***

                М Е М У А Р Ы
(вольная сценическая композиция на тему того, что было, что  не было  и что  могло бы быть)               
               

                Действующие лица
Муж
Жена
Гости на  40-летнем  дне рождения Мужа: женщины, которые его любили, и те, в которых он был влюблен
Виолетта
Татьяна
Наталья
Людмила
Марина
Илья, муж Людмилы
Действие происходит в конце 70-х годов прошлого столетия.

Двухкомнатная  типовая  квартира в недавно построенном кирпичном доме. Это может быть любой из  московских районов новостроек, где блочные пятиэтажки (хрущевки)  соседствуют с кирпичными 8 и 12-этажными домами обычной казенной архитектуры. Возможно, это Чертаново, Медведково или Строгино. Впрочем, вряд ли это имеет какое-то значение для нашего рассказа.  Ведь их, кроме незамысловатой архитектуры, объединяла  страшная удаленность от центра и старых районов Москвы, в которых по рождению живут некоторые действующие лица.  В любой из этих «медвежьих» углов столицы надо было добираться на перекладных, прыгая из метро то ли в автобус, то ли трамвай. Что раньше подвернется под руку. К тому же не факт, что в подвернувшееся средство транспорта ты войдешь, дверцы могли захлопнуться перед самым твоим носом под хамское водительское: «Куды прешь! Салон не резиновый» 
    Наверное, и это к  нашему событию имеет малое отношение. Хотя не исключено, что кто-то из приехавших в гости обязательно пройдется по этому поводу, сетуя на страшную давку в автобусе. «Старик, ну и занесло тебя. К черту на рога» Но мы, скорее всего, не будем выходить за пределы 2-комнатной квартиры, поэтому панорама, встающая из окон, будет нам представлена в те моменты, когда разгоряченные гости выйдут на балкон отдышаться
    Комнаты расположены по обе стороны тесной прихожей, ведущей на кухню, где, как и положено, в поту возится хозяйка дома. В комнате, которая чуть больше другой, потому и служит гостиной, стол уставлен скромной закуской тех благословенных лет, когда не было разнообразных нарезок дорогих колбас и ветчин, изысканных сыров. Водочка и вино в скромных бутылях советского производства победно украшают стол. Именно, победно, потому что достались не без боя  в длинных суматошных драчливых очередях К тому же в крайне ограниченном количестве. «Больше двух бутылок в  одни руки не отпускаю!» -приговаривала продавщиц, скорее радостно, чем сочувствующе.  В те годы, если спиртного не хватало, а такое случалось часто, приходилось прибегать к помощи таксистов. Находчивые ребята, выходя на смену,  заранее припасались  бутылками, а потом драли с клиента  втридорога.    
 Сбоку от стола в кресле сидит наш герой – Муж. Читает «Советский спорт» , покуривая сигаретку. Справа от него журнальный столик, на котором стоит телефонный аппарат и магнитофон. Звучит хриповатый  голос опального Владимира Высоцкого. Звонит телефон. Муж снимает трубку.

     МУЖ. Да, я слушаю…
     ЖЕНЩИНА (в трубке) О, боже! Скажи еще раз: «Я слушаю»
      МУЖ( в некотором замешательстве) Я слушаю…
      ЖЕНЩИНА (в трубке) Еще раз!
      МУЖ.(слегка растерянно, чувствуется, что он не узнает  звонящую) Я слушаю...
      ЖЕНЩИНА ( радостно и взволнованно) И вправду ты, любимый! Узнаю твой божественный голос.
       МУЖ. Прости, а я не узнаю,
    ЖЕНЩИНА. Хорош, нечего сказать! Присылает через сто лет открытку, приглашает на день рождения и не узнает (хохочет заливисто)
        МУЖ. Узнал, узнал.  Так смеяться  умеешь только ты. Понимаешь, я разослал открытки многим. Решил вспомнить прошлое
       ЖЕНЩИНА. Так это не розыгрыш? Насчет приглашения?
        МУЖ. Нет. Клянусь.
        ЖЕНЩИНА. А что значит – многим? Ты и  Людмилу, разлучницу мою,  позвал? И она притащится?.
        МУЖ. Если отзовется…
        ЖЕНЩИНА. Впрочем, черт с ней. Я страшно хочу тебя увидеть. (другим тоном0 Неужели я тебя увижу! Хватаю такси. (Гудки)
              (Муж кладет трубку. В комнату из кухни входит  Жена)
          ЖЕНА. На сколько персон накрывать стол?
(Он молчит, словно прикидывает) Человек на десять.
         .ЖЕНА  Десять? Однако… Они что, придут  с мужьями?
           МУЖ. Думаю, что нет. Не хотелось бы.
          ЖЕНА. Ладно, по ходу разберемся. Однако,  мой дорогой, ты любвеобилен. Десять баб. Внушительно.
           МУЖ. Почему «баб»?
           ЖЕНА. Извини – девочек. Десять девочек, влюбленных некогда в моего дражайшего. Восхитительно!.. Слушай, как пришла тебе в голову такая мировая идея? Это же надо. Пригласить бывших подружек. ! Иветта, Жоржета, Жаннета…Ха!
          МУЖ(как бы извиняясь) Все-таки сорок лет. Юбилей…
           ЖЕНА. «Когда мужчине сорок лет,  ему пора держать ответ: душа не одряхлела?»
           МУЖ. Ты что это вдруг стихами заговорила
           ЖЕНА. И ты знаешь, кого я цитирую?
           МУЖ. Это известное стихотворение Евтушенко.
           ЖЕНА. Кто бы сомневался. Ты же у нас знаток поэзии. Это, действительно, Евтушенко. Я  приготовила эти стихи тебе в подарок. Зачту во время празднования.. В них много поучительного  (Хмыкает) Это ж надо придумал. День рождения в компании давних пассий. Это не день рождения, а что-то  другое.
            МУЖ Что другое?
            ЖЕНА. Приличного слова не подберу, а выражаться не хочется.. Что-то необычное Я, пожалуй, через пять лет, когда мне стукнет сорок, соберу своих мальчиков. А?
            МУЖ. Ладно,  не порть мне праздник.
            ЖЕНА  О чем ты с ними будешь говорить? Они хоть знакомы друг с другом? 
            МУЖ.  Не гони лошадей. Я сам пока плохо представляю, как все обернется.
            ЖЕНА (глупо хихикает)  Может быть, подерутся.. Ладно, пойду на кухню. Мое место, видно, там на сегодняшний вечер.  Бедная, я бедная. Мужик устраивает себе гарем, а я отдувайся. (Молчит, не решаясь  спросить, но после паузы) А эта  тоже будет?   
         МУЖ  (делая вид, что не понимает)  Кто «эта»?
          ЖЕНА. Не прикидывайся. Знаешь, о ком говорю. Та самая, которая  дышит в трубку, когда  я ее снимаю.
          МУЖ (не сразу) Нет. Скорее всего, нет. У меня же сегодня вечер воспоминаний
          ЖЕНА. Жаль. Жажду познакомиться
(Раздается требовательный, нетерпеливый звонок в дверь. Так может поступать человек, любящий привлекать к себе внимание. Впрочем, такова эта гостья, чей голос мы уже слышали в телефонной трубке. Ее зовут Виолетта. Она напориста, порывиста, шумна.)
 - Ты?! – громко восклицает она, раскрыв широко объятия и топя в них юбиляра  – Молодец! Нисколько не изменился. Правда, успел поседеть. Но седина тебе к лицу. (Переводит взгляд на Жену) О! (Деланно закатывает глаза) Красавица! Мэрилин Монро! Надо полагать, вы и есть главная муза нашего юбиляра…
       ЖЕНА. Ну уж, главная. Так, на подхвате.
        ВИОЛЕТТА. Меня зовут Виолетта. А вы, кажется, Елена.
        ЖЕНА. Лера. Валерия..
        ВИОЛЕТТА. Почти тезки. (Обнялись, расцеловались и сразу как-то нашли друг дружку) Какая чудесная идея! Правда, когда я получила открытку, испугалась . Думала – чьи-то похороны. Слишком неожиданно. Я не узнала твою руку. Ты мне никогда не писал писем. И вдруг: «Дорогая Виолетта Алексеевна! Не соизволите ли вы почтить»…
       МУЖ. Ну уж прям: «Не соизволите. Дорогая».. Это  не мой стиль
       ВИОЛЕТТА (смеется) Конечно, не твой. Ты по-солдатски: «Старуха, велено прибыть…» Здорово придумал! Если бы ты пригласил меня десять лет назад, я бы тоже примчалась. А где народ?
       ЖЕНА. В пути, должно быть.. ( И тут опять звонит телефон. Первой  поднимает трубку Жена. Слушает, но в трубке молчание. Пауза)  Ошиблись, видно, номером.
       ВИОЛЕТТА. Бывает.
                (Снова телефонный звонок)
       ЖЕНА. Возьми трубку, юбиляр. А то вдруг кто-то опять ошибется.
        МУЖ. (берет трубку, а  женщины, обменявшись жестами с предложением перекурить, отправляются на кухню)Я слушаю.
       В ТРУБКЕ. Это я.  Тебе огромное спасибо за приглашение. Удивлена, что столько лет спустя, ты меня еще помнишь.
         МУЖ. Я хотел тебя увидеть.
         В ТРУБКЕ. Я тоже… Но не могу.
         МУЖ. Не хочешь?
         В ТРУБКЕ. Не могу, не могу. У меня двое детей, и я жду третьего. Куда мне расхаживать, сам понимаешь. Я  тебя  искренне поздравляю. Всего тебе хорошего.
         МУЖ. Спасибо. Можно я тебе позвоню?
         В ТРУБКЕ. Не понимаю.
         МУЖ. Мне сегодня очень захочется тебе позвонить.
         В ТРУБКЕ. Захочется - позвони. Только не очень поздно. И не очень пьяным (Гудки)

(Летний вечер близится к сумеркам.  Но еще в комнате светло. Веселье в самом разгаре.  Над столом висит сигаретный дым, курящие дымят прямо за столом. И как всегда в таких случаях бывает, компания разбилась на отдельные  ячейки. Разумеется, в центре внимания по-прежнему остался юбиляр)
    
     ТАТЬЯНА(со вздохом) Неужели сорок?
     МУЖ. Представь себе.
      ТАТЬЯНА. Трудно. 
        Пьяненькая Виолетта,  выходя из-за стола размять на балконе косточки, бросает на ходу:
     - Он у нас еще хоть куда. Мне даже кажется, что он стал интереснее
      ТАТЬЯНА. Ты действительно  мало изменился.  И все как будто вчера. Я влюбленная в тебя дурочка. А мне казалось, что я выжила тебя из своего сердца. Ан,  нет…  Сколько мы не виделись. Лет  пятнадцать, наверное. Или чуть меньше Я все про тебя знала, куда ты пошел после института. Когда женился. Когда у тебя родилась дочь. Ты не знал, что я сдавала комнату твоему однокурснику. Он-то мне  и сообщал подробности твоей  биографии. Кстати, я  очень любила твою телевизионную передачу «Три встречи» на второй программе. Все время ждала, что ты появишься на экране. Ты знаешь, текст читали актеры, а я слышала твои интонации. Твои фразы…Я никого так не любила, как тебя. Ни до, ни после.
     МУЖ. Ты? Меня? Я никогда об этом не знал. Потому что ты не говорила.
     ТАТЬЯНА. А тебя это не заботило  Тебе было достаточно того, что тобой увлечена до потери пульса хорошенькая девушка. Я ведь была хороша, не так ли?
     МУЖ. Почему «была»? Ты и сейчас так же хороша
     ТАТЬЯНА. Так вот…Когда наш домик снесли, нам с мамой дали небольшую двухкомнатную квартирку на Преображенке. Мы с ней решили одну комнату сдавать. Так многие делают, тем более нам не привыкать было обходиться одной комнатушкой. Поселился у нас начинающий писатель. Он оказался  твоим однокурсником. Виктор Головнин. Помнишь такого?  Ну, коненчно…Сегодня он знаменитость. А все  свои книжки он настрочил на нашей кухне. Витя-то  и сообщал  сведения о тебе. Ему тоже нравились твои «Три встречи». Я знала, что ты с женой поселился у себя, ты ведь эту квартиру получил недавно.
    МУЖ. Пять лет назад.
     ТАТЬЯНА. Знала, когда  у тебя родилась дочь. А я и после института осталась работать на «Скорой помощи», на той же подстанции в нашем районе. Проезжала  на выезды по нашим улицам. Однажды увидела тебя с коляской в нашем скверике. Усмехнулась  даже: вот, мол, преступника влечет на место преступления..
     МУЖ. Кого я там пришил?
     ТАТЬЯНА. Там в ночной тиши  ты соблазнил юную фельдшерицу.
     МУЖ. Положим, соблазненная  не очень-то сопротивлялась.
      ТАТЬЯНА.   Не стану отрицать, ваша честь. Так оно и было. (С  душевным подъемом закуривает и глубоко затягивается)
        (Появляется  пьяненькая Виолетта. Свежий воздух, которым он надышалась на балконе, мало изменил градус ее похмелья. Подсаживается к юбиляру и Татьяне)
       ВИОЛЕТТА. Он писал вам стихи?
       ЖЕНА(оторвавшись от закусок) Стихи? (Мужу) Ты пишешь стихи?
       МУЖ. Это слишком громко сказано. Так… рифмовал.
       ВИОЛЕТТА. Не скромничай, парнишка. Ты писал потрясные стихи.. Во всяком случае мне так казалось. Я даже помню  кое-что до сих пор.
     ЖЕНА. Ну-ка, Виолеточка, зачти. Интересно, однако. Мне он стихов не писал.
     ВИОЛЕТТА. Ладно, не ревнуй к прошлому. Из неопубликованного, но не забытого. 
             (читает) Оборони тебя господь   
                От хлада, от тоски и глада.
                Дай тебе силы побороть
                Соблазна мнимого усладу
               
                Дай тебе силы разобрать,
                Где кривда правдой притворилась,
                Где ухитряются играть,
                А где душа тебе открылась.
                Оборони тебя господь!..Оборони!..
А! Каково! Я же говорю: потрясные стихи!
     ТАТЬЯНА. И мне нравятся…   
     МУЖ.  Спасибо, конечно, за оценку.  Но честно говоря, это все  фигня на постном масле.  «Оборони… господь»  Слова какие-то чужие. Пыль пускал в глаза…
      ЖЕНА. На это ты большой мастер
      МУЖ. Кстати, там были и по-настоящему живые строчки. Ты их, Витуся, почему-то не запомнила. Там было: «Оборони тебя господь от тех, кто на меня похожи».   
      ВИОЛЕТТА. Мне они не нравятся. Во-первых, потому что это кокетство с твоей стороны. А во-вторых, это не для меня. Я  до сих пор ищу  на тебя похожих. Правда, ростом повыше.(Наливает в фужер вина и отчаянно выпивает)
      ЛЮДМИЛА(низко припав к юбиляру, негромко) Жена у тебя хорошенькая. Но, прости, простоватенькая. Я твою жену представляла себе  другой – аристократкой. (Смеется)
        МУЖ. С чего бы? Мы ведь тоже не из графьев.
        ЛЮДМИЛА. Почему-то рядом с тобой, мне казалось, должна быть какая-то благородная женщина  Хотя твоя Валерия очень  пикантная. (Полушутя, полусерьезно проводит ладонью по его лбу) Рога, похоже, проступают слегка. Не сердись! Все женатые мужики - рогатые. Это я тебе говорю, замужняя баба. Хотя обманутым кажется, что  у них  жены святые. Ты, наверно, думаешь,  что я по себе сужу. Да, по себе. И по всем подружкам вокруг меня. Вспомни, как  мы с тобой встречались. У нас были пионерские отношения. Какой там близости, поцелуи ты воровал с огромным трудом. Хотя ты мне нравился. Даже очень.
      МУЖ. Я маме твоей нравился. Она мне однажды сказала. «Я не знаю, какие у тебя отношения с Людмилой, но если даже это, я прощу  дочери, потому что это  с тобой».
      ЛЮДМИЛА. Мне этого маманя не говорила. Чаще про дитя в подоле намекала. Но я была крепкой девушкой. Да и мне казалось, что ты любишь меня.  Любишь и боишься тронуть.               
       МУЖ. Я не любил тебя. Я не умел любить. И сейчас не умею..
      ЛЮДМИЛА. А свою жену?
       МУЖ. Нет ответа…
       ЛЮДМИЛА. И вот ты, не добившись от меня желаемого, слинял тихо и незаметно. Я со временем вышла замуж. Стали копить с Ильюшкой, мужем, на кооператив, чтобы выехать из коммуналки. И вот надо было в метро встретить тебя. Я считала, что все давно забыто. Да и что там было забывать! Походы в Третьяковку. Невинные поцелуйчики…А тут что-то нашло на меня.  Ты вызвался меня проводить, и  я почувствовала, что хочу этого. В чужом подъезде мы кинулись друг на друга, как  голодные. Мама родная, я никогда не думала, что способна отдаться на лестничной клетке. И  после этого началось.  Я ходила за тобой по пятам, преследовала тебя. Кружила по вечерам возле твоего дома в надежде встретить тебя. Ревновала жутко.  Ты, помню, подрабатывал где-то ночным сторожем, я прибегала к  тебе в твою сторожку,  и  мы раскачивали этот домик, как лодку. Илья не выдержал испытания, ушел.  Правда, когда узнал, что у меня с тобой все кончено, вернулся. А ты… Мы приходили с тобой  в компании, и ты забывал обо мне мгновенно. После первой рюмки. Прилеплялся к какой-нибудь бабенке. И твоя слабость к спиртному тоже давала о себе знать. Надирался до бровей.  Ты словно мстил мне за  пустое ухаживание.
      МУЖ. Вот уж чего я не умею, так это мстить.
      ВИОЛЕТТА. А меня ты помнишь, Люсенька? Помнишь, как мы столкнулись нос к носу у двери его квартиры. Кого-то из нас он не успел предупредить. Тебя он пошел провожать, а я рыдала на груди его доброй мамы. Она, успокаивая меня, лгала, что-то  насчет «сослуживицы». А я ведь смолоду не любила  невысоких парней. Когда я надевала высокий каблук, ты едва  доставал мне до бровей. Но очень скоро я перестала это замечать. Ты был не похожим на тех, кого я знала до тебя. Ты был для меня откровением.   Меня любил Игорь, любит и сегодня, если ему верить, – это муж мой благоверный. И я вроде бы привыкла к нему.   А тогда…Игорь страдал, делал глупости из-за меня. Мы сбегали ночью в степь, прятались в заброшенных вонючих кошарах, а он  метался по степи, искал нас.  А ведь раньше, пока ты не объявился в нашей геодезической партии, он мне нравился – высокий, стройный. И вдруг как отрезало. Мне даже было смешно, как я могла обращать на него внимание. Ты, словно молния, ослепил меня. До сих пор не знаю, в чем загадка… Правда, замуж я вышла все же за Игоря. С тобой бы я намаялась. Особенно это я поняла после  неожиданного  твоего залета к нам в гости. Ума не приложу, как ты разыскал наш адрес. Я тогда к Игорю перебралась, в Ховрино. Наташке моей было годика полтора. Хорошо, что я к тому времени отошла от родов. Выглядела неплохо.
     МУЖ. Шикарно выглядела – Мадонна с младенцем.
     ВИОЛЕТТА. Ты был, как всегда, легкий, поддатенький, песенки наши пел. «Дым костра создает уют…», «Несмеяну».   Я  подпевала тебе. Игорь нервничал, ломал спички, особенно когда я сказала, что пойду тебя провожать.
     МУЖ. Игорь, мне помнится, был спокоен.
     ВИОЛЕТТА.  Я-то знаю. Я же потом, когда  тебя проводила, имела, как говорится, крупный разговор с муженьком. И обидно было, потому что ты, помнишь, что ответил на мой вопрос: «Ты действительно меня любил тогда в калмыцких степях?» Ты, гад, спокойно и равнодушно произнес: «Это я все придумал»..(Наливает решительно вино в рюмку, поднимает ее) За тебя! Печорин хренов.
      (Все весело смеются на  последнюю реплику Виолетты)
     МУЖ (улыбаясь) Почему же «хренов»?
     ВИОЛЕТТА,  Потому, дорогой. Мне моя Ольгуня – помнишь такую красотку,  нашу геодезистку ? (Муж утвердительно кивает  головой и успевает сказать: «Еще бы!») Она-то мне поведала, как ты три дня беспробудно пил после того, как меня Игорь, пользуясь правом начальника партии,  перевел на камеральные работы и отвез подальше от отряда куда-то под город Элиста, столицу калмыцких степей. Ты страдал, милый, разлученный со мной. Страдал, не отпирайся. Потому-то и пил, как сапожник. Признаюсь, я тоже тогда в этой грязной Элисте места себе не находила…(Выпивает бокал вина) Может быть, возьмешь гитару. Тряхнешь стариной
    (Все хором поддерживают ее. Муж  берет инструмент и негромко напевает:
               
                Ты стоишь у окна. Небосвод весенний светел.
                Ты стоишь у окна и не видишь ничего.
                Потому  что опять он прошел и не заметил,
                Как ты любишь его, как страдаешь без него…

Он поет приятным, проникновенным голосом, воскрешая в памяти всех сидящих за столом  давно прошедшее, но по-прежнему трогающее сердца. Не случайно все начинают  ему тихонько подпевать.
                Так не стой и не плачь, как царевна Несмеяна.
                Это глупое детство прощается с тобой.)
 
       НАТАЛЬЯ. А мне почему-то не хочется вспоминать  обиды, нанесенные разрывом и даже подлостью  твоих поступков. Не всегда ты был на высоте, наш дорогой юбиляр. Врал, сбегал, бросал… Да, ладно. Я сейчас вспоминаю наше знакомство. Районная библиотека. Читальный зал. Я готовилась к вступительным в педагогический. Присела за твой столик не случайно. А ты сразу в атаку, написал на бумажке: «Девушка, как вас зовут? Не хотите ли пойти со мной в кино?»  Я как-то очень легко согласилась. После кино мы пошли в парк. Я для себя  сразу  отметила, что не с каждым мне так   интересно обсуждать только что увиденный  фильм. К тому же в парке играло радио.Была такая перадача «Концерт-загадка». Помните, наверное: сначала звучит ария из оперы и только после нее  сообщалось, откуда она и кто поет. А у меня был проверочный тест. Глупый, конечно  . Но я любила ухажеров спрашивать: «Чья эта музыка? Откуда это?» Редко кто его проходил. И вот слышу я дуэт Лизы и Полины из «Пиковой дамы». Спросила тебя: что это?  Ты, к моему полному удивлению, ответил правильно и быстро. Потом заиграли из «Травиаты», и ты тоже легко угадал.  Но  окончательно  ты меня сразил, когда  прозвучала ария Вертера, и ты не только назвал певца, но и композитора.   И потом, когда мы стали с тобой встречаться, я удивлялась твоим музыкальным познаниям.
        ВИОЛЕТТА (простодушно) А я и теперь не знаю,  кто написал эту оперу «Вертер».
        ЖЕНА.  Не расстраивайся, подруга.  Это все из той же серии – пыль в глаза. На самом-то деле  мой благоверный  ни разу в жизни не был в Большом театре.
       НАТАЛЬЯ (удивленно) Правда?
      ЖЕНА. Он мне сам в этом признавался. Раньше, когда не было телевидения, по радио транслировали оперы из Большого театра. И он с малых лет любил слушать их.
       НАТАЛЬЯ. Разумеется,  не только этим  он  меня покорил. Он  был  хорош собой. Не глуп. А однажды по-настоящему заставил себя уважать. Я  девушка коптевская. Сами знаете, какой это  хулиганский  район. В нашей глухомани особенно летом, когда густело в кустарниках и сквериках от пышной листвы,  много  было страшных мест. Тем более фонари или не горели, или были расколоты  рогатками шпаны. Я всегда просила ухажеров проводить до подъезда. У нас был старый двухэтажный деревянный домик с палисадником под окнами. Мы простились у палисадника, там было довольно светло – еще светились в доме окна. Он пошел к трамвайной остановке, и вдруг из-за кустов выпрыгнул какой-то мужик. Изо рта несло сивухой, но он был не пьян. С перепугу я онемела и впала в ступор. А мужик, сжав мне горло, потащил в кусты. И  тут, к счастью, у меня прорезался голос. Разумеется, первым, кого я позвала на помощь, был, конечно, мой любимый юноша. Признаюсь, поначалу мне показалось, что он делает вид, что не слышит. Может быть, струсил. А мужик повалил меня, я даже разбила колено об камень. И вдруг кто-то рывком сдернул насильника с меня и, и развернув того к себе лицом, очень квалифицированно врезал ему кулаком в челюсть. Прям как в американском фильме. Кажется, это называется хук справа. От удара мужик упал, пропахав мордой о землю, потом вскочил, бросился в темень. Ну как, скажите, такого было не любить.  Настоящий Мартин Иден.  (Повернувшись к юбиляру, с нежной грустью смотрит на него). Я ведь  с твоей подачи прочитала роман Джека Лондона.  И поняла, почему  он тебе нравился. Ты тоже, как Мартин,  мечтал стать писателем.  Писал рассказы, редактировал мои статейки   для студенческой газеты.  Как-то без всякого хвастовства  попросил меня послушать на радиостанции «Юность»  спектакль по своей пьесе.. Я не сразу поверила, но когда в конце объявили фамилию  автора, загордилась. Словно меня назвали  А однажды, помню, мы валялись на диване, пользуясь отсутствием мамы и сестренки, ты вдруг взглянул на часы и  неожиданно спрыгнул на пол. Я не понимала, что с тобой. А ты подбежал к приемнику, включил. И я услышала твой голос в эфире. Ты читал свой радиоочерк о студенческом стройотряде.  Здорово было: ты рядышком, обнимаешь меня молча, а я слышу твой голос из приемника.  А еще я любила, когда ты меня брал  с собой получать гонорар. Помню, сколько знаменитостей  я в очередях  за деньгами  нагляделась. А потом ты вел меня  в шашлычную на Пушкинской или  кафе  на улице Горького.  Праздник!   Даже когда ты исчез из моей жизни, я по субботам настраивала приемник  на волну  радиотеатра «Юности» и  иногда попадала на твою  новую  радиопостановку. Ты писателем не стал?
      МУЖ.  Увы, это все в прошлом.  Теперь я   чиновник. Служу в издательстве.
      НАТАЛЬЯ(как бы ни к кому не обращаясь) Где-то  в одной восточной книжке я прочитала: умная любящая жена  способного мужа сделает талантливым, а талантливого прославит  на весь мир. А ты говоришь: чиновник, издательство
     ЖЕНА(уязвленно). Все нормально, девочки! Не переживайте.  Мой муженек заведует отделом в своем издательстве. Какая-никакая шишка! Пестует молодых редакторш и машинисток. И, кажется, не жалеет о прошлом. А что касается его неопубликованных  рассказов, то  я хоть и не специалист, но говорю так. Они хорошо написаны, хорошим языком, но в них нет главного – божьего дара. У меня есть с чем сравнивать. Он сам мне подбрасывает прекрасные книги. За что я ему  страшно  благодарна – образовывает темного инженеришку.   Как-то он  еще в начале нашей семейной жизни побывал в командировке в Иркутске. Приехал оттуда окрыленным – привез для своего издательства повести, рассказы и даже пьесы иркутских писателей. Да вы наверняка их   знаете – Шугаев, Распутин, Вампилов. Особенно врезались «Последний срок» и «Живи и помни» Распутина. И пьеса «Прошлым летом в Чулимске»  Вампилова.  А ведь все они – его ровесники. Как говорится, почувствуйте разницу.
    (Повисает пауза.  Похоже,  что никому из сидящих возразить  нечем )   
 
    НАТАЛЬЯ (после паузы) А как вы нашли друг друга?
      ЖЕНА . Мы познакомились в поезде. Я заканчивала институт и ехала на практику в Свердловск, а он куда-то под Челябинск по своим журналистским делам. В поезде было весело, быстро сблизились…
       ВИОЛЕТТА. В поезде?
       ЖЕНА. Совсем не то, что ты подумала. Хотя, конечно, целовались в тамбуре. Не без этого. Я ехала в плацкартном, а у него  было купе, и  почему-то почти пустое. Фляжечка  коньячка. Сигаретки…  И, признаюсь, он мне сразу показался. В смысле, понравился. Веселый, легкий, остроумный. В общем, увлек. Но о продолжении  не думалось. Я тогда  была  сильно влюблена в  однокурсника.  Мы собирались пожениться. Я сошла с поезда, бросив на ходу: «Пиши, если захочешь на Главпочтамт». И он завалил меня письмами. Я таких писем никогда не получала. Я же не знала, что он писатель. В них не было ни «здравствуй», ни «до свидания». Вместо обычных слов о том, что скучает, какой-то лирический пейзаж, увиденный из окна гостиничного номера. Или какая-нибудь смешная-смешная сценка, подмеченная им на улице незнакомого города. Я практически не отвечала. Потому что не знала, как  отвечать на такие письма. 
       МУЖ. Потому что ты любила другого.
       ЖЕНА. Да, я любила другого. А ты упрямо пытался заставить меня разлюбить его. И заставил. Я полюбила тебя. Особенно после рождения дочери. Но моя любовь тебе до лампочки…  Я же знаю обстановку в твоем отделе. Ваши общие походы в Дом журналиста, по-вашему, в Домжур, или  в  Дом литераторов, где вы  пьете до полуночи. И  не всегда ты возвращаешься домой. Я понимаю. Попробуй добраться в наши Медведки. Поздней ночью. Как там у Высоцкого: «Метро не ходит, в такси не содют». А на следующий день звонки по телефону, но молчат и лишь дышат в трубку…  Я приготовила стих, -  нет, не сама  написала, куда мне. Это стихи Евтушенко. Правда, я и чтец не важный. Не пугайтесь – зачту только несколько строк.
                Когда мужчине сорок лет,
                То наложить пора запрет
                На жажду удовольствий:
                Ведь если плоть не побороть,
                Урчит, облизывается плоть -
                Съесть душу удалось ей.
                И плоти, в общем-то, кранты,
                Когда вконец замуслен ты,
                Как лжеХристос губами.
                Один роман, другой роман,
                И в результате лишь туман,
                И голых баб, как в бане…
(Обводит всех многозначительным взглядом) Простите – речь о присутствующих не идет.
(Мужу )  Впрочем, мне не хочется участвовать в твоих воспоминаниях. Мне в них на сегодня отведена роль статистки.…(Звонок в дверь. Жена разводит руками)  Извините. Пойду принимать новых гостей. (Открыв дверь, она видит  девушку, которой скорее всего нет еще  тридцати. Жена  не может не отметить, что гостя удивительно и тщательно ухожена – вся, начиная от одежды и кончая макияжем лица. И, пожалуй, единственная, кто принес свежий букет  цветов. Жена почему-то сразу понимает, кто перед ней)  Вы? 
      МАРИНА. Вы меня знаете?
      ЖЕНА. Конечно. Это же вы дышите в трубку, когда я ее снимаю. Я, правда, представляла вас совсем другой. Современной юной  непричесанной дурочкой. И почему-то, простите, с пышным бюстом. А вы такая элегантная.  Я потому и в растерянности. Он вас, что, тоже пригласил? Однако…
       МАРИНА. Я без приглашения. Не могла не придти в такой день
       ЖЕНА, Прошу к столу. Девочки милые,  если мы с вами вчерашний день  нашего юбиляра, то представляю вам  героиню сегодняшнего дня. Как вас зовут?
        МАРИНА (подходит к юбиляру, без стеснения нежно и продолжительно  целует  его, вручив букет)  Здравствуйте, девушки! Меня зовут Марина. Окончила несколько лет назад полиграфический техникум. Я техред издательства, то есть технический редактор. Работаю в редакции нашего уважаемого юбиляра…Извините меня за вторжение. Не могла усидеть дома в этот день. Плюнула на все домашние дела, оставила своих мужиков -  у меня муж и сын трех лет,-  схватила такси и прилетела. Из запасов мужа утащила фляжечку коньячка и в дороге хлебнула немного для храбрости. Вот (достает из сумочки початую фляжку) Извините, я слегка пьяна. Уж  очень боялась встречи с вами,  уважаемая  Валерия.. А теперь (делает  глоток) – не боюсь. Я действительно теряюсь, когда  трубку берете вы.. А однажды мне повезло. Мы отмечали с друзьями в Домжуре выход брошюры  нашего автора, я слегка опьянела, и мне так захотелось услышать любимый голос. К телефону подошла какая-то женщина. Оказалось,  его мама. Сообщила, что он с женой пошел в театр. И что меня, дуру пьяную, понесло, но я стала убеждать, что у нее замечательный сын и что я его очень люблю. Она слегка оторопела, а потом ласково мне проговорила: «Я его тоже очень-очень люблю. А вам, миленькая, могу посочувствовать, так как он женат». А я говорю: я знаю. Я сама тоже замужем. Но не люблю мужа, а люблю вашего сына.  Что мне теперь делать, говорю. И повесила трубку. Подумала: вот везет людям. И муж прекрасный, и свекровь добрая женщина.
      ЖЕНА. Свекровь у меня действительно  добрая, справедливая женщина. А что муж прекрасный, это уж очень большое преувеличение. Сами твердите: гулена, пьяница. Да что далеко ходить. Посмотрите на себя.  При живой жене приглашает в дом любовницу.
     МАРИНА. Я не любовница. Я – любимая женщина. Во всяком случае, так мне хочется думать.
     ЖЕНА. Я тогда кто?
      МАРИНА. Вы  - жена,  по паспорту. А не вторая половинка, которую он должен был отыскать. Если верить то ли Платону, то ли Сократу.
       ЖЕНА. Это вы  в полиграфическом ПТУ  проходили?  И что, по-вашему: вы его половинка, которую он вот уже сорок лет ищет?  (многозначительно обводит взглядом женщин, сидящих за столом).   
      МАРИНА. Очень хочется в это верить. Очень. А что касается вашего сарказма насчет ПТУ, то напомню, что я работаю, как и ваш муж, в книжном издательстве. И мне приходится читать умные книжки. Но у меня нет времени спорить. У  меня скоро увольнительная  заканчивается. Ребенок без меня не засыпает. Я примчалась, чтобы сказать несколько важных слов во здравие юбиляра. Правда, пока ехала в машине и сочиняла, так гладко и красиво складывалось, а теперь всё забылось. И   все же попробую.(Собравшись) Сорок лет это, конечно, солидная дата. Но когда мужчина умен, талантлив и хорош собой  - а это  все относится к нашему юбиляру, то это значит, что впереди еще как минимум продуктивных двадцать-двадцать пять лет. А за это время можно свершить и задуманное, и то, что отпущено богом. А то, что тебе отпущено гораздо больше того, что ты сделал, это совершенно ясно как день. Разумеется, для этого  одних  твоих способностей мало. Но ты  должен бросить эту поденную халтуру , все эти рецензии, обзоры, информационные бюллетени, которые ты пишешь ради заработка. Я понимаю, ты должен приносить в дом деньги.  Но ты тратишь на это время и силы вместо того, чтобы закончить наконец свою повесть и пьесу для театра.   
    ЖЕНА(хмыкнув) Повесть. Пьесу. Где они, в проекте?.
    МАРИНА. Они уже почти  написаны. Над ними надо лишь  немного поработать Дописать несколько глав. Я знаю, что вы ни одной страницы не прочитали. Вам это не интересно.  Вот если это опубликуют и за это заплатят,  тогда да. А  пока что об этом говорить.   
    ЖЕНА. Вот именно. Я не возражаю, чтобы их напечатали. Но это от меня не зависит.
    МАРИНА. Зависит. Вы должны помогать ему, создавать условия для работы, стимулировать. Хотя бы просто поверить в его талант. Я читала дневники первой жены Куприна. Там она вспоминает  время, когда он писал «Поединок». Известно, что Александр Иванович любил  повеселиться, покутить. И садился за письменный стол  нерегулярно. И она поставила условие: в спальню вход только с новыми написанными за день страницами.  Нет новых страниц, спальня на замок. Конечно, вы скажете: это же Куприн!   
   ЖЕНА. Так и скажу.
   МАРИНА. Но не сразу им стал. Не будь рядом умной жены, может быть, «Поединка» в русской литературе не было.
    ЖЕНА. Если посчитать, что мой муж почти Куприн, значит, я не та жена. Это вы хотите сказать?
     МАРИНА. Да.
     ЖЕНА (саркастически)  Забирайте его. Дарю.
     МАРИНА Я не против. Он души не чает в дочери. Я не могу его увести от нее.
     ЖЕНА. Вы ведь вроде бы тоже не свободны.
     МАРИНА. Я готова к разводу…
(И тут заговорила молчавшая до сих пор  Тамара. Даже среди собравшихся за столом ярких, красивых и хорошеньких представительниц прекрасного пола, многим из которых не больше 32-35 лет, Тамара выделяется своей броской красотой. Загорелая, темноволосая с зелеными глазами)
       ТАМАРА (обращаясь к Мужу) Я сижу и не понимаю Не понимаю, что ты устроил и зачем я здесь. Это, по меньшей мере, не скромно. То же мне Ален Делон. Знала бы, ни за что бы не приехала.
       МУЖ. Я скажу тебе только то, что говорил всем: я очень хотел тебя увидеть.
       ТАМАРА. Еще бы. Я тоже  хотела, потому и приехала. Мы ведь не виделись больше двадцати лет. Я даже не сразу сообразила, когда получила от тебя приглашение. Мы расстались почти детьми, если забыть того, что в девятнадцать я  уже родила сына.
       ВИОЛЕТТА( кивая на Мужа) От него?
       ТАМАРА(улыбнувшись)  Да вы что!  Мы расстались детьми, девственниками. Правда, он однажды рассказал мне байку, как он в четырнадцать лет стал мужчиной, но я не  поверила. Понимала, что  ему хотелось перед девчонкой выказать себя опытным мужчиной. Я вот слушаю ваши мемуары, и не верю, что это говорят о том мальчике, который когда-то так робко ухаживал за мной. Неужто это  он?  Вряд ли кто знает, что до того как стать журналистом, сочинителем радиопьес или кто  ты там у нас?
       МУЖ. Я же говорил. Служу в издательстве.
       ТАМАРА. Так вот до  всего этого мы вместе учились в техникуме. Давно это было. Давно. Больше двадцати лет прошло.  У меня уже сын студент, учится в Бауманском, на третий курс перешел.(Это сообщение вызывает бурную реакцию за столом. Комментарии сводятся к тому, что: «Ах, трудно поверить…». «Ах, у такой молодой девушки взрослый сын…»  Тамара, видимо, давно привыкла к  подобной реакции и потому, дав  возможность присутствующим  поохать и поахать, продолжает)  Давно было, но я многое помню.  Скажем честно, бешеным успехом у девчонок  ты не пользовался. У нас хватало красавцев в техникуме. Один даже был вылитый Жерар Филипп, мы его прозвали Фабрицио в честь героя из «Пармской обители». Но а ты был популярен  благодаря стенной газете. Я помню, когда мы с подружками узнали, что редактор и автор всех стихов и заметок учится на нашем факультете да в соседней группе, решили взглянуть  на него. Вот тогда я на тебя впервые обратила внимание. «Ничего паренек, подумала я, симпатичный» И все. Потом я узнала, что ты дружишь с однокурсницей. Кстати, из-за нее я стала отвечать тебе взаимностью. Я тогда решила разбить ваш роман Мне твоя девочка казалась большой воображалой.  И знаешь, что я вспоминаю? Как ни странно, ни тот новогодний вечер, когда  ты буквально не отпускал меня от себя. А  твоя девочка почему-то не пришла. И ты приглашал меня то на танго, то на фокстрот Среди мальчишек умеющих танцевать было немного, тем более бальные танцы. Помните, краковяк, подэспань, полечку   .А ты умел танцевать все. Даже вальс-бостон. Где ты только научился всему этому?
        МУЖ.  Я же вырос на танцплощадке. 
        ТАМАРА И пользовался этим, хотя мне хотелось, чтобы меня пригласил Юрка Прохоров. Презренный и осмеянный всеми стиляга, он нравился мне своим набриолиненным   коком на голове, шикарным пиджаком букле горохового цвета, размером на два больше  его плеч,  и  туфлями на толстой микропорке. Твоя газета  немало карикатур на него изрисовала. С твоими стишками Но Юрка умел танцевать запрещенные буги-вуги, которые я, к сожалению, танцевать не умела. Я пригласила его на вальс, он презрительно пожал плечами и бросил: «Эту муру я не танцую». Он обожал саксофон, таскал его даже на  занятия. А на новогоднем вечере пользовался каждым перерывом, когда умолкала радиола,  вставал под елку и выдавал свои буги-вуги. Находились смельчаки и умельцы, которые подтанцевывали под его музыку, пока не появлялся кто-нибудь из преподавателей или комсомольских вожаков. Юрка, играя, закатывал глаза, и у него смешно надувались щеки… Знаешь, коль ты устроил вечер воспоминаний, давай-ка вспомним. (Запевает приятным грудным голосом)
               
                Расскажи, о чем тоскует саксофон,
                Голосом своим терзает душу он
 (Муж подпевает, и они поют дуэтом. Если кто-то из них подзабыл слова, другой пытается подсказать или, пропуская забытые слова, вставляют «там-там» )
               
                Приди, мой друг, приди,
                Прижмись к моей груди.
                Любовь и счастье ждут нас впереди
       ТАМАРА(соло под его гитарный аккомпанемент)
                Неужель тобою позабыто 
                Все, что было вместе пережито?
                И к прошлому возврата нет,
                Без тебя не мил мне белый свет
                Ты говорил мне о любви со мной,
                Так почему же ты ушел к другой…
А дальше я не помню… Тра-та-та .
                (Бурные аплодисменты. Предложения налить бокалы)               
 
Юрка наяривал на своем саксофоне. Я с ума сходила от мелодий.  А ты ревновал. И даже вызвался меня проводить, хотя я не хотела и сразу сказала, что живу далеко.   
     МУЖ. Да! Как вспомню, дрожь пробирает. Я храбро бросился тебя провожать. Я спросил: «Куда?» Ты назвала улицу, название которой  я никогда не слышал. «Первая улица Перово поле». Сразу представилось бескрайнее, заснеженное поле и маленькие домишки, потонувшие в сугробах. Про подмосковное Перово я и сейчас  знаю лишь одно, что оттуда родом великий футболист Стрельцов.
      ТАМАРА. Да, мое родное Перово и сегодня-то глушь непролазная, а тогда, в начале 50-х, и вовсе мрак кромешный. Хотя я его любила. Особенно летом. Но  не хотела я, что б ты меня провожал, вовсе не из-за дальней дороги. Дело было в том, что я порхала по залу в туфельках, а приехала  на вечер в валенках,  да к тому же мамуля заставила накинуть поверх пальтишка  ее шерстяной платок Она же знала, каково мне будет трястись в холодном трамвае и плутать по Перово  в мороз и метель. Мне не хотелось, чтобы ты меня увидел в таком наряде. Но ты упрямо поперся за мной. В трамвае я платок скинула, держала в руках. Он потом нам пригодился, когда мы перли по сугробам в метелицу…  Впрочем, как ни ярок в памяти тот новогодний бал, я вспоминаю  другой случай, после которого я поняла, что ты мне нравишься. Очень нравишься. Это было в физкультурном зале. Если ты помнишь: мы занимались в гимнастической секции. Успехов ты особых не показывал, тянул на третий юношеский. Я работала  по второму. Правда, я еще в школе получила третий юношеский разряд. Выступала на первенство Москвы.
      МУЖ. Я дальше школьных соревнований не доходил. Безнадежным считался. И  в секцию пошел  из-за тебя. Чтоб любоваться тобой.  Уж больно  ты была хороша в спортивном костюме.
      ТАМАРА. Не прибедняйся. Ты кое-что умел. «Солнышко»  на турнике крутил. Подъем разгибом у тебя получался четко. Кстати, в нашей группе мальчишки почти никто его не делал. Подтянуться два раза не могли. Висели колбасой. Тошно было смотреть.  А у тебя координация была хорошая и очень сильные руки. Помню, на одной из тренировок  у  меня не получался соскок с брусьев. Я прыгала и прыгала, устала, как собака, и села в сторонке на бревно. Мы тогда его бумом называли. Сижу, едва сдерживая слезы. Ты увидел, подошел. А я вдруг  говорю: «Отнеси меня в  раздевалку. У меня сил нет». И протянула руки, за шею тебя обняла. Ты легко поднял меня.  Мне так было уютно  на твоих сильных руках и очень, как нынче  говорят, волнительно. А ты еще вдруг близко-близко наклонился ко мне и несколько раз поцеловал  ямочку над ключицей   Можете мне не верить, девушки,  я  кое-что повидала за  свои брачные двадцать лет, грешна, как говорится,  но такого трепета я больше не помню. Что это было, не знаю. Мы расстались детьми. . Но тот поцелуй я пронесла через всю свою грешную жизнь.
   ВИОЛЕТТА. Хороший финал воспоминаний. Прекрасный.
    МУЖ. Я своего  слова последнего не сказал.  (Наполняет бокалы  всем сидящим женщинам, не забывая о своей рюмке) Дорогие мои девчонки. Дорогие мои женщины. Когда я задумал устроить этот сбор, я мало верил, что это удастся. Но задумывал для того, чтобы всех вас увидеть. Может быть, как уверяет Марина, мне еще суждено прожить двадцать с лишним лет. Возможно, появятся новые персонажи в моих воспоминаниях. Но сегодня я хочу сказать вам спасибо за то, что вы были в моей жизни. И будете всегда. За вас!...
     (Все радостно чокаются под крики Виолетты «Ура!». И в этот момент раздается дверной звонок. Кто-то очень нетерпеливо просится в гости.)
 
     ЖЕНА. Ты еще ждешь кого-нибудь?
      МУЖ (недоуменно) Да вроде нет. Хотя кто знает. Иди встреть гостя.
 (Жена выходит из-за стола и направляется в прихожую. Нам  не видно, кому она открывает дверь, как и ей самой. В те годы повальных дверных глазков не было, тем более у нашего беззаботного героя. Но слышно, что пришел мужчина, во всяком случае до стола доносятся звуки мужского баса. По лицу возвратившейся Жены видно, что она слегка озабочена, хотя  ей почему-то весело)
       ЖЕНА. Там какой-то мужчина. Явно не поздравлять тебя пришел. Вид у него уж больно свирепый. Похоже, ты будешь сегодня бит, юбиляр.
        ЛЮДМИЛА. Он не назвался, этот Отелло?
        ЖЕНА. Назвался. Кажется, Илья…
        ЛЮДМИЛА. Этой мой муженек. Выследил  все же…
        ИЛЬЯ (появляясь в проеме двери) Добрый вечер, дамы и господа. (Видно, что человек не трезв. Впрочем, если и пьян, то скорее от стеснения  больше куражится и прикидывается пьянее, чем есть на самом деле)  Вы не ждали нас, а мы приперлися!  По какому случаю пир на весь мир. Я с улицы услышал красивую песню про саксофон…
        МУЖ (хотя ему известно имя гостя) Вы бы представились, незваный гость
        ИЛЬЯ. Да ладно дурочку валять. А то ты меня не знаешь.Я давно мечтал начистить тебе рожу. А тут просто подарок судьбы .Нашел у Людки на комоде твое приглашение на юбилей и решил преподнести тебе свой подарочек. Знаешь какой?
        МУЖ. Догадываюсь
        ИЛЬЯ (с пьяной  взвинченностью) Хорошенький фингал под глаз. (Делает рывок по напрвлению к Мужу, сжав  кулаки. Гости некотором замешательстве испуганно притихли, только  Жена не может сдержать мстительной улыбки. Ей, похоже, хотелось, чтобы нежданный гость врезал муженьку. А то он уж больно распустил хвост в окружении бывших подружек.)
        МУЖ (вроде бы спокоен и по своему обыкновению насмешлив)  Это будет достойным финалом нашей встречи. Хотя и похожим на фарс.
         ИЛЬЯ. Перестань болтать, герой-любовник. (Замахивается)
(Но тут  резко выскакивает  из-за стола Марина, закрывает  собой юбиляра и, схватив Илью за плечи, крепко его трясет. Но не этот поступок поражает всех, а слова, которые она прокричала ему в лицо)
          МАРИНА. На кого ты бочку катишь, чмо позорное! Остынь, фуфло  штопанное! И вали отсюда, пока трамваи ходят.
    (Илья оторопело смотрит на красивую и вполне интеллигентную девушку и тоже поражен словесным набором)
          МАРИНА (насмешливо) Ты, видно, по фене не ботаешь, дружок…
          ИЛЬЯ (отшатнувшись, как от больной)  Ты что блатная, что ль?
          МАРИНА. Я не блатная. Я с Ширяевки. Знаешь такой район в Сокольниках.
          ИЛЬЯ. Да пошли вы все! (Круто развернувшись, уходит, не преминув громко хлопнуть дверью)
           МУЖ(с интонацией Луки из  пьесы  Горького «На дне») Такой праздник
испортил…

А дальше, как в кино при смене кадра, мы увидим  вторую комнату квартиры героя. Она  меньше той, где недавно был накрыт стол, и явно служит, особенно в тихие ночные часы, рабочим кабинетом. Об этом говорят письменный стол с пишущей машинкой марки «Консул», в которую вставлен свежий лист, и   стопка писчей бумаги,  и   полная окурков пепельница. И, конечно,  книжные  полки, забитые изданиями, среди которых собрания сочинений русских классиков и томики и популярных  зарубежных писателей. В углу комнаты узкий диванчик, на котором  мирно спит наш герой. Правда, он лежит поверх одеяла в домашней одежде – тренировочных брюках и полинялой футболке. Возможно, устав от работы, он  прилег на минутку и  неожиданно для себя глубоко окунулся в сон.  Его будит звонок телефона, аппарат стоит на полу возле дивана. Герой не сразу открывает глаза, и видно, что он не понимает, где он и что с ним. Смотрит на часы: на них начало первого часа. А так как за окном темным-темно, ему и нам становится понятно, что это ночь. Телефон не умолкает, но наш герой, все еще находясь под впечатлением сна, идет в большую комнату, знакомую нам по юбилеюному застолью.  Пытается понять, куда все подевалось: стол с яствами, бутылки и милые гости. Но тут  нет и следа недавнего веселья. На тахте, стоящей у стены, мирно спит десятилетняя дочка. Он возвращается в кабинет, снимает наконец трубку.
     МУЖ. Алло!...
     ЖЕНА. Ты что так долго не подходишь? Спишь уже? Ты же говорил, что тебе какую-то статью надо  срочно написать.
      МУЖ. Завтра должен сдать. Сидел крапал. Прилег на минутку, да храпанул .Даже сон интересный увидел. С закрученным сюжетом.
     ЖЕНА. Выпил небось?
      МУЖ. Трезв и зол.  Стряпую  очередную лабуду  для сборника «Проза молодых»…
Ты  хочешь, чтобы я тебя встретил?
     ЖЕНА ( трубке) А Иришка спит?
      МУЖ.  Конечно спит - ты посмотри, сколько времени! Если, конечно, ты ее не разбудила своим звонком. Сейчас гляну. (Оставляет телефонный аппарат на диване, и снова идет в большую комнату,  подходит вплотную к постели  дочери – та, как говорится, видит уже десятый сон. Поправив сползшее одеяло,  не удержавшись,  чмокует  нежно теплую щечку. Возвращается в кабинет, берет трубку. А на том конце провода, видимо, расслабились, воспользовавшись предоставленной паузой, и он услышал приглушенный  мужской смех и  как кто-то мужским голосом произнес: «Лерка, кончай трепаться! Водка остывает») Все нормально, Ириша спит… Так мне тебя  встречать на остановке?
      ЖЕНА.  Да нет. .Понимаешь, мы с Томиком  засиделись. Короче, ваяй свою гениальную статью, а я останусь у Тамары. Ты не против?
      МУЖ (кисло, с тоской) Да чего уж там. Не тащиться же тебе среди ночи в нашу деревню. Впрочем, если надумаешь навсегда поселиться у Томика, предупреди заранее.
       ЖЕНА (саркастически) О чем это ты, милый?  Не понимаю твоего юмора. 
       МУЖ.  Ну и прекрасно…Как там у твоего любимого Евтушенко: «Один роман, другой роман. А в результате лишь туман…» Как там дальше?
       ЖЕНА(раздраженно) А я откуда знаю. Ты меня спутал со своими  редакторшами-интеллектуалками.
        МУЖ. Ну вспомни, как ты декламировала. «Когда мужчине сорок лет…»
         ЖЕНА. Ты бредишь, дорогой. Или тебе приснилось  только что. Я у Евтушенко знаю только «Хотят ли русские войны»… И не надо пошлых намеков. Вечно ты со своими подозрениями.
       МУЖ. Жена цезаря вне подозрений (Он вроде бы шутит, хотя меньше всего ему хочется шутить. Кошки ревности скребут душу)
       ЖЕНА(скучно) Ладно, Цезарь ты мой. Спокойной  ночи!
       МУЖ(сам не понимая почему)   А цезарь с большой буквы пишется или с  маленькой?
       ЖЕНА (тоже не понимая, куда он клонит, к тому же явно желая повесить поскорее трубку) Ну, конечно, с большой. Это же имя собственное? Гай Юлий Цезарь.
      МУЖ. С маленькой. Цезарь – это императорский титул.
      ЖЕНА. Я знаю, что ты  эрудит. Не убивай нас, темных,  своей эрудицией.
      МУЖ. Ты знаешь, что  я подумал.
      ЖЕНА. Насчет чего?
      МУЖ. Насчет моего сороколетия.  Не будем мы дома ничего устраивать. Посидим с тобой и Иришкой по-семейному. А с коллегами в обеденный перерыв махнем  коньячку с шампанским. 
      ЖЕНА(в некотором смятении) Что-нибудь случилось?
       МУЖ. Да ничего не случилось. Просто зачем  эти хлопоты. Подумаешь радость – сорок лет.. (Кладет трубку, разминает сигарету и щелкает зажигалкой)..
               
                К о н е ц
               


Рецензии