Жемчужина Нежного яда

                Патрисия Франца

                жемчужина «Нежного яда»

Эта актриса буквально заставила меня смотреть теленовеллу «Нежный яд». Актерская игра и образ, созданный авторами сценария, меня поразили своей цельностью и мощью. В бразильских теленовеллах именно такой тип интриганки, преступницы встречается редко. Чаще мы видим психически неуравновешенных истеричных женщин с манией величия, как Мария Режина из этого сериала и близких к ней героинь, это достаточно распространенный типаж, уже даже сериальное клише.

Кларисси Рибейра, героиня Патрисии Франца, отличается от них тем, что она, будучи хитрой, по-настоящему умной и как никто проницательной, лишена высокомерия, истеричности и желания пускать пыль в глаза окружающим (и прочих «царских» замашек, очень часто делающих интриганок карикатурными). В ней нет ничего патологического или маниакального, ее злость, желание отомстить, жесткость, безжалостность по-человечески очень понятны и остаются в рамках так называемой «нормальности». Что делает наблюдение за ней гораздо более интересным и захватывающим, чем наблюдение за маниакальным преступником, с которым все ясно и который достаточно предсказуем и однообразен.

 Она спланировала идеальное во всех деталях мошенничество и осуществила его из мести. Ее отец, Валдомиру Серкейра в молодости, будучи бедным юношей, встретил мулатку Белмиру Рибейра. Молодые люди увлеклись друг другом, Белмира забеременела. Но Валдомиру, не успев от этом узнать, уехал по своим делам. И так и не вернулся. (По дороге он встретил другую женщину, Элеонор, и влюбился с первого взгляда, она и стала его женой.) Плюс ко всему, он взял у Белмиры ее сбережения в долг. Но не появился и не вернул деньги. Белмира родила дочь Кларисси и вырастила ее одна. Она работала день и ночь, чтобы дать ей образование. И дочь стала адвокатом, защитником бедняков. Много лет назад, когда Кларисси была ребенком, ее мать увидела в газете фотографию Валдомиру Серкейры с семьей. Он разбогател, стал «мраморным королем», основал целую империю. Мать разозлилась, увидев, как живет отец ее дочери и ее единственная любовь, начисто забыв о ее существовании. Она сказала своей дочери, кто ее отец, и по чьей вине они живут в бедности. Она, умирая, взяла с нее клятву отомстить Валдомиру. И после смерти Белмиры Кларисси придумала план, как это сделать.

Она навела справки о семье Валдомиру, выяснила, что он уже охладел к жене и не живет с ней. Он одинок, его отношения с детьми оставляют желать лучшего. Никто в семье, кроме младшей дочери, его не понимает. Она поняла, что появление молодой и красивой женщины могло бы взволновать его и заставить влюбиться. Причем, желательно, чтобы эта женщина была из простых, потому что Валдомиру в душе остался простым работягой, аристократические замашки жены ему всегда были не по нраву. И даже собственные дети стыдятся его манер, так и оставшихся простонародными.

Кандидатура на роль возлюбленной Валдомиру была выбрана идеально – женщина по имени Лавинья была из простой семьи, она работала в магазине и имела не безупречную репутацию в отношении денежных дел. Кларисси удалось вытащить Лавинью из одной передряги, кроме того, она согласилась представлять интересы ее брата, Аделмо, который сидел в тюрьме. Лавинье одной тяжело было растить сына Аделмо, она очень хотела, чтобы брат вышел на волю и помогал им. И она согласилась участвовать в афере, задуманной Кларисси, в обмен на то, что та вызволит из тюрьмы ее брата.

Лавинья (Глория Пирез) была моложе Валдомиру, но и не была юной девушкой, она как раз могла бы его заинтересовать. Она была привлекательна и себе на уме. У нее были незаурядные актерские способности. Они с Кларисси разыграли целый спектакль. Лавинья сделала вид, что она потеряла память и ничего не знает о своей жизни. Она назвалась Инес, заявив, что это – все, что она о себе помнит. Кларисси же вызвалась защищать ее как адвокат, солгав, что она случайно встретилась с этой девушкой.

Они разыграли сцену якобы случайного знакомства с Валдомиру, сделав все, чтобы у него возникло желание помочь неизвестной красавице Инес. Он поселил ее в своем доме, стал с ней общаться и в результате безумно влюбился. И предложил ей выйти за него замуж. Но, как спланировала Кларисси, именно на пике его любви и доверия Инес должна была исчезнуть, прихватив с собой бриллианты – часть его состояния. Его должны были мучить сомнения, он должен был страдать, не понимая, что случилось, подозревать предательство, и потом на него как гром с ясного неба обрушилось известие, что Инес умерла. Это тоже было подстроено. Валдомиру должен был пережить ее потерю и страдать так, как страдала когда-то мать Кларисси, которую бросил он, взяв у нее деньги в придачу. Он должен был заплатить за все страдания Белмиры Рибейра и ее дочери. А сама Кларисси в тот момент скрылась и пережидала в другом месте с бриллиантами, которые отдала ей Лавинья.
Но она не собиралась их продавать. Она хотела вернуть их, бросить ему в лицо. Ей нужны были не деньги, она хотела лишь отомстить. И она, как только ее задержали, сама открыла правду Валдомиру, рассказав ему все.

В характере героини интереснейшим образом сочетались злость, проницательность, умение манипулировать окружающими и давать им точные оценки, способности стратега, едкое чувство юмора, и в то же время – мягкость, доброта, сочувствие к простым людям, которых она защищала как адвокат. Из всех дочерей Валдомиру его незаконная дочь Кларисси на самом деле была больше всех похожа на него. У нее была деловая хватка, способности к тому, чтобы стать его преемницей на предприятии, она была лишена высокомерия и классовой неприязни к беднякам, напротив, она собиралась посвятить свою жизнь тому, чтобы стать их защитницей.

Актриса внесла столько красок в эту роль, что в разных сценах сериала кажется, что это разные героини. В сценах с Лавиньей и бандитом, которые пытались на нее надавить и заставить отдать бриллианты, - хладнокровие, сила духа, незаурядная выдержка. В сценах с узнавшим правду отцом – жесткость, безжалостность, издевка… и тут же – стыд, начало раскаяния, ощущение, что она сделала поспешные выводы, и Валдомиру не так виновен, как представлялось им с матерью. В сценах с Марией Режиной, смотревшей на нее свысока, - ирония, почти детская веселость. Кларисси настолько смешила мания величия Марии Режины, что ей доставляло удовольствие наблюдать за ней и откровенно смеяться ей в лицо. В сценах с ее другом Клаудиу – теплота, доверие, радость от общения с лучшим другом. В сценах с Аделмо – нежность, настоящее чувство, глубокое страдание оттого, что она жертвует их взаимной любовью ради своего плана мести.

Сцены Кларисси и Аделмо были одними из самых интересных, ярких и трогательных в сериале. Их сюжетная линия и актерский дуэт были очень запоминающимися и неизбитыми, незаштампованными, в этой линии была своя свежесть. К сожалению, этот дуэт был недолог. Героиню Патрисии Франца убили. Но Аделмо и встречаясь потом с Марией Режиной, вспоминал Кларисси до конца сериала.

После такой интеллектуальной роли «адвокатши цвета жамбо», как ее называли в сериале, для которой актриса подошла идеально по своей актерской палитре, зрители увидели Патрисию Франца в одной из серий мининовеллы «В мире женщин». Ей досталась роль матери, потерявшей ребенка. Она на редкость убедительно сыграла роль темной необразованной женщины, но страстно любящей матери.

Очень хотелось бы, чтобы знакомство с этой бразильской актрисой продолжилось.


Рецензии