Хозяйка большого дома

     Они жили по соседству. Ежедневно виделись в школе. Он был на год старше, учился и дружил с одним из её братьев и частенько бывал в их доме. Но она тогда и предположить не могла, что её судьба уже предрешена.
     О его чувствах узнала, когда его забрали в Армию. С далёкого Сахалина начали приходить на её имя нежные, трогательные письма. Она отвечала вначале сдержанно, а потом вдруг поймала себя на мысли, что ждёт их с нетерпением, и волновалась, когда очередное его письмо вдруг задерживалось.
     Свадьбу сыграли сразу же после его демобилизации. Через год родился их первенец, и вскоре молодая семья переехала в Ереван. Муж поступил в институт. Он учился и работал. Она занималась хозяйством, растила детей (в Ереване  у них родился второй сын). Бухгалтерские курсы, которые она окончила, помогали умело распределять незамысловатый семейный бюджет.
     После окончания института муж решил перебраться в Новгород. Пришлось сниматься с уже привычного насиженного места, но это её не пугало. К трудностям она привыкла и не боялась их. Жаль только было расставаться с родными. Так далеко от них она ещё никогда не уезжала.
     На новом месте освоилась быстро. С одинаковой любовью и заботой свивала и обустраивала семейное гнёздышко вначале в общежитии, потом в небольшой двухкомнатной квартире, которую им дали после рождения третьего сына.
     Пока дети были маленькими, семейные заботы отнимали всё свободное время. Приходилось постоянно штопать, перешивать их одежду, чтобы были одеты не хуже других. Соседки постоянно удивлялись, как ей удаётся на одну небольшую зарплату мужа, молодого специалиста, содержать в таком идеальном порядке дом и детей.
     Когда детей устроили в детский сад, стало немного легче. Семейный бюджет пополнился её зарплатой, но заботы по дому, дети, радости и огорчения мужа по-прежнему были для неё на первом плане. Они привыкли решать и делать всё сообща. Он всегда в трудную минуту советовался с ней, доверяя её женской мудрости и интуиции.
     Муж быстро продвигался по служебной лестнице. Его организаторские способности и накопленный в Новгороде опыт работы позволили с началом перестройки организовать своё дело. И тут наконец-то её заветная мечта – жить в большом просторном доме, где в дни семейных торжеств за вместительным обеденным столом можно собрать всех близких и друзей, - воплотилась в реальность. В таком доме она жила в родной Армении до замужества. В их семье было шестеро детей, и дом всегда был наполнен весёлым детским гомоном.
     Женились старшие сыновья, у них появились свои дети, и её мечта – дом, наполненный весёлыми детскими голосами, - практически осуществилась. Однако в последнее время невеселые думы стали всё чаще омрачать её радость. И виной всему стала затянувшаяся, как ненастная осень, перестройка. С одной стороны она позволила осуществиться её заветной мечте – обрести просторный дом, в котором всем домочадцам хватит места и о котором она так мечтала. А с другой –  всё учащающиеся огорчения и обиды  внуков, доставляющие ей серьёзные переживания за их будущее.
     Она даже представить не могла, чтобы у  детей возникли в своё время подобные проблемы. А вот за внуков  стала по-настоящему переживать. Всё чаще и чаще  приходили они из школы с заявлениями, что больше никогда не переступят её порога. Всё реже и реже выходили  за ворота дома, чтобы поиграть со своими сверстниками. Слишком уж недружелюбными становились для них дразнилки и приколы  одноклассников и «друзей» детства. И она уже начала всерьёз жалеть, что когда-то поддалась на уговоры мужа и покинула  родную Армению.


Рецензии