Я сам порой читал чужие книжки. Былинка

Я САМ ПОРОЙ ЧИТАЛ ЧУЖИЕ КНИЖКИ
Есть такой вопрос, который задают очень часто, особенно в разного рода анкетах, опросах,  да и в жизни: «А что ты нынче читаешь?» И по ответу судят об уровне образованности человека, его интересах, занятости. Когда меня спрашивают о книгах, я отвечаю: «Ничего, за исключением нужного по работе. Ибо для писателя – сознательно или нет – существует опасность присвоить себе мысли другого писателя, переварив их в котле собственного мозга и потом, иногда через много лет, с чистым сердцем положить их на бумагу.

    ЧУЖАЯ СТРОКА
Через снега издалека,
Через метель и ростепель,
Чужая звонкая строка
Ко мне приходит в гости.

И я горю, горю строкой
Далёкой подожженная.
А до тебя подать рукой,
И, как заворожённая,

Тобой тревожусь я, как той
Строкой, не мной придуманной,
Её завидной простотой
И славою нешумною.

Но ты прости меня, прости
За это откровение:
Чужой строкою не войти
Тебе в стихотворение.
Надежда Полякова, СПб, +2007

Примеров таких множество, и споры о заимствованиях будут идти столько, сколько существует культура. Классический пример: «Золотой телёнок» И.Ильфа и Е.Петрова:

Глава XXXV. Его любили домашние хозяйки, домашние работницы, вдовы и даже одна женщина — зубной техник.

… «Антилопа» на своей стоянке издавала корабельные скрипы. Если раньше машина Козлевича вызывала веселое недоумение, то сейчас она внушала жалость: левое заднее крыло было подвязано канатом, порядочная часть ветрового стекла была заменена фанерой, и вместо утерянной при катастрофе резиновой груши с «матчишем» висел на веревочке никелированный председательский колокольчик. Даже рулевое колесо, на котором покоились честные руки Адама Казимировича, несколько свернулось в сторону. На тротуаре, рядом с «Антилопой», стоял великий комбинатор. Облокотившись о борт машины, он говорил: 

« — Я обманул вас, Адам. Я не могу подарить вам ни «изотта-фраскини», ни «линкольна», ни «бьюика», ни даже «форда». Я не могу купить новой машины. Государство не считает меня покупателем. Я частное лицо. Единственно, что можно было бы приобрести по объявлению в газете, — это такую же рухлядь, как наша «Антилопа»…

— Вы знаете, Адам, новость — на каждого гражданина давит столб воздуха силою в двести четырнадцать кило!

— Нет, — сказал Козлевич, — а что?

— Как что! Это научно-медицинский факт. И мне это стало с недавнего времени тяжело. Вы только подумайте! Двести четырнадцать кило! Давят круглые сутки, в особенности по ночам. Я плохо сплю. Что?

— Ничего, я слушаю, — ласково ответил Козлевич.

— Мне очень плохо, Адам. У меня слишком большое сердце.

Водитель «Антилопы» хмыкнул. Остап продолжал болтать:

— Вчера на улице ко мне подошла старуха и предложила купить вечную иглу для примуса. Вы знаете, Адам, я не купил. Мне не нужна вечная игла, я не хочу жить вечно. Я хочу умереть. У меня налицо все пошлые признаки влюбленности: отсутствие аппетита, бессонница и маниакальное стремление сочинять стихи.

Слушайте, что я накропал вчера ночью при колеблющемся свете электрической лампы: «Я помню чудное мгновенье, передо мной явилась ты, как мимолетное виденье, как гений чистой красоты». Правда, хорошо? Талантливо? И только на рассвете, когда дописаны были последние строки, я вспомнил, что этот стих уже написал А. Пушкин. Такой удар со стороны классика! А?»…(курсив мой. – А.Р).

«Поэзия должна быть глуповата», -
Сказал поэт, умнейший на Руси.
Что значит: обладай умом Сократа,
Но поучений не произноси.

Не отражай критических атак,
Предупреждай возможность плагиата...
Поэзия должна быть глуповата,
Но сам поэт - не должен быть дурак.
Новелла Матвеева, р.1934

Надо отдать должное великому комбинатору: он с ужасом понял и признал ошибку. Но – обратите внимание! Влюблённый в Зосю Остап всю ночь ТВОРИЛ и только под утро вспомнил, что строки принадлежат гению.

Я просмотрел огромный материал в интернете на эту животрепещёщую тему: она будет волновать ещё многие поколения людей, берущих перо. Но сказать мне хотелось бы не о плагиате, а о воровстве чужих произведений.
Перелистывая в поисках стихов для «былинок» один из старых номеров журнала «Новый мир», (№9, 1980, стр.116), я с огромным удивлением прочитал: «Аркадий Рывлин. На орбите» и два стихотворения. Второе, ставшее уже классическим, написал вовсе не Рывлин (Николай Павлович Хмелёнок), а замечательный фронтовой советский поэт Михаил Львов:

Я уповаю, уповаю,
Что не окончусь никогда.
Я только тихо убываю,               
Как после паводка вода...
И что меня туда, где не был,
Реки уносит благодать,
Хотя всё меньше, меньше небо
Я начинаю отражать.
И хоть ничуть, ничуть не грустно
Мне в лодке у при брежных ив,
Но только меньше, меньше русло
И тище, тише мой разлив...
И всё-таки я уповаю,
Что не окончусь никогда...
Я только тихо убываю,
Как после паводка вода
Михаил Львов +1988

 Михаил Давыдович Львов (Рафкат Давлетович Маликов) родился 4 января 1917 года в башкирском селе Насибаш. Воспитывался в Златоусте, там же работал в редакции городской газеты и занимался в литератуоном объединении «Мартен». Окончил педагогический техникум в Миассе, учился в педагогическом институте в Уфе.
   
В начале 1930-х годов приехал в Челябинск, где работал на ЧТЗ и станкостроительном заводе. Занимался в литературном объединении ЧТЗ, которое теперь носит его имя.
      
В предвоенные годы Львов работал в областном радиокомитете, преподавал русский язык и литературу в школе, одновременно заочно учился в Литературном институте имени М.Горького, который окончил в июне 1941 года.
      
В первые годы войны работал на военных стройках, а в 1943 году ушёл на фронт в составе Уральского добровольческого танкового корпуса. За мужество и отвагу, проявленных в боях, Львов был награждён орденом Отечественной войны 2-й степени.
      
После войны поэт жил в Москве. Заведовал отделом поэзии в журнале «Юность», был секретарём правления Московской писательской организации, заместителем главного редактора журнала «Новый мир».
      
Произведения Львова публиковались в газетах и журналах с 1930-х годов. Первый сборник стихов «Время» издан в Челябинске в 1940 году. Всего Львов автор более 40 поэтических книг.

Михаил Давыдович - Член Союза писателей СССР (1944), Лауреат премии «Орлёнок». Творчество поэта отмечено орденами Трудового Красного Знамени и «Знак Почета». Умер в 1988 году.
   
Аркадий Рывлин (Николай Павлович Хмелёнок), Киев, 1915 - 2007,
член Союза писателей СССР с 1948 года. Автор сборников стихотворений: «Флажки на карте»(1948), «Веселый горизонт» (1950), «Зарницы»(1953), «Говорящие письма» (1956), «Нетерпенье» (1963), «Пока есть время» (1965), «Автограф корабля» (1974), «Лейтмотив» (1980). Умер в 2007 году в Киеве. Разыскать среди его поэтического наследия стихотворение «Я убываю, убываю…» мне не удалось. Зато я нашёл у Рывлина такие строчки:

Играет с Барби девочка в саду,
В который раз усаживая куклу.
Как быстро наши дети на ходу
Ко всякой иностранщине привыкли.

Плохого в этом нету ничего,
Я САМ ПОРОЙ ЧИТАЛ ЧУЖИЕ КНИЖКИ.
Вот только б не забыли своего,
Став взрослыми, девчонки и мальчишки.
2.08.96.

Самое удивительное, что стихотворение, «Я убываю, убываю…» было опубликовано под именем Рывлина в 1980 году, - ещё при жизни истинного автора, Михаила Львова, за восемь лет до его кончины.

Что это? Редакторская ошибка или самонадеянность Рывлина? Но никаких опровержений я нигде не встречал. Серьёзный аргумент: Львов много лет был заместителем главного редактора журнала «Новый мир», и уж его-то стихи там знали хорошо…

Ещё пример. Стихами я увлекаюсь давно. На днях, копаясь в своих альбомах, в которые я собирал всякую всячину, я обнаружил официальное письмо из газеты «Ленинградская правда» ещё советских времён. Дело в том, что в праздничном номере от 7 ноября на первой полосе было опубликовано стихотворение, посвящённое годовщине революции, которое мне встречалось у другого поэта. И я не преминул сообщить об «ошибке» редакции. Нынешнему поколению уже не понять, какой грандиозный скандал мог разразиться, сколько голов бы полетело с насиженных мест… Но моё письмо попало в нужные руки – и скандал, думаю, замяли. А мне прислали ответ:
 
      ПЛАГИАТ
Есть Народ у нас Лихой,
При любых эпохах,-
Загрести себе рукой,
Что лежало плохо!

Самость с Наглостью, -
Недуг,
Многим жизнь калечат.
А для этих,
Как бальзам, -
Жить-то больше - нечем!
Галина Круглова(Кучер)


Рецензии