Ритмы, юбилеи и звёзды эстрады

(из цикла "Моя дискотека")

                Звучит мелодия Р.Паулса "Тапёр"
   Раймонду Паулсу – 50 лет… Это вызывает изумление  у молодых поклонников его музыки. Особенно они – молодые – любят музыку Паулса. и, как известно, молодёжь острее воспринимает искусство своих сверстников. Следовательно, Паулса они воспринимают как своего композитора.
   Вот что говорит сам Раймонд Вольдемарович: "Возраст музыканта, сочиняющего для эстрады, имеет большое значение. Не так много примеров можно найти в истории эстрадного жанра, когда художник на протяжении всей жизни своим творчеством может заинтересовать публику. Среди таких мастеров можно назвать Исаака Дунаевского и Дюка Эллингтона, Клавдию Шульженко и Мориса Шевалье… Пока я не чувствую возраста. Я счастлив, что я могу сочинять, что моя музыка нужна людям. Легко думать – "я – молодой". Этому надо ещё и соответствовать, чувствовать время, жить в современном ритме…, - и дальше он продолжает: - Для творческого человека важно найти свой почерк. Я сочинял и продолжаю сочинять мелодическую, может быть, несколько сентиментальную музыку и считаю, что нашёл свой стиль, нашёл свою мелодию".
   Мелодия "Тапёр" была написана Р.Паулсом в виде инструментальной пьесы. Но так случилось, что мелодия "приглянулась", были написаны слова и родилась песня "Полюбите пианиста", которую впервые исполнил Андрей Миронов.
   И это не единственный случай "перерождения мелодии в песню". Так произошло и с мелодией, написанной Р.Паулсом для кинофильма "Перекрёсток" (И.Резник написал свои слова и Алла Пугачёва исполнила песню "Маэстро"), и с мелодией для многосерийного телефильма "Длинная дорога в дюнах", которая стала "Песней на "бис" на слова А.Вознесенского и которую исполнила также А.Пугачёва.
   Р.Паулс пишет очень много и для детского Хора Латвийского телевидения, и для оркестра, и для солистов, и для кино- и телефильмов.
   Прежде чем прозвучит ещё одна песня, написанная специально для телефильма, хочется сказать несколько слов о её исполнителе.
   Назовите имена популярных эстрадных певцов-мужчин. Конечно, это и Иосиф Кобзон, и Лев Лещенко, и Александр Серов, и Альберт Асадулин, и Тынис Мяги и многие другие. Но, пожалуй, самым ярким из них, самым многоплановым, самым щедрым на талант является Валерий Леонтьев.
   Когда думаешь о главном в искусстве В.Леонтьева, первое, что приходит в голову, - ощущение свободы, свободы технического исполнения, широких творческих возможностей. Кажется, что этот певец, актёр, гимнаст, танцовщик, клоун может всё. Он умеет быть многоликим.
   Во всём, что бы В.Леонтьев ни пел и ни изображал, есть постоянный подтекст: любовь, доброта, привязанность к людям, к героям песен, которым он симпатизирует.
Чувство скорости и непоседливости получено им, быть может, от отца – известного краях северных рек и оленей (Коми АССР) зоотехника Якова Степановича Леонтьева. Другой полюс – "южный": темперамент, остроумие, смешливость идут от мамы – Екатерины Ивановны. Но в нём есть, конечно, и свой собственный характер: какая-то "тихость" вне сцены, незащищённость в иные моменты жизни и способность работать до "седьмого пота", вылавливая нужный оттенок в номере.
   Вот что говорит о нём композитор Д.Тухманов: "Его пластика своеобразна, к ней надо привыкнуть, его манера пения индивидуальна, его голос, то мягкий, то резкий, держит зрителя в постоянном напряжении".
    Говорить об этом исполнителе можно очень долго, но лучше его услышать.
Итак, песня из телефильма "Таинственное похищение" композитора Р.Паулса на слова Н.Зиновьева "Наша эра" ("Анно Домини"). Поёт Валерий Леонтьев.
   И снова речь о юбилее.
   Исполнилось 30 лет оркестру под управлением Олега Лундстрема.
В 1985 году этот оркестр гастролировал в столице Мордовии – г.Саранске. открылся занавес, и на сцене мы увидели музыкантов с эмблемой "ОЛ" на груди. Перед ними стоял обаятельный человек с дирижёрской палочкой в руке. Это – Олег Лундстрем – дирижёр одного из лучших наших джаз-оркестров.
   Это оркестр – своеобразная "кузница" солистов-инструменталистов и солистов-вокалистов. Эту "школу" окончили в своё время такие музыканты, как: А.Зубов, Г.Гаранян, А.Голов, В.Бударин и др. В разное время с коллективом сотрудничали композиторы А.Эшпай, Я.Френкель, А.Бабаджанян и многие другие.
   Нельзя не отметить, что в этом коллективе сформировались многие певцы: М.Кристалинская, Г.Чохели, Г.Ненашева, А.Пугачёва, В.Ободзинский, вокальные квартеты "Гая" и "Аккорд", певица И.Понаровская. больше всего О.Лундстрем ценит в певцах "эмоциональный заряд".
   Сейчас в оркестре работает Ирина Отиева. В интервью для газеты "Молодой ленинец" Олег Лундстрем об этой певице сказал так: "Я давно искал органичную джазовую певицу с большим эмоциональным зарядом. И наконец, спустя многие годы я нашёл её. Ирина Отиева – джазовая певица экстра-класса. Моя мечта осуществилась, я доволен этим сотрудничеством".
Необыкновенные вокальные данные, высокий артистизм, обаяние и бережное отношение к музыке – вот что отличает Ирину Отиеву.
   Послушайте в её исполнении композицию И.Якушенко на слова Я.Гальперина "Папа, мама и я" и убедитесь в огромном мастерстве.
   В 1974 году, когда "Песняры" были в зените, появился ещё один белорусский вокально-инструментальный ансамбль – "Верасы". Не прошло и года, как ансамбль стал обладателем Гран-при на международном фестивале политической песни в Хельсинки, а в 1976 году – лауреатом международного конкурса "Ален Мак" в Болгарии. Участие в телефильме "С песней по жизни" сделало "Верасы" одним из популярных любимых коллективов в стране. И в этом огромная заслуга его руководителя – талантливого пианиста и композитора Василия Раинчика.
С ансамблем тесно сотрудничает заслуженный деятель искусств Белорусской ССР Э.Ханок (именно для "Верасов" он написал известную песню "У меня сестрёнки нет").
В 1983 году "Верасы" – лауреат премии Ленинского комсомола Белоруссии.
   Послушайте в исполнении ВИА "Верасы" шуточную песню М.Табачникова на слова Галла "Дядя Ваня".
   Когда упоминаешь вокально-инструментальные ансамбли, находится много слушателей, которые остаются весьма недовольными, если не скажешь несколько слов о "Машине времени". Отдавая дань современной моде, мы говорим и об этом ансамбле.
   "Машина времени" – ансамбль, вызывающий много споров, различных суждений и оценок. Ансамбль, который уже 15 лет (!) проходит шаг за шагом путь от самодеятельного к профессиональному становлению ажиотаж вокруг "Машины времени" возник скорее всего потому, что молва об ансамбле часто опережала обстоятельную критику его творчества, а сам он ориентировался в основном на оценки наиболее ярых поклонников.
"Машина времени" решила взять за основу балладный стиль поэтов-бардов.
   "Машина времени" боролась и борется за аудиторию, делает всё возможное, чтобы стать кумиром. Быть кумиром далеко не значит быть лидером.
   Настоящий кумир-лидер не побоится войти в противоречие с мнениями и вкусами. Поиски ансамбля продолжаются. У него появляются разноликие композиции: однодневки и заслуживающие внимания.
   Вслушайтесь в композицию Андрея Макаревича (руководителя и основного автора песен), она называется "Путь".
   Те, кто слышал "Машину времени" неоднократно, конечно же, скажут: "Это не "Машина" и это не Макаревич!" Я и не спорю, но ведь я и не говорил, что песню "Путь" исполняет рок-группа "Машина времени". Ведь так?
   Её исполнил имитатор-звукоподражатель Алексей Птицын.
   Я намеренно сделал эту запись, чтобы познакомить вас со следующим исполнителем, который в какой-то мере занимается звукоподражанием, имитируя музыкальные инструменты.
Александр Дольский… Автора стихов и музыки песен, которые он и исполняет, аккомпанируя себе на гитаре, - знают и любят многие.
   А.Дольский не сразу получил признание. Сначала его приняли люди искусства – актёры, композиторы. С 1965 года Дольский сотрудничает с драматическими театрами Новосибирска, Свердловска, Москвы, Ленинграда, Алма-Аты, создавая песни и музыку к спектаклям. Позже пришла популярность – его песни полюбили самые широкие массы слушателей.
   Дольский получил техническое образование, долгое время серьёзно занимался научной работой. Ему не раз предлагали перейти на профессиональную эстраду, но он не принимал этих предложений. Однако в феврале 1979 года Дольский участвовал в VI Всесоюзном конкурсе артистов эстрады, получил звание лауреата, и после этого работа над стихами и музыкой стала его единственным делом.
   Он выступает в жанре, который присущ Булату Окуджаве, Жанне Бичевской, Новелле Матвеевой и других своеобразных и удивительных поэтов-музыкантов, - в жанре поэтической песни. Поэтическое слово является первоосновой, оно носит, с одной стороны, сугубо личностный характер и, с другой стороны, - проявляется как мысли и чувства поколений, живущих в одно время с автором.
   Сейчас прозвучит композиция (а иначе это не назовёшь) А.Дольского "В ритме босса-нова", где вы можете убедиться и в его способностях имитатора.
   Следующего певца и композитора , наверное, не следует много и долго представлять.
   Юрий Антонов. Родился в 1945 году в Ташкенте в семье военного.
-Моя мама украинка, она часто пела в кругу семьи народные песни. Поэтому с музыкой я подружился в детстве, - вспоминает композитор.
   Музыкальная школа, музыкальное училище в городе Молодечно, работа в Белорусской филармонии, до 1969 года работа с ансамблем "Поющие гитары", затем до 1972 года выступления в ансамбле "Добры молодцы" (в этот период он побывал в г.Саранске, подарив "Песню о добрых молодцах и красных девицах"), солист в оркестре Анатолия Кролла "Современник", с 1979 года работа с группой "Аракс", в настоящее время работа с ансамблем "Аэробус" – вот этапы творчества Ю.Антонова.
   На вопрос – какой характер у вашего песенного героя – Ю.Антонов ответил: "Это парень простой, но лишь на первый взгляд. Он молод, но кое-что повидал, понял. Открывается только другу – рабочему, колхознику, солдату, студенту".
   Мне остаётся добавить, что герой песен Ю.Антонова шагает в ногу со временем, для него не чужды остросоциальные проблемы.
   Таким он предстаёт в песне на слова Л.Фадеева "Не до смеха".
   Было бы не справедливо умолчать в своём рассказе о жемчужине советской эстрады, обоятельной исполнительнице, великолепной вокалистке Софии Ротару.
Вот уже 15 лет она сияет на песенном небосводе, даря людям частицу своего сердца и принимая с благодарностью цветы признания слушателей. Истые поклонники её таланта высоко ценят её работоспособность, доходящую до самоотверженности, до самозабвения, за её нежную мелодичность, высокое исполнительское мастерство. Лауреат международных и всесоюзных конкурсов, постоянный участник песенных фестивалей на телевидении и радио. Для неё пишут песни композиторы, её ждут зрители, воспринимая встречу с ней как праздник, её любят во всех уголках нашей огромной страны. Она много гастролирует, много работает, старается везде побывать с концертами – и в крупных городах, и в маленьких селениях ("Ведь люди так ждут встречи с песней – хорошей, лирической и социальной", - так она сказала в одном из своих многочисленных интервью).
   Для вас София Ротару исполняет песню Р.Паулса на слова Р.Рождественского, которая называется "Грустная песня".
   И в завершении сегодняшнего разговора о музыкальной современности надо сказать ещё об одном юбилее.
   Прошло ровно 25 лет с момента образования вокально-инструментального ансамбля "Битлз". Этого своеобразного законодателя музыкальной моды, родоначальника многочисленных ВИА.
   "Битлз" – это классика вокально-инструментальной музыки.
   Их можно слушать, где угодно и когда удобно.
   "Когда угодно" – именно так называется композиция лидеров этой группы Пола Маккартни и Джона Леннона (в составе группы были Ринго Старр и Джордж Харрисон).


Рецензии