравоохранение и Социальная сфера.
3. Образование.
4. Заключение.
             Время доклада: 12 минут.


   По предложению Центрального Совета Организации нами был проведен насколько это возможно в наших условиях,- анализ  коррупционных схем в отраслях здравоохранение и образование.
эти схемы мало, чем отличаются от схем, применяемых в других регионах... Однако..
В нашем  случае, есть некая специфика... а именно,- это пограничное положение региона и близость республик  Кавказа, так что ко всему прочему у нас добавляются такие традиционно восточные явления как «клановость» и «кумовство».
Мы попытались выявить системные проблемы, порождающие коррупцию в этих отраслях, намеренно закрывая глаза на факты «тихого попрошайничества», свойственные и здравоохранению и образованию.
 
Здравоохранение.
    Коррупция в отрасли, в общепринятом понимании этого явления отсутствует, ни один здравомыслящий чиновник не станет сейчас брать взятки, и требовать откаты, это прошлый век.
    Каждый бюджетный рубль, отслеживается Следственным Комитетом, любое нарушение условий конкурса, грозит уголовной ответственностью, в регионе в прошлом году было доведено до суда несколько громких дел с участием руководителей мед. учреждений, что имело в том числе и большой превентивный эффект, назидательно указывающий на неотвратимость наказания.
    И, тем не менее, коррупция в отрасли присутствует. Она «современная», и ее очень сложно идентифицировать.
    Стремительно развивающийся рынок платных медицинских услуг, считается одним из наиболее прибыльных (это общемировая практика). Это конкуренция, это, безусловно, движение вперед, это удобно людям,  и дальнейшее развитие рынка этих услуг можно только приветствовать. К сожалению, муниципальные, да и федеральные учреждения здравоохранения, в этой конкурентной борьбе явно проигрывают. Процент людей отказавшихся от услуг, так называемой бесплатной медицины, неуклонно растет. 
     В нашем регионе первой на «коммерческие рельсы встала» стоматология. Неврология с острыми болями в спине, радикулитами и так далее. Венерологи, будут долго вас лечить по схеме «нет пациентов здоровых, есть недообследованные». Рынок есть рынок. И чем сильнее боль, тем сговорчивее пациент,  тем больше он готов заплатить.
   Этот плавный, затянувшийся переход к рыночной медицине, порождает очень хитрое коррупционное явление, мы понимаем его как некую - «аффилированность».
    Вот небольшой пример из социально-здравоохранительной сферы. ФГУ, назовем его «ОРТОпед», изготавливает протезы для инвалидов и реализует ортопедическую продукцию, стараниями руководителя обросло сетью ООО с тем же названием, и с теми же функциями. В ФГУ инвалидам тактично отказывают в приобретении (на льготных условиях) ортопедической продукции, ввиду ее отсутствия, услужливо отправляя в ООО «ОРТОпед», где по счастливой случайности, нужная продукция есть, но по коммерческой цене. Хороший бизнес -  клиентские базы всегда под рукой, дефицитная номенклатура известна. ФГУ балансирует на грани банкротства, зато ООО процветает. И чем хуже дела в ФГУ, тем сытнее в ООО.
    Это лишь единичный пример, а их огромное множество. В регионе два комплекса магнитной томографии и оба частные, исследование чего угодно начинается от 4000 руб., очередь на неделю вперед, работают без выходных.
    Нужна срочная госпитализация, принесите, результаты анализов, список на двух листах, в поликлинике по месту жительства, через месяц. Нет возможности ждать, не надо, платная лаборатория, в 8 утра, сдаем, все по списку, на следующий день забираем результат, все в лучшем виде, и всего то 2600 руб. 
  Нужна УЗИ диагностика, милости просим в очередь, и так далее.
  Может быть, в других регионах как-то по-другому, но я так не думаю.
  Очереди, скученность, отсутствие необходимого диагностического оборудования, отсутствие квалифицированных специалистов, и так далее – все это показатели неэффективности работы системы здравоохранения.
  Всем понятно, что любая неэффективность в работе системы порождает коррупцию, но самое страшное в том, что в этой системе есть аффилированные лица, которым выгодно, что эта система не эффективна. И они строят свой бизнес, на боли и страданиях людей. Потому что, многим платная медицина попросту недоступна, а бесплатная, стараниями этих лиц - «как сыр в мышеловке».
   Проблема в том, что доказать аффилированность этих руководителей практически не возможно, даже если учредители созданных ООО, их лучшие друзья, для правоохранителей это ничего не значит. Учредителями ставят и родственников, но это уже встречается достаточно редко, да это в принципе и не нужно, ведь аффилированное ООО, без головного предприятия не проработает и дня. 
   Вся надежда на новый Закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ».   Необходимо убрать, наконец, эту размытую границу между платным и бесплатным.
   Хочет человек работать на рынке платных медицинских услуг, пожалуйста, милости просим, только не нужно совмещать, это не работа по совместительству, это уже коррупция.
   Образование.
   Опять же, если оставить в покое случаи «попрошайничества», в Астраханской области в образовании коррупции нет. Бюджетных денег не отмыть, Следственный Комитет не дремлет, новых объектов не строим. То тут, то там поймают заведующую детсадом за поборы на ремонт и все. 
    Но не тут то было.   
    Количество ВУЗов в Астрахани со времен диалектического материализма выросло в 10 раз. Спрос рождает предложение. И тут рынок.
Количество студентов из соседних с Астраханской областью регионов, выросло в сотни раз.
    Некоторые абитуриенты, поступающие в ВУЗы области, по результатам ЕГЭ от 280 и выше, по факту не умеют писать, и очень плохо читают. Особой популярностью у таких абитуриентов пользуется Астраханская Государственная Медицинская Академия и филиал Саратовской Государственной Академии Права.  АГМА, таким образом, готовит врачей, филиал СГАП - будущих Прокуроров. Вот оно, формирование элит. Врач, получающий диплом за деньги, это коррупция где, в образовании или в здравоохранении?
   Проверить все предельно просто, попросить студентов второго курса написать диктант по русскому языку, для 7 класса средней школы.
   Началась вся эта вакханалия, с липовых ЕГЭ, а закончиться может совсем плачевно.
   Это явление хорошо описал в своей книге Вадим Бондарь  "...молодые люди, вступающие во взрослую жизнь, с самого начала сталкиваются с коррупцией, привыкают с ее помощью решать свои проблемы, преодолевать препятствия, начинают считать ее естественной частью социальной среды. Законы отбора в такой среде приводят к тому, что именно прибегающие к коррупции легче достигают тактических успехов, которые в молодом возрасте легко принимаются за стратегические. В конечном итоге социальная группа, из которой будут рекрутироваться политические, экономические, военные, культурные и иные элиты, становится разносчиком и мультипликатором коррупции, укореняя ее и умножая ее негативные последствия."
На наш взгляд решение есть.
     Хотите ЕГЭ, да, пожалуйста, пусть будет эта бумажка, но она потеряет свою коррупционную стоимость, если будет нужно дополнительно сдавать полноценные вступительные экзамены в ВУЗы. Пусть это будут не все ВУЗы, а те, кто выпускает врачей, учителей, работников правоохранительной системы,  тех, чья работа имеет высокую социальную значимость для страны.
И в заключение в двух словах наше (АРО) видение перспектив противодействия коррупции.
1. Во всех развитых, цивилизованных, демократических странах общественный порядок, в том числе и противодействие коррупции, держится на сотрудничестве граждан и власти, в нашей стране это называется «стукачество», «доносительство». Это как раз и есть тот самый «Общественный контроль», о котором так много сейчас принято говорить, хотя у нас в это понятие вкладывают несколько иной смысл.
   Корни российской нетерпимости к доносчикам понятны, эта наша сложная история.  Но стереотипы типа, «стучать западло», «доносчику первый кнут» нужно ломать, мы же  не на зоне.  Другого пути просто нет.  «Гражданское общество» - это общество, которое не молчит. Активные люди уже есть, они готовы сигнализировать ради всеобщего благополучия о наркоторговцах, пьяных маршрутчиках, взяточниках,  только вот «стучать» то некуда…
    Пример из жизни:  Губернатор проводит заседание Антикоррупционного Совета, поднимает вице-мэра Астрахани, с вопросом как в городе обстоят дела с противодействием коррупции, а тот заявляет «за  весь 2010 год обращений от граждан в администрацию города о фактах коррупции не поступало», у нас коррупции нет. Губернатор в шоке, спрашивает, «а вас это не настораживает». Железная логика, нет обращений – нет коррупции. Интересно кому придет в голову жаловаться на милицию в милицию или на городскую администрацию в городскую администрацию…
2. Указом Президента Российской Федерации определяется, что положения Национальной стратегии противодействия коррупции и Национального плана противодействия коррупции  должны реализовываться:
федеральными государственными органами,
органами государственной власти субъектов Российской Федерации,
муниципальными образованиями,
 институтами гражданского общества,
 организациями и физическими лицами.
 Все и занимаются, только каждый сам по себе. У каждого из вышеперечисленных субъектов свой собственный план. Свое видение проблемы. Свои пути решения. Похоже на басню Крылова «Квартет», все очень стараются, пыхтят, меняются местами, а все-таки квартет нейдет на лад.
   А еще Президент РФ сказал, что  необходима консолидация усилий всех. Уже год прошел, и усилия вроде бы есть, а консолидации нет.
   На наш взгляд отсутствует какой-то очень важный элемент с этой системе противодействия коррупции, центральный элемент. Тот, кто будет отвечать, за борьбу с коррупцией, в отличие от той коллективной безответственности, которая существует сейчас. С кого Президент сможет спросить, « а что сделано по национальному плану противодействия коррупции на 2010-2011 гг.»
    Например - Сингапур. Центральным звеном в борьбе с коррупцией является постоянно действующий специализированный орган – «Бюро по расследованию случаев коррупции», обладающее политической и функциональной самостоятельностью. Это просто пример. Скорее всего, у России свой особый путь. А пока что активным людям просто некуда пойти и сообщить о фактах коррупции.
3.  И последнее, пожалуй, самое важное.
              Сейчас в России с особым цинизмом пропагандируется тезис о том, что в коррупции виноваты граждане - потому что дают взятки. Мол, если они не будут давать взятки, коррупция исчезнет сама собой. Они, граждане, до того виноваты в этой самой коррупции, что даже «Общественный заказ» на ее искоренение у них отсутствует.
     А вот граждане то, как раз считают начавшуюся  борьбу с коррупцией исключительно пиаром и думают, что предпринимаемые меры направлены не на достижение общественного блага, а на получение политических дивидендов. Сейчас только ленивый оппозиционер не использует «коррупцию» в своей предвыборной риторике. Скепсис по теме борьбы с коррупцией в обществе уже зашкаливает.
     Выход один, необходимо выбросить из головы, все политические спекуляции на тему, мол, дескать, эта власть коррумпирована, давайте поменяем власть и проблема решиться сама собой. Не решиться!
    И те, кто так говорят, в большинстве своем сами стремятся припасть к кормушке,  и далеко не так бескорыстны, как пытаются казаться.
   Необходимо совместными усилиями выстроить четкую без сбоев работающую систему противодействия коррупции, которая будет эффективна при любой власти.



 
 


Рецензии