Кто зажжет очаг культуры?

Кто зажжет очаг культуры?

О временах и нравах

Можно по-разному относиться к советскому времени, но то, что тогда в нашем городе было гораздо больше учреждений культуры, чем сегодня – неоспоримый факт. Достаточно заглянуть в архивную документацию, в которой указано, что в начале 60-х годов в Измаиле насчитывалось целых три Дома культуры, шесть ведомственных и профсоюзных клуба и два кинотеатра. В десятках кружках, работающих при Домах культуры, занималось свыше 5000 человек, проводились концерты, фестивали, конкурсы, тематические вечера…
При Домах культуры были созданы оперная студия, любительские киностудии, клубы на общественных началах – «Клуб молодых друзей», «Клуб женщин», «Клуб выходного дня», «Университет для родителей», «Университет здоровья» и много других. Культурная жизнь города, буквально, фонтанировала  гастролями знаменитых драматических театров, музыкантов, певцов, киноартистов.
Кроме Дома культуры имени Т.Г. Шевченко, в Измаиле работал Дом культуры имени А.П.Чехова в районе Камышового рынка,  Дом культуры имени Нахимова по улице Ломоносова, которые содержались за счет средств горбюджета и были подведомственны горотделу культуры.
 Но ниже речь пойдет о судьбе знаменитого Дома культуры консервного комбината в микрорайоне Южный,-  одного из лидеров среди культучреждений Одесской области, Украины в системе профсоюзов.
  Сложная и драматическая судьба именно этого культурного объекта и побудила написать данную статью.
В редакцию «Курьера недели» обратился бывший директор Дома культуры Южного, заслуженный работник культуры СССР Михаил Федорович Овсиенко с просьбой опубликовать его обращение к городскому голове о необходимости реанимации учреждения культуры, работе в котором М. Овсиенко отдал более 20 лет и до сих пор не перестает переживать за судьбу ДК. И если самым ярким и плодотворным этапом работы Дома культуры консервщиков был период, когда это учреждение находилось на балансе консервного комбината, началом его краха стал период прекращения функционирования консервного завода, - то окончательное прекращение существования этого очага культуры связано с тяжелой болезнью ее внештатного директора Михаила Овсиенко, выступавшего и в качестве арендатора ДК консервщиков с декабря 1997 года. Но более подробно об этом далее.

Городскому голове А. В. Абрамченко

Обращение

Более 16 лет Дом культуры консервщиков, находящийся в городской коммунальной собственности,-закрыт, не ремонтируется, что не позволяет жителям микрорайона нормально проводить свой досуг, воспитывать культуру и эстетику у своих детей!
То, что я увидел 25 ноября 2010 года, находясь вблизи ДК,- позор для городских властей! ДК разграблен, окна забиты досками, вокруг вся территория напоминает чернобыльскую зону с сорняками огромных размеров, запущенностью насаждений и прочим безобразием.
Ежегодно власть врет народу о ближайших сроках ремонтных работ, об изготовлении проектно-сметной документации и т.д.
Жители «Южного» обращаются к Вам, товарищ Абрамченко, с просьбой реанимировать Дом культуры во благо и на пользу голосовавших за Вас избирателей! Введение в строй ДК позволит решить проблему досуга более чем 20-тысячного микрорайона.
Прошу А. Б. Ободовского опубликовать это обращение в "Курьере недели".

По поручению громады "Южного" Михаил Овсиенко - заслуженный культработник СССР, бывший бессменный директор ДК, инвалид первой группы. 

Дом культуры консервного комбината

Дом культуры консервного завода был построен в 1959 году, о чем свидетельствуют архивные документы. А уже в документах за 1960 год упоминается о культурной- массовой работе, которая там проводится – в документах находим положительные отзывы городского отдела культуры о концертах и киносеансах для работников завода, жителей микрорайона. На тот момент в Доме культуры  работал кинотеатр, что являлось огромной редкостью той поры…
Как рассказал бывший директор ДК Михаил Овсиенко, строился Дом культуры  на средства  Измаильского консервного комбината. Главными инициаторами строительства были первый директор комбината Леонид Изральевич Марьянчик и начальник ремонтно-строительго цеха Иван Саркисович Агаян. Строительство ДК считалось руководством комбината и городским комитетом КПСС-  престижной стройкой, так как в то время  иметь при заводе, комбинате Дом культуры –явление неординарное!
 Фасад, фойе, зрительный зал на 550  мест были выполнены в стиле барокко, что напоминало интерьер Колонного зала Дома Союзов в Москве-с колоннами, лепными украшениями, расписными потолками кисти известных измаильских художников.
Небольшой штат культработников и кинотеатра,- содержался за счет средств профкома комбината и областного Совета профсоюзов работников пищевой промышленности. 
Заслуживает внимания тот факт, что Дом культуры консервщиков был одним из лучших среди  профсоюзных культучреждений области, его работа ставилась в пример, а опыт,- обобщался Укрсовпрофом и распространялся среди культучреждений Украины.   
Создание «Спектра»
В 1989 году Дом культуры консервщиков становится главным учреждением созданного, согласно решению горисполкома, досугового центра «Спектр». Этот центр представлял собой культурно-спортивный комплекс, обслуживающий работников предприятий, расположенных в микрорайоне Южный, и не имеющих своих учреждений культуры, а также всех жителей микрорайона. С этого момента финансирование Досугового центра «Спектр», осуществляется, частично, за счет предприятий-дольщиков – консервного завода, ИСРЗМ, ЖБИ, ЦКЗ и СПМК-2. В ДК консервщиков в то время, вплоть до 1992 года работали 64 кружка и коллектива художественной самодеятельсти, в том числе  в «красных» уголках предприятий, в которых участвовали свыше полутора тысяч  работников и членов их семей.  учащиеся школы-интерната и ОШ №8.
   Дом культуры оставался одним из лучших в Одесской области, многократно становился областным, республиканским и всесоюзным лауреатом.
На средства предприятий-дольщиков  осуществляется  капитальный ремонт здания ДК, который длится с 1989 по 1991 год. В ходе ремонтных работ была осуществлена стяжке периметра стен стальным прутком 20 мм толщины, звукоизоляция перфоплитой стен концертного зала, укреплен жидким стеклом и бетоном фундамент, укреплены внутренние перекрытия зала,реставрирована художественная роспись потолка,приобретено новое кинооборудование, обустроены видеобар, фойе для проведения дискотек, установлена свето-музыкальная аппаратура, перетянуты кожзаменителем мягкие кресла зрительного зала. Общая сумма, затраченная на проведение ремонта, составила более ста тысяч рублей, что в то время была,- значительной!
Несмотря на затянувшийся ремонт, Дом культуры не прекращал свою работу – продолжали успешно проводиться культурно-массовые мероприятия по месту жительства тружеников предприятий и членов их семей,- на летней концертной площадке, в цехах предприятий во время обеденного перерыва, на полевых станах колхозов и совхозов во время уборочной страды.
Драма культуры – драма человека?
Не секрет, что переломный момент распада СССР отразился на людских судьбах, промышленных отраслях. Жизнь поставила перед обществом, людьми главный вопрос,- вопрос выживания в непростых, сложных условиях краха «коммунистической империи».  Одним из частных, но достаточно ярких примеров тому является ситуация с Домом культуры консервщиков, который  с 1997 года переводится фактически на хозрасчет,- самовыживание.
Главное причина этого – отсутствие у крупнейшего предприятия ОАО «Измаильский консервный завод», его профкома, других предприятий-дольщиков, средств на финансирование. В связи с чем в 1992 году решением обкома и профкома профсоюза консервзавода ДК закрывается, а его многочисленный штат культработников увольняется по статье «в связи с ликвидацией штата Дома культуры».
 в 1997 году ОАО «Измаильский консервный завод» заключает с  Михаилом Овсиенко контракт на бесплатную аренду ДК на пять лет, в котором Михаил Федорович выступает одновременно и в качестве арендатора здания, и как внештатный директор  культурного учреждения. Содержание же очага культуры Южного, согласно контракту, предположительно,- ложится на будущих неизвестных спонсоров и благотворительные организации. Кроме того, финансирование ДК могло осуществляться на средства, вырученные от проведения платных культурно-массовых мероприятий.
   В то время М.Овсиенко не был безработным. Работал заместителем генерального директора крупной и успешной торгово-производственной фирмы. Однако, ради реанимации родного очага культуры – уволился, чтобы заняться любимой административной и творческой работой.
Тут, думаю, следует остановиться на личности человека, который не побоялся водрузить на свои плечи серьезную обузу – стать директором хозрасчетного культурного учреждения. О Михаиле Федоровиче Овсиенко уже не раз шла речь на страницах нашей газеты: человек, который посвятил себя работе в культурной сфере, и, несмотря на врожденный недуг, достиг на этом поприще высоких результатов. Энтузиаст, возглавлявший Дом культуры консервщиков на протяжении более чем 20 лет, буквально болевший своим делом, он до последнего боролся за сохранение очага культуры в отдаленном районе города. Двигало заслуженным работником культуры понимание, что Дом культуры «южанам» необходим, особенно в эпоху смены общественных идеалов, чтобы не дать развиться аморальности и бездушию. 
Михаил Федорович фанатично верил, что задуманная им идея возродить былую деятельность Дома культуры микрорайона,- осуществиться. Поэтому после того, как в декабре 1997 года, он заключил договор аренды,- тут же начал усиленную подготовку к проведению в Доме культуры новогодних мероприятий, параллельно подыскивая культработников для организации кружков культурно-эстетического воспитания детей и подростков.
 Накануне, в течении нескольких недель, директор ДК объезжал спонсоров, собирая необходимые средства на проведения новогоднего праздника для детворы микрорайона, доставал  и привозил елки на стареньком «Запорожце» с лесхоза, игрушки, гирлянды и подарки.
Впервые в Южном,- в парке Победы,- засверкала огоньками гирлянд и украшений семиметровая новогодняя елка! Состоялся вечерний новогодний праздник для молодежи, с дискотекой, фейерверком, праздничной торговлей, а на утро то же было устроено для детей и подростков.
 Новогодний праздник для более 700 детей микрорайона, совпавший с официальным открытием ДК, удалось организовать Михаилу Федоровичу 2 января 1998 года. Причем каждый ребенок получил по 2-3 подарка. «Мне удалось собрать огромное количество подарков, общим весом более 300 кг, и их нужно было раздать детворе. Микрорайон ликовал...!» – вспоминает Михаил Овсиенко.
К открытию Дома культуры был объявлен набор желающих заниматься  в коллективах художественной самодеятельности. Был сформирован штат культработников.
Но, видимо, желание во что бы то ни стало осуществить возрождение  Дома культуры, первой ласточкой которого и должен был стать новогодний праздник; переживания, связанные с поиском средств и организацией мероприятия – были чрезмерными. На утро, 3 января, с Михаилом Федоровичем случился инсульт, который приковал его к инвалидной коляске на долгие годы и положил начало совсем другой, не столь радужной, как мечталось, судьбе Дома культуры консервщиков. 
После такого успешного начала болезнь директора-энтузиаста стала настоящим ударом и для него самого, для всей городской сферы культуры в целом. Таким образом, в микрорайоне Южный культурная жизнь надолго замерла,  а для будущей судьбы здания Дома культуры консервщиков все эти события стали началом краха.
«Я так и не смог провести рождественский праздник, запланированный и разрекламированный в микрорайоне, - вспоминает Михаил Федорович. - Договор между мной и администрацией консервного завода не расторгнут до сих пор, он был автоматически пролонгирован».
Так и оставшись - и в душе, и на бумаге - внештатным директором Досугового Центра Южного Михаил Федорович, и сейчас насколько ему позволяют его ограниченные физические возможности, радеет за возрождение былого культурного учреждения. 
По руинам храма искусства
Как отмечает Михаил Федорович Овсиенко, на период заключения договора аренды между ним и администрацией консервного завода - ДК консервщиков был в технически исправном, пригодном для культурной работы состоянии. Существует документация, подтверждающая то, что Дом культуры на тот момент соответствовал нормам пожарной безопасности и санитарным нормам.
Каким же образом, здание по всем своим параметрам подходящее для проведения в нем культурно-массовых мероприятий высокого уровня, превратилось в «бомжатник»?  Сейчас оно напоминает опустившегося аристократа: сквозь запущенность, грязь и разгром, словно у знатного человека, спустившегося на дно жизни, просматриваются черты былого великолепия и культурного шика. Декор стен и потолка, затейливая лепнина на выполненных под мрамор колоннах, украшенная скульптурными композициями сцена напоминают о том, что когда-то здесь жило искусство, демонстрировалось народное творчество. Когда-то под художественно-оформленными сводами здания звучала живая музыка, на сцене происходили  интересные художественно-постановочные действа.
Бродишь по пустынным захламленным помещениям зала ДК, где гуляет только ветер, проникающий в щели прикрытых картоном окон, слушаешь эхо своих шагов и не можешь отделаться от гнетущего впечатления грусти и безысходности, словно чувствуешь немой упрек разоренного очага культуры. Этот упрек выражается и в разломанной мебели, сложенной грудой посреди сцены, и в частично содранной плитке на стенах, остатках разграбленного оборудования и следов, оставшихся от вывороченных «с корнями» радиаторов, электропроводки, развороченного электрощита и других признаков происходившего здесь разорения. Дополняют картину творящегося беспредела сделанные какими-то умельцами кричащие надписи, разбросанные бутылки из-под спиртного.
Но и через весь этот бесхозный хаос можно заметить былую красоту концертного зала с росписями на стенах, глубокой сценой; имеется и специальная комната для звукорежиссера, киноаппаратная, большие гардеробная и фойе, санузел. Но все это сегодня находится в таком состоянии, что волей-неволей возникает вопрос, что за военные действия здесь велись?
Дискотека за две гривны
После того, как единственный человек, которого в то время интересовала судьба здания Дома культуры, слег сраженный болезнью, горисполком не нашел ничего лучшего, как передать здание ДК школе №8 для проведения там школьных дискотек. По словам Михаила Овсиенко, документально это никак зарегистрировано не было и главным администратором нового «дискоклуба» выступил военрук школы.
Исходя из слов внештатного директора Дома культуры, дискотека была своего рода междусобойчиком, при котором вся выручка от дискотеки (вход был две гривны) делилась между военруком и ребятами- диджеями. Если первоначально молодежь отрывалась в оформленном специально для этих целей фойе, то вскоре дискотечные действа перекочевали в сам концертный зал.
«Школьные дискотеки, проведение которых никак не контролировалось со стороны горисполкома, а также тот факт, что была снята охрана Дома культуры - привело к тому, что была уничтожена и разворована вся мебель, сценическая осветительная аппаратура, созданная по последнему слову техники тех времен, - делится своей болью Михаил Федорович Овсиенко. Разворовано все, что представляло ценность, в том числе и красная бархатная занавес сцены. Украдена новейшая по тем временам кинотехническая установка 23 КПК, электрощитовая, пульт управления осветительной аппаратурой зала и сцены, смонтированный специалистами одесского «Кинотехпрома». Разграблена костюмерная и кладовая для хранения инструментов и сценического реквизита, а за духовыми инструментами ребята со школы ходили в ДК, как к себе домой, после чего духовые, уникальные инструменты,- стали их собственностью. Мне это стало известно после того, как мне принесли домой несколько мундштуков от инструментов и рассказали, как они достались тем, кто их принес. Тогда я услышал от ребят-школьников (и не только) историю разграбления родного Дома культуры. Сердце обливалось кровью от возмущения, но болезнь не позволила мне остановить беспредел, который позволил тогдашний горисполком!
Последние 5 лет окна и двери ДК заколочены гвоздями. Выбиты все стекла, украдены водосливные цинковые желоба, раскурочена принудительная система вентиляции. Все, что можно украсть - украдено, сдано на металлолом!»
P.S. Судьба Дома культуры консервщиков находится под вопросом с конца 90-х годов. После того, как здание в 2004 году было передано в коммунальную собственность, местными властями  рассматривались разные варианты его использования – кроме использования ДК по его непосредственному назначению, высказывались и другие предложения. Так, одним из них было разместить там фонд КП «Измаильский архив». Но средств на реконструкцию здания в городском бюджете не было, отказывала в деньгах на ремонт Дома культуры и область. В свое время Дом культуры  выставлялся на продажу с аукциона. Все это время здание пустовало и не охранялось, в связи с чем пришло в еще больший упадок. Остается надежда, что после принятия решения о сдаче его в аренду, найдутся люди, которые подарят очагу культуры «вторую жизнь» во благо горожан и их детей.

Редакция выражает благодарность филиалу Государствнного архива Одесской области в городе Измаил и внештатному директору Дома культуры консервщиков М.Ф.Овсиенко за предоставление информации для подготовки материала.

                Татьяна Дьяченко-
                корреспондент газеты «Курьер недели»


Рецензии