Овощи с рисом

Когда-то я считала, что овощные блюда очень полезны, но как подсказывает мне теперешний мой сыроедческий опыт, это не совсем так. Любая термическая обработка овощей убивает в них не только всем известные и так необходимые нам витамины, но и малознакомые ферменты-энзимы, расщепляющие пищу до составляющих ее элементов, которые организм использует как строительный материал для новых клеток и как источник энергии. В этом и состоит суть питания. Энзимы есть во всех сырых продуктах. Для усвоения же продуктов подвергшихся жаренью-варенью нам приходится тратит свои внутренние ресурсы, которые, как ты наверное понимаешь, имеют предел. Всё логично и правильно было бы, если кушать только сырые овощи и фрукты, злаки, орехи и семена. Это действительно полезно и в общем-то вкусно, если привыкнуть, но.... всё дело - в этом "но"... привычка - очень сильная штука... я поняла, что еда это не питание, еда - это наслаждение вкусом, как говорили в какой-то рекламе... еда - это эмоции и воспоминания, а уж совместная трапеза - настоящий магический ритуал... чего только стоит бабушкин супчик из детства или тетушкины пирожки... но это очень длинная отдельная тема - я увлеклась... ведь я хотела рассказать тебе, мой дорогой читатель, о том, как я готовлю овощи с рисом... потому что вкус, вернее воспоминания о нем, в какой-то момент победили правильную логику сыроедения в моей жизни...

И ещё как-то я поняла, что мне нравится готовить... меня увлекает сам процесс... особенно если я готовлю для кого-то, а не только для себя одной... тогда получается особенно вкусно... Конечно мои кулинарные способности трудно назвать выдающимися - пирогов печь не умею, борщей не варю, даже котлеты не жарю. Вот такая я стряпуха. Но под настроение... иногда... люблю постоять у плиты с поварешкой, пошинковать, покудесничить смешивая пряности и экспериментируя на ходу... Неслучайно же говорят, что кулинария - один из видов самой древней магии )
Под это самое, магическое, настроение я всегда берусь готовить свое любимое блюдо - овощи с рисом... Кто-то называет это рагу... кто-то - ро-та-туй, я же просто - овощи с рисом.

Это блюдо можно готовить в любое время года из всего того, что найдется в холодильнике, ведь подойдут любые замороженные смеси из супермаркета и даже консервированный зеленый горошек и кукуруза, но особенно я люблю это делать летом и осенью, когда в доме воцаряется изобилие свежих овощей и трав. Комбинация и пропорции могут быть любыми. Переборщить у меня не получалось. В принципе, можно обойтись и без риса, но это совсем другое дело, получается много овощного сока, который, выпариваясь, пропадает за-зря. И тогда к овощам нужно готовить что-то еще, что бы было сытно.

Ну что ж... Начнем с посуды. Исключительно ради таких случаев в кухне моей обитает сотейник. Как оказалось, далеко не всем хозяйкам он знаком. У меня сотейник - это ковш с толстыми стенками литра на полтора из какого-то алюминиевого сплава, с длинной деревянной ручкой и тяжелой крышкой. Длинная ручка удобна при размешивании. Мама моя готовит это дело на всю семью в гусятнице, у нее объем больше, но ручки короткие и металлические - размешивать неудобно: того и гляди свернешь всё это хозяйство на себя. Еще понадобится растительное масло. Я обычно использую рафинированное подсолнечное - оно не пенится и не горит.
Беремся за овощи. Что у тебя там есть? - Хорошо если есть морковка, достаточно одной крупной, с ней вкуснее получится. Пробовала без моркови - скучновато. Раньше я всегда добавляла еще головку репчатого лука, но потом поняла, что организм мой с жареным луком не дружит, поэтому сейчас обычно не кладу. Ну это - на любителя. Чистим морковку и трём на крупной тёрке, пока трём, разогреваем сотейник и наливаем в него масло. Я всё делаю на глазок. Масло наливаю так, чтобы донышко покрылось, потом буду добавлять его по мере необходимости, опять же на глазок. Натёртую морковку - прямиком в горячий сотейник. Если готовим с луком, то лук поджариваем в первую очередь, потом добавляем морковь.

Не помню уже, у кого я так научилась чистить и резать лук, что бы почти не реветь в процессе, но приём очень эффективный. Если срезать у луковки донышко и макушку, то шелуха отходит легко и быстро - слёз уже меньше. Дальше режим: сначала по-палам от макушки к донышку и сразу обе половинки переворачиваем срезами на доску. С каждой половинкой поступаем так: придерживая средним и большим пальцами за бока режим опять от макушки к донышку или от донышка к макушке - это уж как получится, главное - не давать ломтикам при этом рассыпаться, так сок не растекается, потом, удерживая все ломтики на прежних местах, режим от бочка к бочку - поперек прежних срезов. Всё - одна половинка готова, отправляем ее в масло, что бы не мучила нас слезами, а со второй поступаем также. Таким способом можно спокойно перерезать целую гору лука - проверено )

Огонь под сотейником вначале должен быть достаточно сильным, что бы лучок слегка подрумянился, а морковка притомилась. Если смесь получается суховатой, понемногу добавляю масло, но не усердствую в этом. Поджаривать лук и морковь можно немножко, можно и по-дольше - кто как любит. Потом я добавляю немного воды, чтобы начать тушить. Всё время закрываю сотейник крышкой, что бы не парило и что бы сок не улетучивался. Мне кажется, что в нём - весь вкус. Время от времени заглядываю в сотейник и помешиваю овощи. Дальше в сотейник попадают молодые или не очень кабачки, порезанные кубиками размером с ноготок, шинкованная белокочанная  капуста, если есть такая в доме, недавно у меня были даже стебли сельдерея, а зимой прошлой в ход пошел и сам корень сельдерея, который долго скучал в холодильнике. Стебли почему-то не дали сильного аромата, а вот с корнем в тот раз получилось очень интересно. Кажется, я тогда даже никаких приправ добавлять не стала. Сельдерей сделал всё сам. Еще можно добавить и баклажан, и болгарский перчик, и томат, и чеснок - смотри по желанию и наличию.

Когда класть рис и сколько? - Резонный вопрос. На мой полутора литровый сотейник я больше одного стакана обычно не кладу. А если посуда пообъемнее и с едоками проблем нет, то можно и по-больше взять. Лишь бы не получилось как в рассказе Носова "Мишкина каша". Момент же для риса наступает тогда, когда овощей в сотейнике уже больше половины объема и они потихоньку стали давать сок. Я закладываю овощи по мере нарезания: нарезала-положила, нарезала-положила, и они там потихоньку томятся. Останавливаюсь обычно тогда, когда крышка уже не ложится ровно, а немного приподнимается над сотейником от обилия овощей. Воды сразу много лучше не добавлять иначе начнет булькать и сильно парить, лучше понемногу несколько раз. И важно всё хорошенько перемешивать, что бы жидкость равномерно распределялась и не начало пригорать.

Соль и приправы. Ну тут совсем - дело вкуса. Я сейчас не солю вовсе, потому что потом, уже в тарелку добавляю или кетчуп или майонез, а в них соли и так хватает. Соль вообще-то очень вредная штука. С пряностями - простор для фантазии. У меня это дело ограничивается какой-нибудь смесью из пакетика типа "хмели-сунели" или "смесь перцев". Лавровый лист как-то не люблю и душистый перец тоже. Но вот что я обычно сейчас всегда добавляю, так это зира. Её вкус мне полюбился давно, но я тогда не знала про нее совсем. С девчонками с работы мы иногда в обед бегали в соседнюю узбекскую шашлычную, но ели мы там не шашлыки, а плов. Что это за плов был, я тебе скажу... чудо, а не плов... и зира в этом чуде играла очень важную роль - аромат её не спутаешь ни с чем. Потом я как-то выведала тайну этого аромата, по-этому зира у меня теперь всегда водится. Узбеки в плов еще добавляют кисленькие ягоды барбариса. У меня на кухне такие тоже бывают, иногда добавляю их в своё творение.

Когда будет готово? - На глазок. Всё зависит от риса. Он должен стать съедобным в твоем понимании, а оно у каждого своё, как известно ) К тому времени овощи уже будут готовы наверняка.

Ну вот, пожалуйте к столу. Можно еще нарезать свежую зелень укропа и петрушки...
Сыроедам такая вкуснятина только снится ))))))))))))


Рецензии