Об авторе книги Под парусами океана жизни...
С.Смайльс.
«Сказочное, ни с чем несравнимое сельское утро! По лугу стелется ковром туман, пробивается в дымке большое красное солнце, и тебе кажется, что находишься не на земле, а на небе…
Ни с чем не сравнить ночлег на сеновале, когда спишь ты в сплошном, наполненном ароматом разнотравья, «бальзаме». И ничего, если среди ночи проснешься от ощущения, что по твоему лицу пробежала мышка-полевка или укусил комар: ты для них гость и поэтому у них возникло желание побыстрее познакомиться…
Под мышиное шуршание медленно уходишь в сон… Стихли крики животных, людей. Село засыпает, чтобы утром повторилось все сначала. И только где-то далеко, на другом конце села, слышны гармонь и молодой смех неуемных влюбленных, для которых времени не существует…»
Не правда ли вам дорогие читатели показалось, что опубликованные выше строки вышли из-под пера какого-то известного писателя? Да, приведенные выдержки свидетельствуют о литературной одаренности автора, но принадлежат они хорошо знакомому сельской и городской аудитории человеку – ветерану культуры, инвалиду детства І группы М.Ф.Овсиенко. рассказ о детстве – горьком, детдомовском, о мальчишеских проказах, жестокости и доброте окружающего мира – тема отдельного разговора. Цитируется же здесь текст для того, чтобы показать внутренний мир человека – с физическими недугами, но крепкого духом.
Михаил Фёдорович не раз радовал редакцию своим творчеством – яркими юморесками, деловыми информациями. Казалось бы, новая беда – инсульт в 1998 году – выбьют этого человека из «седла». Нет! Собравшись с силами, сел за письменный стол, и полились воспоминания… Текст печатал сразу же на машинке, без черновиков левой рукой: правая, ноги не действуют. Напряженная работа позволяет хотя бы на время забыть о болезни, она словно подпитывала автора , ведь описываемый период – сороковые-шестидесятые годы, несмотря на все лишения и трудности, был интересным, разнообразным, со стойкими идеалами, верой в лучшее…
Самым любимым воспитателем детворы был Павел Григорьевич Ткаченко, который в войну лишился обеих кистей рук. Доброта, терпение, ласка, отзывчивость позволили ему отогреть детские сердца и отвечать доверием. Павел Григорьевич превосходно рисовал: приделав кисточку на культяшки, мазок за мазком наносил контуры очередной картины. В основном это были натюрморты, цветы, нередко- лица ребят. Это был великий педагог, умевший заглянуть в каждую детскую душу, внести в неё полезное для жизни «зерно». Мы отвечали ему добром, помогали застегнуть пальто, пиджак, рубашку, старались подставить плечо везде, где можно. Делали это ненавязчиво, с большой любовью и теплотой. Такая детская забота отогревала израненное сердце старого солдата. Он и сейчас жив в моей памяти, жив тем, что я до сих пор ощущаю тепло его сердца
Нельзя сказать, что жизнь Михаила Фёдоровича не сложилась. Приобретенный в детстве полиомиелит скорректировал ход судьбы не в лучшую стону, но этот человек стал «величиной» в духовном плане. Заведовал Домом культуры консервщиков, получил звание отличника культуры и заслуженного работника культуры. Тянувшиеся к культурному огоньку люди очень сожалели, что клуб спустя время закрыли, и уговорили М.Ф.Овсиенко возобновить работу. Правда, войти во второй раз в ту же «реку», признался Михаил Фёдорович, не удалось. Был уже подписан контракт, намечено плановое мероприятие, и – злополучный инсульт (по-видимому, сказалось нервное напряжение).
Хорошо, что рядом верная жена, дети. В этом году младший сын Ростислав поступил в аграрную академию в Одессе – на бюджетное отделение, как говорится «своим умом». Старший, Тарас, «грызет» науку в политехническом институте. Ну а дочка Алена подарила внука Алешку, глядя на которого, дед все чаще вспоминает далекое детдомовское детство и радуется, что его сыновья не испытали подобного лиха, надеется, минет оно и внуков. Чего стоили те послевоенные холодные детдома, бесконечные переезды в новую местность, привыкание к очередному коллективу, несправедливость взрослых, многие из которых не видели в «ничьих» детях личность… чего стоил и 1947 год – время голода и разрухи, прошедший по мальчишке как бы двойным «весом»…
Пережившие много люди не бывают безучастными к другим. Потому Михаил Фёдорович реагирует так остро на беспризорность, наркоманию, «разгулявшиеся» сегодня, со слезами на глазах смотрит на беззащитных подростков, искренне откликается на беды других. Прекрасно помнит: поддерживали в свое время и его. Бывший директор консервного завода В.В.Таранов пригласил в Измаил, помог с работой, жильем. В 1998, когда лежал в кардиологии, в палату внесли подарок – телевизор от С.Р.Гриневецкого. «Значит, небезразличны мы обществу», -говорит собеседник. На днях пришло известие от одной благотворительной организации о том, что из Германии для него передали инвалидную коляску…
Задавая себе вопрос, что же позволяет Михаилу Фёдоровичу и сегодня не терять самообладание, понимаешь, что этому способствуют не только любовь и внимание его семьи (хотя это самое определяющее), а ещё неравнодушие к судьбам других инвалидов. И идет это из детства. Прочитав в газете «Дунаец» статью о проблемах В.И.Рознетовского, бывшего главного кардиолога города т района, а ныне прикованного к постели инвалида І группы, Михаил Фёдорович обратился в конце прошлого года к губернатору области с просьбой приобрести для семьи Рознетовских телевизор. Сумел изложить её так, что высокое начальство вопрос решило положительно.
Самое интересное, что судьбы Овсиенко и Рознетовского, познакомившихся только сейчас, пересекались во второй раз. И не только в палате кардиологии – детище В.И.Рознетовского. пересекались они…20 лет назад, когда жена Михаила Фёдоровича Вера стала «молочной мамой» для близняшек Рознетовских.
К сожалению, инвалидов, нуждающихся в помощи нынче больше, чем желающих помочь. Многие из них даже не пытаются стучать в какие-либо двери, будучи уверенными, что им не откроют. Но в том-то и заключается человеческое добросердечие – в стремлении поддержать того, кому хуже.
Хочется надеяться, что в преддверии Международного дня инвалидов хорошие вести, материальная поддержка придут в дома всех нуждающихся. Очень ждут поддержки инвалиды І группы Владимир Алексеевич Габув (1973 г.) и Владимир Владимирович Прус (1958 г.), с.Кислица. Первый проживает по улице Кирова, 142 (с отцом-инвалидом, мать осуществляет уход за обоими), второй – по ул.Ленина, 41 –а (имеет трех несовершеннолетних детей). Такие адреса есть в каждом селе района, и на поверку оказывается, что попавшие в беду люди гораздо мужественнее тех, кто не 2связан» инвалидной коляской. Передвигающаяся на костылях художница Татьяна Митаки пишет прекрасные картины в полуотапливаемом флигеле, где замерзают краски… Спешит научить художественному видению школьников, превозмогая боль, отправляется с ними на природу, соглашается на серию мучительных операций, лишь бы стать в строй…
В.И.Рознетовский вот уже, который год учится сидеть в инвалидной коляске, хотя стоит это невероятных усилий. Продолжает заниматься самообразованием. Активно интересуется внешней жизнью. Недавно Владимир Иванович признался, что несмотря не сложившуюся ситуацию, он любит жизнь, медицину, ставшую его профессией, дорожит телефонными звонками тех, кто помнит о нем.
К кому обращено это напоминание о больных земляках? Конечно, вначале к власть и деньги имущим. А затем – ко всем остальным, от которых требуется маленькая душевная работа: время от времени мысленно ставить себя на место самых обездоленных.
г.Измаил,2000 г. Татьяна Ларченко -
член Союза журналистов
Украины
Свидетельство о публикации №211061900694