Поисевская история

ПОИСЕВСКАЯ  ИСТОРИЯ
Рассказ из повести «Сникерсы» моего детства»

Моему отцу Фариту
Гимадисламову
(1930-2008гг.)
посвящается

История возникновения села Поисево (по-татарски Пучы) весьма замысловата. По некоторым источникам поселению более 250 лет, хотя есть и такие исследователи, которые называют цифру в 400 лет. Однако последнее утверждение мне представляется весьма спорным.
Большинство предков нынешних жителей Поисева в свое время проживали у реки в деревне, ныне обозначенной на карте как Матвеевка Мензелинского района.
При Екатерине II насильственное крещение нерусских народов утратило государственную привлекательность. Аби-царица считалась просвещенной правительницей.
Для татарского народа наступил некий перелом. Можно сказать, что гонения прекратились.
А ведь совсем недавно, за несколько лет до ее правления, сразу же после покорения Казанского ханства, татары повсеместно переселялись из обжитых местностей с прекрасными водоемами к другим местам, где воды не было и в помине или имелись только мелкие ручьи и родники. Причем делалось это в большинстве случаев методом принуждения.
Старики рассказывают, что недалеко от привычного места проживания протекала небольшая речушка с обрывистыми берегами Сарашлы. Там находилось небольшое поселение под названием Пушы, которое со временем трансформировалось в ныне общепринятое Пучы.
Однако переселенцы не сразу обосновались в Пучы. Сначала они укоренились в деревне Бикбулово, что вниз по реке Ик, и только когда притеснения продолжились и там, свободно мыслящие люди отправились за лучшей долей в Поисево, где стали жить жизнью охотников. Лосей, лис и зайцев даже сегодня можно встретить в здешних лесах.
Почему русский перевод с татарского названия имеет замысловатое произношение и написание Поисево, мне выяснить не удалось. Полагаю, что это происки государственных служащих, которые всюду в казенных бумагах заменяли наименования татарских деревень на свой лад, чаще руководствуясь только им известными соображениями, чем правилами русского языка.
Бабушка со стороны отца рассказывала мне свою версию, в которой история возникновения Поисева больше похожа на сказку, чем реальность.
Мол, жили два брата. Поссорились однажды. Одного звали Пучы, а другого еще как-то. Из отцовского дома они выехали в разных направлениях и поселились в свежесрубленных избах. Со временем вокруг дома Пучы образовалось поселение с одноименным названием.
Матвеевка, Константиновка, Александровка – все эти русские деревни тоже хорошо подходят под эту сказку бабушки Мадины.
В то время я был либо слишком мал, чтобы расспросить более подробно. А более позднюю версию, изложенную в начале рассказа, я услышал совсем недавно от двоюродного брата Фирдаус-абыя.
Однажды, приехав в отпуск в Поисево, я стал расспрашивать о событиях, которые произошли до моего рождения, и узнал много интересного. Конечно, подробности ушли из памяти моих родителей, некоторые эпизоды им просто неинтересно вспоминать. Однако большинство из впечатлений, тем не менее, по-прежнему остаются яркими.
Мама, когда училась в школе, бывало, приезжала в Поисево, гуляла по чистым улицам,  смотрела на большие красивые дома и думала, как хорошо было бы жить в этой богатой деревне. Наверное, так бывает у всех. Помнится, у меня первое впечатление от знакомства с Казанью носило тоже столь же неожиданный характер. Правда, я был уверен, что поступлю в институт и проведу здесь несколько лет.
В Кулуново, где моя будущая мама жила с многочисленными сестрами и братом, дворов было мало. Это были маленькие покосившиеся избенки, крытые соломой и обмазанные коровьим дерьмом - скажем так. Правда, старательно покрытые побелкой.
К тому времени мама немного подросла, брат Самигулла уехал в Поисево и устроился на работу в редакцию газеты. До 1959 года село носило статус районного центра, и, к слову, весь район назывался Калининским в честь всесоюзного старосты. Поэтому здесь имелась типография, в которой печатали многотиражку. Самигулла Хайруллин, имея высшее образование, стал заместителем редактора. Ему выделили жилье при типографии, мама часто пешком приходила в Поисево к брату в гости.
В один из таких визитов она пошла в клуб, который был расположен как раз напротив типографии, где впервые и познакомилась с папой. Произошло это при весьма забавных обстоятельствах.

Отец мой вернулся из армии в 1953 году и сразу же поехал в город Гремячинск, где жила его родная сестра - Фасиха-апа. К сожалению, она недавно умерла. Первое время он жил у нее, осваиваясь в городе и привыкая к гражданской жизни. Другого способа вырваться из деревни, где по его собственному выражению процветало «крепостное право», не было. Правительство страны тогда все делало, чтобы крестьяне не могли вырваться из-под гнета колхозов с его трудоднями и работой с утра до вечера, которая, однако, не могла прокормить и достойно содержать семью.
В 1954 году умер Сталин, и проблема получения сельчанами паспорта стала не такой острой. Однако к тому времени мой отец Фарит Гимадисламов уже добывал свой хлеб где-то на подсобных работах. В перспективе обещали взять в забой, на работу в шахту, где и заработки были значительны выше и рабочий день нормирован.
Через несколько лет отец вернулся в родную деревню. Умер его отец, мой дед Шайхелисламов Гимадислам (род. 22 июля 1899года в деревне Поисево Калининского района ТАССР – так записано в его свидетельстве о рождении). Случилось это зимой, папа был молодым парнем и, немного погоревав, в ближайший выходной, одевшись в перешитую солдатскую шинель, отправился развлечься с приятелями в местный клуб, где проходили танцы.
Вернемся к маме. Она рассказывает:
- Возвращаемся с подругами. Вдруг какой-то парень обнял меня сзади. Я ему: «Ты что?», а он в смущении. Не говорит ничего, только улыбается. Я, конечно, вырвалась из объятий. Такое было в семье строгое воспитание. А сама спрашиваю у подруг: «Кто этот парень?»  Одна из товарок вспомнила: «Это же сын недавно умершего Шайхелисламова Гимадислама, семья которого на окраине села живет.  Только знаем мы его плохо, его давно в деревне не было. Где-то на Урале трудится или еще где… страна ведь большая».
В общем, эта случайная встреча запомнилась маме надолго. Однако в скором времени свидеться не пришлось. Папа снова уехал на заработки. Мама поступила учиться в сельскохозяйственное училище в ближайшем к ним городе - Мензелинске. В хлопотах и повседневных заботах образ понравившегося дерзкого парня стал забываться.
Однако судьбе было угодно снова их встретить и завести между ними более плодотворный диалог.
Папа, как он сам рассказывает, в летний отпуск приехал опять в Поисево, и уже вел себя совсем не робко. Совсем не так странно, как в первый раз. Видимо, бремя разлуки  наложило отпечаток на его поведение. Папа, не долго церемонясь, заявил:
- Ты мне очень понравилась. Выходи за меня замуж. Если ты согласна, мы скоре поженимся, и я увезу тебя на Урал.
Урал. По тем временам это звучало. Предложение, что и говорить,  произвело на маму сильное впечатление. Вот так, напрямую, прежде ей никто не делал предложения. Вот только что немного смущало ее, так это неожиданность и напор молодого парня.
Мама посоветовалась со своей сестренкой - моей тетей. Альфия-апа была не только поверенной в сердечных тайнах и верной подружкой, но и умела по-взрослому ловко и грамотно решать любые возникающие проблемы. Так было уже не раз.
Самая главная из предстоящих проблем - это: как  рассказать своей маме о предстоящих планах. Неизвестно, как та отнесется к неожиданному изменению в семье.
И тогда Альфия пошла на хитрый и по тем временам неожиданный трюк.
- Мама, я полюбила парня и хочу выйти за него замуж, - объявила она, вызывая тем самым огонь на себя.
Их мама, моя бабушка не была готова к такому повороту событий. Зачастую родители любой факт, говорящий о взрослении своих детей, воспринимают болезненно. В те годы все было точно также.
- Как же так, - сказала она, - ты хочешь выйти замуж, а твоя старшая сестра останется старой девой?
Никакой логики в подобных рассуждениях, конечно, не было. Но у пожилых людей свое мировоззрение, своя правда.
- Согласна.  Давай не будем нарушать сложившийся порядок. - Альфия была послушной дочерью. - Пусть Марсила сперва выйдет замуж.
- А у нее есть кто-нибудь на примете? - вынуждена была поинтересоваться мама, раз уж разговор пошел о матримониальных планах.
- Есть.
- Это хорошо, - обрадовалась мама, - а я его знаю?
- Из хорошей семьи…
Сестрички хором стали описывать достоинства будущего жениха.
- Завтра он придет свататься, - сообщили они, полностью введя свою мать в умиление.
Сказано - сделано. Семья с воодушевлением стала готовиться к приему гостей.
Вот так, в очень короткие сроки был решен вопрос о свадьбе, и через положенное в таких случаях время родился я.


Рецензии