Сюжет. Снимаем
Большинство из вас удивятся, если узнают, что несчетное множество всевозможных сюжетов окружают их каждый день! Надо только приглядеться повнимательнее к таким "обычным" вещам и понятиям, как....
...Отношения между людьми
Как складываются отношения между твоими одноклассниками, ребятами во дворе, в спортивном клубе? Каковы твои отношения с миром взрослых - родителями, учителями, соседями? Кто кого воспитывает.
Все, что происходит между людьми, что меняет их отношение к жизни, достойно того, чтобы лечь в основу сценария фильма, очерка или сюжета.
...Место, где ты живешь
Что происходит там, где ты живешь? Чем знаменита твоя "маленькая родина"? Может быть, герои, которыми можно гордиться, чьи слова и дела меняют жизнь в лучшую сторону, живут где-то по соседству?
...Средства массовой информации
Телевидение, газеты, журналы или Интернет могут послужить отличной основой для сюжетов. Может, какую-то информацию о событиях в нашей стране или в других странах тебе хотелось бы изучить поглубже, рассмотреть с разных точек зрения?
Главное правило для сценариста: смотри на жизнь во все глаза!
Интересуйся тем, что происходит вокруг тебя! Имей по всем вопросам свое собственное мнение! Люби и старайся понимать окружающих тебя людей!
Теперь, когда ты знаешь «где» и «что», тебе надо подумать «как».
Как ты собираешься рассказывать свою историю?
Вот несколько моментов, о которых стоит задуматься:
В каждой истории рассказывается о том, что случилось, с кем случилось, где и почему. Но ты заметил, что об одном и том же событии можно рассказать по-разному?
Нам нужно представить персонажей, назвать проблему или конфликт, который должен разрешиться в сюжете. Такой тип изложения называется повествовательным.
Например: Ты хочешь снять сюжет на тему «Наш класс на экскурсии» . Ты можешь рассказать о поездке от своего лица, от лица сопровождающей вас учительницы, с точки зрения твоих родителей или попутчиков из поезда. А может, эту историю расскажет кто-то из жителей города, который подвергся нашествию такой шумной оравы?
Формат и жанр
Выбери формат и жанр, который лучше всего передаст главную идею твоего сюжета. Согласись, документальный фильм "Наш класс на экскурсии" и комедия "Наш класс на экскурсии" - это огромная разница.
В первом случае ты уделишь внимание реальным событиям, через них постараешься рассказать о городе, его памятных местах, истории, попробуешь предать впечатление от поездки.
Во втором – сконцентрируешься на забавных и смешных ситуациях, которые произошли или могли произойти с ребятами во время поездки.
Участники нашего проекта могут выбрать для работы один из трех понравившихся форматов:
• Документальный фильм.
• Ролик социальной рекламы.
• Наконец, художественный фильм, со всем его разнообразием жанров - комедия, мелодрама, триллер, боевик, вестерн и т.д.
Хорошо, часть основных решений принята, теперь можно переходить к сценарию.
Сценарий
• Реши, с чьей точки зрения будет вестись повествование (кто рассказывает и что собирается рассказать).
• Не пользуйся словами, если историю можно рассказать при помощи картинки.
• Приведи своих зрителей на место действия.
• Сценарий должен включать описание места действия, декораций, костюмов.
• Голос за кадром описывает, что произошло или скоро произойдет, объясняет, как события связаны друг с другом.
• Вовлекаешь ли ты зрителя в сюжет? Разжигаешь ли его интерес так, чтобы ему захотелось смотреть дальше?
Что нужно сделать, чтобы получился хороший сценарий?
Все видеосюжеты показываются при помощи картинок и слов. Хороший сценарий очень важен и служит руководством, указывающим те кадры, которые должен снять оператор.
Как начать сценарий?
Начни так, будто описываешь последовательность событий, которые тебе отлично известны. Первая задача – чтобы те, кто будет это читать, поняли, как ты себе представляешь развитие сюжета и как это можно было бы снять.
Развитие сценария
Построй сценарий на следующем:
• Начало – вызывает интерес и желание смотреть твое видео. Подумай об этом. Если ты смотришь телевизор, и тебе не нравится начало фильма или программы, ты, скорее всего, переключишься на другой канал. Всегда помни об этом и постарайся, чтобы твои зрители не сделали то же самое!
• Центральная часть – исследует и объясняет действие.
• Концовка – разрешает проблему или конфликт сюжета.
Еще один инструмент тебе в помощь – раскадровка. На ней можно разместить больше деталей, чем в списке кадров. Это взгляд на твой сценарий кадр за кадром. Ты можешь использовать наклеивающиеся фигурки, чтобы показать, какое действие будет происходить в каждом кадре, и слова, чтобы описать каждый кадр.
После того, как у тебя будет готов рабочий сценарий, составь список кадров – картинок или сцен – которые нужны, чтобы лучше изложить сюжет. Одновременно с диалогом твой сценарий должен рассказывать о персонажах и месте действия твоего сюжета.
Итак, сценарий у тебя есть, ты уже совсем близок к съемкам, но…..
Готов ли ты снимать?
После того, как сценарий разработан, реши:
• Где будут проходить съемки?
• Как добраться до того места, где ты будешь снимать?
• Подходящее ли там освещение?
• Нужно ли разрешение для ведения там съемок?
• Сколько времени ты будешь снимать?
• Какой реквизит – костюмы, декорации и т.д. – тебе понадобится?
Роль тех членов команды, которые не появляются перед камерой, так же важна, как и тех, кто работает в кадре – ведь без поддержки умелой команды, работающей над постановкой сюжета, они вряд ли смогут выглядеть и звучать так же хорошо. Ты можешь сам работать с видеооборудованием, координировать действия членов команды или же выступать в одной из перечисленных ключевых ролей:
Сценарист
Сценарист перерабатывает идеи и темы сюжетов в сценарии.
Во многих командах есть несколько сценаристов, каждый из которых отвечает за разные части сюжета.
Режиссер
И в игровом, и в документальном кино режиссер - ключевая фигура, и от того, как он "увидит" каждую сцену, может зависеть судьба всей картины.
Режиссер вовлечен во все аспекты создания фильма, от поддержания духа команды и до окончательного монтажа. Ему или ей необходимо удостовериться, что оборудование работает, и координировать расписание съемки и монтажа.
Оператор
Оператор работает с камерой во время съемки. При создании фильма операторскому "почерку" придается важное значение.
В Америке, где этот проект работает уже давно, в команде чаще всего не один, а несколько операторов, каждый из которых отвечает за съемку разных частей сюжета. Оператор также отвечает за то, сколько времени записи осталось на диске (кассете) и проверяет, хорошо ли подключены микрофон и видеомониторы.
Режиссер монтажа (монтажер) – это тот человек, который берет сырой отснятый материал и превращает его в плавный видеоряд. Монтажеры тесно работают с режиссерами, звукооператорами и музыкальными редакторами.
Музыкальный редактор.
Этот член команды помогает отобрать музыкальное сопровождение для фильма - пленки или компакт-диски.
Соберитесь командой и составьте список контрольных вопросов для каждой съемки, чтобы знать, что все, что нужно, есть и готово к работе.
Члены команды должны проверить оборудование до начала съемки. Например, режиссер должен требовать проверки звука, чтобы удостовериться, что микрофоны включены.
Режиссер должен иметь при себе список кадров и вычеркивать оттуда отснятые кадры.
Оператор проверяет, достаточно ли места на диске (кассете) для завершения каждого дубля, а также правильно ли подписан каждый диск (кассета).
Это классно!
Чем сложнее твои видеосюжеты, тем больше времени и усилий они требуют. Но это не должно тебя останавливать. Действительно, тебе придется много работать, но чем больше усилий ты вложишь, тем лучшего результата добьешься.
Те технические навыки и опыт общения, которые появились у тебя в дни работы над фильмом, еще не раз пригодятся тебе в будущем!
После того, как вся работа завершена, ты будешь рад, что затратил больше сил на то, чтобы создать фильм, которым ты и твои товарищи по команде смогут гордиться.
Теперь ты готов к тому, чтобы запустить камеру. Вся работа, проделанная ранее, поможет сделать именно то, что ты хочешь.
Не секрет, что, впервые оказавшись пред камерой, люди ведут себя по-разному. Некоторые из них – прирожденные актеры, а кто-то, наоборот, начинает смущаться. Но даже профессионалы иногда нервничают. Вот несколько советов, как подготовиться к работе перед камерой.
Они пригодятся и тем, кто пробует себя в документальном кино, и тем, кто мечтает о карьере киноартиста.
Запоминание
Если ты решаешь подготовиться к съемке, выучив свою роль, практикуй не только слова, но и тон голоса. Если ты говоришь о серьезных, смешных или грустных вещах, тон должен соответствовать твоему рассказу. Нужно понять тему для того, чтобы не звучать невыразительно или неубедительно. Когда ты понимаешь тему, ты можешь импровизировать, если забудешь какие-нибудь слова
Импровизация
Вероятно, при подготовке документального кино кому-то больше подойдет составление общего плана того, о чем он собирается говорить перед камерой, и добавление деталей к нему по ходу выступления. Один из приемов – излагать сюжет так, как будто ты кратко рассказываешь обо всем другу по телефону.
Удержание зрительного контакта
Зрительный контакт – ключевая часть эффективного выступления перед аудиторией. Смотри в объектив камеры, когда говоришь, и не отводи глаза в сторону, потому что, если ты это сделаешь, так же поступят и твои зрители.
Темп и самообладание
Запомни – говорить надо чуть медленнее, чем в обычной жизни. Когда ты говоришь быстро, ты рискуешь запнуться, неправильно произнести слова, сбиться или вообще забыть свою роль. Потренируйся в произнесении трудных слов, говоря четко и равномерно.
Камера
• Попрактикуйся в изменении масштаба, слежении за объектом, вертикальной панораме, перемещении, не записывая на диск.
• Экспериментируй, ставя камеру в различное положение.
• По возможности пользуйся штативом. Удерживай камеру неподвижно, прижимая к телу локоть той руки, в которой ты держишь видеокамеру.
• Пользуйся раскадровкой и списком кадров в качестве инструкции к съемке.
• При съемке кадра следи за тем, движется объект или же он неподвижен – это поможет тебе определить, как правильно его снимать.
• Привыкай двигаться вместе с видеокамерой вместо того, чтобы использовать изменение масштаба трансфокатором (зумом).
• Угол камеры влияет на восприятие зрителя, то есть, если ты снимаешь сверху, объект будет выглядеть меньше и беззащитнее; если ты снимаешь снизу, объект кажется большим и сильным; если снимать на уровне глаз, объект будет выглядеть равным.
• До начала съемки записывай в течение 30 секунд с неснятой крышкой объектива.
Для более плавного монтажа начни запись за 5 секунд до начала съемок.
Свидетельство о публикации №211062101138
Корреспондент 21.06.2011 18:30 Заявить о нарушении