Красота - это интуитивно воспринимаемая целесообра

    Красота - это интуитивно воспринимаемая целесообразность
   Что такое Хорошо и Что такое Плохо для людей и для Природы
(при выборе критериев для оценки взаимосвязей между людьми и Природой)
 Моё (и не только моё) понимание Мира (как МИра-ЗдАния и всего сУщего)

             "У Природы нет плохой погоды,
              Всякая погода - Благодать,
              Дождь и снег, любое время года -
              Надо благодарно принимать!
              Всякую погоду и невзгоду
              Надо благодарно принимать!" (Эльдар Рязанов, 1989)

Предметом изучения экологии как единой, комплексной науки,
в которую она превратилась к началу ХХI века, служит рассмотрение
значимой (для центрального объекта анализа - Человека) совокупности
природных и социальных явлений и предметов с точки зрения интересов
этого центрального субъекта или живого объекта. Поэтому, в
человеческом обществе оценку всего обычно проводят с позиций
именно интересовэтого "центрального субъекта", в роли которого,
как правило, выступает не всё человечество Земли, отдельной страны
или конкретного, наиболее заинтересованного региона или местности,
а амбиции, интересы и выгоды отдельных людей, присвоивших (нередко -
незаконно) себе право судить и давать оценку. Для оценки "что такое
хорошо и что такое плохо" (в данном примере - для ландшафта и рек
(как элементов ландшафта) можно принять ряд критериев, как
количественных, так и качественных. Но при этом надо учитывать,
что всегда и везде действуют "закон равновесия" (в нашем Мире всё
уравновешено, во всякой вещи и во всяком действии взаимно
уравновешены "Добро" и "Зло" и, "Выигрывая в одном, проигрываешь
в другом") и "Закон относительности", что касается и "объективности
оценки", которая может меняться "в точности наоборот", в зависимости
от позиции и состояния "Ценителя" (ведь то, что хорошо "Кошке", может
быть очень плохо "Мышке", а то, что было очень хорошо мне "вчера",
может быть плохо или даже недопустимо "сегодня" или "завтра"). Кроме
того, во всем "плохом" могут оказаться элементы "хорошего", опять же -
в зависимости от позиции и состояния "Ценителя" и времени оценки.
Ведь в истории человечества несчётное число раз случалось, когда
"абсолютно безобразное" постепенно превращали в "эталон красоты"
(Эйфелева Башня и др. "Неба-Скрёбы"), а "бесполезное" и даже
"вредное" становилось необходимым миллиардам людей (например -
бензин). В то же время почти во всем полезном и необходимом в
сегда есть элементы "вредного" и "опасного" (и даже очень!),
опять же - в зависимости от места, времени, количества, состояния
и цели применения этого "полезного", "необходимого", "вредного",
"опасного" (например - огня, ножа, пороха, электричества, машин,
сооружений и т.д.). Так и на реке - например, размыв и обрушение
берега в одном месте может дать материал для формирования пляжа
или луга в другом месте. А в водоемах, созданных для отдыха,
оздоровления и радости людей, люди нередко утопают, нанося
этим непоправимое горе своим родным и близким.

   Для оценки явлений, процессов, систем, их элементов и состояний
предложено множество всевозможных показателей и критериев, но,
к сожалению, многие из них ограниченны и относительны, как и всё
в нашем Мире. Тем более это касается сложных систем. По
мнению И.А.Ефремова, красота - это инстинктивно воспринимаемая
целесообразность. По моему мнению, более точным и полным было бы
заменить "инстинктивно" на "интуитивно" (тогда унаследованные от
предков качества будут дополнены вновь приобретенным личным опытом -
и субъективным, и объективным, а критерий Красоты станет более
всеобъемлющим). Однако, "Красота" - это показатель художественно-
эстетический (то есть, психо-физиологический) и он учитывает только
результаты личного (и в основном - зрительного) восприятия
действительности и поэтому является довольно субъективным,
так же, как и понятие "целесообразность", поскольку отображает
художественно- и эмоционально-эстетическое восприятие окружающего
Мира человеком, пребывающим на конкретном месте и в конкретное
время. Художественно- и эмоционально-эстетическое восприятие,
как и психика, у разных людей устроено по-разному (ведь известно:
"На вкус и на цвет товарищей нет!"), поэтому, одно и то же зрелище
(в том числе и пейзаж) разные люди воспринимают и оценивают
по-разному; даже один и тот же человек, в зависимости от его
состояния, даже одно и то же явление, событие, предмет, зрелище
может воспринимать по-разному. Поэтому, художественно-эстетическая
оценка внешности человека или пейзажа , то есть, реального вида
местности со всеми её природными, культурными и социальными
компонентами) также не только субъективна, но и непостоянна даже
у одного и того же человека.

         Владимир Крыленко   20 октября 2010


Рецензии