Какая музыка звучала

Впечатления и размышления после концерта.

Под тяжестью повседневности начинаешь с грустью понимать, что уже всё реже и реже  получаешь  «радости скупые телеграммы».
 
А, может быть, в этом и есть  мудрость жизненного устройства. Жизнь, как радуга - многоцветна и полна неожиданностей. Тут уж важно не утратить внутри себя способность отклика на это  многообразие и смену  цвета…
     73-й концертный сезон в Большом концертном зале Минской Филармонии. Ожидая инициаторов нашего «культпохода», вглядываюсь в лица пришедших на концерт. Немножко грустно – всё те же бывшие театралы, вернее театралки, в основном усталые и встревоженные. Представителей сильного пола – единицы.
 
И вдруг перед Филармонией буквально, как по велению волшебника, вырастает массовка молодёжи.
Сейчас у нас в городе довольно часто  возникают то тут, то там  акции
протеста - «проста гуляем па городзе».
 
Решила – скорее всего, это именно  такой  формат.
Присматриваюсь. 

Нет, здесь что-то другое. Лица светятся, смех, улыбки, объятия, все с огромными букетами. Очень скоро открывается  загадочность такой встречи и праздника…

Предстоял концерт известной Ирины Богачевой и её учеников.
Прима приготовила  для нас много сюрпризов.

В составе концертной группы  четверо из шести участников  -  выпускники белорусских музыкальных школ, ныне учащиеся Санкт-Петербургской консерватории.
Будучи студентами 3-4 курсов, они уже все лауреаты международных конкурсов.
 
Вот и увидели мы перед концертом молодёжь, которая пришла на встречу со своими друзьями, бывшими  однокурсниками. Их предвкушение праздника стало своеобразным камертоном  - настройкой на радость и восхищение.

Концерт превзошел все ожидания.
Здесь и наслаждение прекрасной музыкальной программой, талантом молодых, гордостью УЧИТЕЛЯ  за своих питомцев.
 
Открыла концерт выпускница  отделения сольного пения Минского государственного музыкального училища им. М.И.Глинки, ныне студентка Санкт-Петербургской консерватории класса профессора И.П.Богачёвой  – Анна Налбандянц.
 
Такая хрупкая, совсем ещё девочка, и так сильно и трогательно исполнила монолог Чио-Чио-Сан, а её «Болеро» - (композитор Л.Делиб)  буквально взорвало зал.  Анну  засыпают цветами…

Так же тепло зал  встречает  своего земляка – Павла Валужина. Он выпускник Молодечненского  музыкального училища и тоже  ученик  Ирины Петровны. С каким драматизмом молодой артист  исполнил сложную партию Лориса из оперы «Федора». Зрители рукоплещут – Бис! Браво!  Невозможно сдержать слёзы, когда к сцене подбегают близкие из родного г.п.Радошковичи.
Мы сидим рядом и слышим, как маленькая девочка, видимо сестрёнка, шепчет:  - «Я соскучилась. Я так за тебя рада».

Не успеваешь перевести дух новое потрясение  -  Александр Гонца. Тоже выпускник Минского  музыкального училища и сокурсник  ребят. Он буквально покорил красотой голоса. Чистый, глубокий баритон, великолепная дикция. Это уже зрелый артист. Некоторые именитые баритоны могут начать волноваться. Подросла  достойная смена.

Исполняя романс С.Рахманинова  «Письмо к К.С.Станиславскому», он разыгрывает целый музыкальный спектакль. Тонко и искренне передаёт задумку композитора, его мысли и чувства.
«От чистой души»  звучат слова признательности юбиляру. Здесь такая гамма переживаний: чуточки тоски, радость за друга, лёгкий, добрый юмор. Заслуженно Александр получает свои аплодисменты и цветы, цветы…

Долго не отпускают слушатели исполнительниц русских романсов - Марию Галкину, Анастасию Кикоть.
 
Полон страсти и тревоги  звучит совместный  дуэт Анастасии с великолепным артистом,  учеником  того же класса  - Борисом Пинхасовичем.  Зал  гудит – бис!.. браво! Они исполняли   дуэт Леоноры и Графа де Луны  из оперы  «Трубадур».

Второе отделение – Ирина Петровна Богачева.

Всё-таки напомню: солистка Мариинского театра, Народная артистка СССР, Лауреат Государственной  и многочисленных международных премий, профессор Санкт-Петербургской консерватории, заведующая кафедрой сольного пения.
 
Международное признание к ней пришло рано.
В 1967 году  в Бразилии она  была удостоена первой премии и признана лучшим меццо-сопрано. Тогда о ней, двадцати восьмилетней  солистке писали:  - «Сказочный талант, красивейший голос, темперамент, резервы диапазона, необъятная  коммуникативность и изысканный вкус…».
 
Какое счастье видеть и слушать её и сейчас. Ни одного из перечисленных качеств она не утратила. Даже добавила -  окрепший  по выразительности артистизм, зрелую элегантность и верность  традиции высокой духовности.

Помню, в середине  70-х  слушала  впервые её Кармен  и Графиню. 
У Ирины Петровны так и остались эти работы любимыми.
 
Теперь, слушая её, хорошо понимаю, почему с тех пор  запомнила её героинь.
У Богачевой своя трактовка Графини. Это усталая, одинокая, старая дама.  Ария Графини звучит, как боль невозвратимого прошлого. Какие тонкие и нежные ноты в воспоминаниях  о молодости. А эти удивительные переходы, выраженные голосом, жестами, мимикой от жесткости к сентиментальной нежности…

Слушая всё, что исполнила Ирина Петровна, можно сказать только одно – волшебство!

И.П. Богачева прекрасный педагог. Завершение концерта – это торжество её любви к своему зрителю, своим ученикам.
 
Уже на бис выходят все участники концерта и представляют зрителю маленький капустник из знакомых арий и мелодий. Какая игра голосов, взаимопонимание и радость общения. Здесь очень мило включается  аккомпаниатор Елена Гаудасинская, заслуженная  артистка России.

Аплодисменты, аплодисменты…цветы…  возгласы  -  «Спасибо!  Спасибо за наших детей, за талант и сердечность».

Что может сделать музыка! 
Из зала выходят бодрые, счастливые люди, чувствующие плечо друг друга. 
Какая-то компания, скажем так, зрелых «барышень», прощаясь,  игриво желают: - «Девочки, радости! любви!»…

Сложно объяснить, как возникают ассоциации…
 
Но на следующий день после концерта  почему-то захотелось послушать Седьмую симфонию Д.Шостаковича. Вспомнился Ленинград, питерские  друзья- блокадники. 
Да, и дата  - 22 июня…
 
Слушаю и листаю  страницы воспоминаний о первом  исполнении  симфонии в осаждённом  Ленинграде.   «На  365-й день блокады в переполненном  зале Филармонии сидели полуголодные люди. На концерт некоторые слушательницы  надели  довоенные бархатные платья, которые висели на них, как на вешалке…  Встречались в зале знакомые буднично приветствовали друг друга – О, вы живы! … Симфония дарила  им силы и веру…».

Другое сейчас время, другие мы…

Но, вспоминая тех  людей - слушателей и исполнителей, для которых каждая часть симфонии была музыкальной духовной победой, понимаешь и веришь,
что так устроены люди: когда трудно и совсем не очень весело -
"сердце просит Музыки вдвойне..."                               


Рецензии
Дина, добрый день.
Господи, как же я давно не был в филармонии. А вот прочитал вашу миниатюру и захотелось.
С уважением, Андрей

Никонов Андрей 2   14.02.2023 12:11     Заявить о нарушении
Солидарна с вами, Андрей.
Скучаю по живой музыке.
Доброго вам дня и настроения.
С теплом,

Дина Иванова 2   15.02.2023 11:02   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 42 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.