Римские каникулы

                Римские каникулы
                (Рассказ Марка )   
Лечу навтречу неизвестности !
Приживусь ли на новой местности?

Моя обычная самоуверенность успокаивала жену и сына, но
в глубине души поселенные во мне Яковом Борисовичем Зельдовичем сомнения не оставляли меня.
Вена встретила нас солнышком подстриженной зеленой травкой Нас разместили в гостинице “Урания” со стороны ее черного хода в больших комнатах сразу на несколько семей Мы прогулялись по Вене пешком до улицы “миллионеров” с ее магазинчками ювелиров, осмотрели Венский оперный театр, кафедральный собор. Все показалось чужим, холодным, равнодушным, внешне похожим на Ленинград. Но где ленинградские пирожки с зеленым луком на Невском проспекте или копченная салака?
А когда около входа в гостиницу прошла высокая немка с лицом бульдога и с таксой  на поводке, а потом пробежала толстая крыса интерес к Вене пропал.  Искрометные оперетты Кальмана,  музыка Шраусса: “Сказки венского леса: Венский вальс”, мудрые идеи Фрейда, -  все сгорело в пламени Холокоста.  Город захватила безликая серость и даже архитектурные шедевры вроде дворца Габсбургов (комплекс Бельведер) стоят напоминанием о великом прошлом, как развалины древнего Рима.
Италия- второй этап нашего пути в Америку. Нас на неделю поселили в гостиницу “Аурелия” за Римом, расположенной на знаменитой Аппиевой дороге. Вдоль этой дороги когда то стояли кресты, на которых казнили воинов Спартака. Но почему в гостинице нет воды даже в унитазе? Я пошел к хозяину гостиницы. Он подвел меня к окну, из которого была видна канава. Там, свесив ноги в канаву, сидели парни и пили вино. ”Это муниципальные рабочие. Они водопроводчики. У нас в мэрии коммунизм! Как их заставить работать? Чуть что забастовка, бездельники! Коммунизм без ГУЛАГа не работает. ГУЛАГа пока у нас нет. Поэтому мы бедны”.
Рим мне запомнился автомобильными пробками. Молодые римлянки легко нашли выход из этой проблемы. Они пересели на мотороллеры. Для того, чтоб выбраться из пробки они вытаскивали свой мотороллер на тротуар и, немотря на пешеходов, прокладывали себе дорогу на тротуаре. Я чуть было не попал под колеса такой лихой красавицы. Она смотрела не на дорогу, а на зеркальце заднего вида, любуясь собой.
Нас попросили найти себе квартиру в окрестностях Рима. Пришлось переехать в знакомый многим эмигрантам Ладисполь. В центре этого приморского городка был фонтан - излюбленное место встречи эмигрантов. Недалеко от него базар, где эмигранты торговали тем барахлом, которое удалось вывести из Союза. В основном это были матрешки, значки, бинокли, устаревшие фотоаппараты. Я ходил увешанный подзорной трубой и фотоаппаратом. Вдруг увидел пожилого мужчину в добротном сером костюме с кинокамерой на ремешке. Видимо американский кинорежисер: “Сир! Прего!” показал я ему свою подзорную трубу. Он на чистом русском языке ответил мне: “Я тоже “прегаю”. (Прего- пожалуйста по итальянски).
Надо что-то делать! Хватит “прегать”. И я решился на отчаянный ход. Со своим английским лепетом я позвонил знакомому мне по случайной встрече на технической конференции американскому ученому. Еще на конференции я заинтересовал его идеей выработки электроэнергией новым типом химического элемента. И что Вы думаете! Мой шар попал в лузу! Американец прислал мне 1000 долларов на прилет в США и обустройство на новом месте. Знакомые по Ладиспольскому фонтану не могли поверить в мой успех.Я пытался им объяснить то, что американцев интересует только такая наука, которая может дать продукт, реализуемый на рынке. Теория, графики, зависимости, формулы их интересуют не сами по себе, а как средство для создания требуемого рынком продукта. Бывшие советские ученые были уверены в научном авторитете своих работ среди американских бизнесменов.
Им предстояло еще долго ждать приглашения от какой нибудь американской общины, согласившейся на патронаж, а пока жевать “крылья Cоветов”- самую дешевую пищу в Италии. Так кто-то из эмиргантов назвал индюшачьи крылья- отходы, образующиеся при изготовлении индюшачьего фарша.  Да и, попав в Америку без языка, надежды на достойную работу у них не было:- “Американцы привыкли кушать итальянскую пиццу, а мы их будем кормить пирожками”. Увы, надежды эмигрантов на пирожки не оправдались. Пирожки уже были известны в Америке. Спасла эмигрантов компьютеризация страны. Они быстро освоили новую для них специальность.


Рецензии