Первенец, лишенный первенства колено рувима

                Продолжение

                ОБРЕТЕНИЕ

  Иаков умер в Египте (где и когда умерла Лия, неизвестно, известно лишь, что он сам ее похоронил в семейной пещере Махпела).
  В Египет он пришел стариком в возрасте ста двадцати лет, и в разговре с фараоном пожаловался, что прожил мало.
  Мало - это на фоне Авраама, скончавшегося в сто семьдемят пять лет и Исаака, почившего в сто восемьдесят лет.
  Видимо, Иаков чувствовал, что до таких лет не доживет, слишком много выпаор на его долю невзгод.
  Безусловно, самым большим потрясением была внезапная утрата любимого сына Иосифа. Сыновья представили ему такие "убедительные" свидетельства его гибели ( "растерзан зверем"), что ему пришлось поверить в эту версию.
  Все молчали, боясь друг друга. И потому, что все были виноваты.
  Рувим пытался протестовать. Но как? Бросьте, мол, Иосифа в ров, но только не убивайте.
  Надеялся, что тайком потом как-то проберется ко рву и вытащит оттуда брата.
  Ушел на время, не мог смотреть на издевательство над Иосифом, слышать его крики. Когда же вернулся, Иосифа уже не было, его продали проходившим мимо купцам Мадиамским.
  Рувим разодрал на себе одежды, представив горе отца, но братья уже придумали, как обмануть его, и старший сын присоединился к их лжи.
  Потом, в Египте, когда Иосиф, не открываясь братьям, проверял их на честность, подкладывая в их мешки то, что они не брали, и корил якобы за воровство, и даже в шпионаже обвинил, Рувим воскликнул:"Не говорил ли я вам:"не грешите против отрока"? Но вы не послушались, вот, кровь его взыскивается".
  Проблема обострилась, когда Иосиф велел в следующий раз привести с собой младшего брата Вениамина. Уговорить отца - отпустить младшего сына - было крайне трудно. И тогда Рувим предложил ему:"Убей двух моих сыновей, если я не приведу его к тебе; отдай его на мои руки, и возвращу его тебе".
  Столь убийственный, в прямом смысле, аргумент на Иакова не подействовал.  Видимо, в Рувиме он видел знакомые черты собственного характера. Не ощущалось в нем той твердости, какая была у Иуды. Рувима можно бывло склонить то в одну, то в другую сторону. Как можно доверить ему брата?
  Иаков, естественно, не знал тогда, что все сыновья несут ответственность за исчезновение Иосифа, и это Иуда предложил не убивать его, а продать. Но именно Иуде Иаков доверил Вениамина, считая, что на него полагаться надежнее, чем на старшего сына, ибо Иуда, в случае чего, предлагал возложить ответственность на него, а не на его детей.
  И тем более, не подставлять их, невинных, как фактически предлагал Рувим.
  Рувим переселится в Египет с четырьмя сыновьями. Все они - Ханох и Фаллу, Хецрон и Харми - станут родоначальниками новых родов.
  Сколько всего Рувимлян жило в Египте, неизвестно:вряд ли кто-то проводил перепись евреев по отдельным коленам, если вообще такая проводилась.
  Сосчитали их и численность других колен лишь после Исхода из Египта, да и то лишь год спустя. Рувимлян тогда было сорок шесть тысяч пятьсот.
  Это было далеко не маленькое колено, в серединке остальных (самым маленьким было колено Манассии, всего тридцать две тысячи двести).
  Но главное, оно  участвовало в подготовке Исхода. Моисей, воспитываясь при дворе фараона, а потом много лет живя вдали от Египта, совершенно не знал египетских реалий. И, естественно, задал Богу вопрос:"Кто я такой, чтобы меня послушал фараон?" .
  Тогда и посоветовал ему Бог обратиться за помощью к сынам Израилевым.
  И кто же откликнулся? Евреи из колен Левия и Симеона, но прежде - потомки Рувима, из родов четырех его сыновей.
  Когда после Исхода формировалось воинское ополчение израильтян, состоявшего из четырех станов ( по три колена в каждом), стан Рувима был поставлен вторым, после Иуды.
  В него вошли колена Симеона и Гада.
  Колено Симеона  численно превышало колено Рувима ( пятьдесят девять тысяч триста), но именно Елицуру  Рувимлянину  доверили командовать станом.
                Продолжение следует


Рецензии