IX-10. Работа на котловане
"Дружба с казахом. Дружба с Ибрагимом.
Драка с вором".
Это был последний этап пребывания отца на тяжёлой работе. Бригада копала котлован под какое-то здание или сооружение. Прошу не забывать, что речь идёт о вечной мерзлоте, даже летом приходилось работать ломом, киркой, долбить промёрзшую насквозь, ледовитую землю.
«Казах» и «Ибрагим» - возможно, одно и то же лицо, слово дружба могло быть повторено ошибочно. Не тот ли это Ибрагим Балтануков (Балтанунов? Балтинунов? - запись не вполне разборчива), который был упомянут выше... Во всяком случае, очень характерно, что дружба ломала межнациональные перегородки даже в сталинском лагере, что шла она рядом с враждой... Драка с вором возникла прямо в котловане – вор, за что-то придравшись, назвал отца «жидовской мордой», дрались лопатами. слава Богу, их развели.
Следующая запись подводит итог пребыванию на «общих работах»:
"Устроиться не на физ<ической> работе не
мог из-за нац<ионально>сти, из-за нежелания
и неумения подмазать.
Но ввели денежную оплату: это первый сдвиг
в положении общем. Потребовались люди..."
Запись чрезвычайно интересная: она фиксирует тот факт, что сталинская система подневольного труда ещё при жизни её вдохновителя и создателя потеряла способность существовать без реформ, без введения хотя бы суррогата товарно-денежных отношений.
Зэки в возрасте отца (около 50 лет), если имели хоть какую-то интеллектуальную специальность, стремились убежать от мороза и пурги, от непосильных нагрузов каторжного, неоплачиваемого труда в любую возможную конторскую щель.
Но если это был еврей, то такое намерение чаще всего относили на счёт его национальных особенностей («не хочет вкалывать!») – причём так думали и заключённые, и начальники: уж в этом-то они были едины! И те и другие, если не могли препятствовать, то и не старались способствовать исполнению таких планов.
Конечно, немало евреев (как и неевреев) устраивалось на такие должности. Возможно, евреев (в процентном отношении к общему числу лиц своей национальности) было больше: 4000-летняя «книжность» выработала у них всеобщее почтение к умственному труду – и вот, между прочим, один из «секретов» того, что после Октября, отменившего и «процентную норму» и все другие многочисленные национальные ущемления, в первую очередь касавшиеся евреев, именно они, как изголодавшиеся – на еду, набросились на науки и стали их «грызть и глотать» - между прочим, не без великой пользы для всех народов.
Разумеется, не только евреи! Но именно о них Ленин писал как о самом угнетённом народе царской России. И приводил цифры: количества правовых лишений, выпавших на их долю, не знал ни один из народов страны-тюрьмы.
Вот в чём (а вовсе не в мифическом «презрении к физическому труду», якобы воспитанном Ветхим Заветом) состоит подлинная причина популярности умственного труда в еврейской среде. Между прочим, Ветхий Завет входит в канон и христианской религии, отчего же Господне проклятие: «В поте лица будете возделывать хлеб свой» - не оказало такое же действие (какое, якобы, оказало на евреев) и на христианские народы?
Евреи страшатся «пота лица» ничуть не больше, чем любые другие народы мира. Там. где господствующая нация не поставила перед ними преграды для определённых занятий, массы евреев заняты в течение столетий преимущественно физическим трудом: греческие евреи – садоводством, горские и грузинские евреи – овцеводством, и т. д.
Но на большей части территории Европы в течение столетий евреям не разрешалось владеть землёй, были закрыты перед ними и многие другие виды деятельности. Оставлены лишь наименее почтенные, - среди них торговля, ремесло, ростовщичество. Мудрено ли, что если евреи преуспели на каком-либо поприще, тог именно на том, которое им было предоставлено.
При этом оказалось, что в роли торгашей и процентщиков они вызывают раздражение, презрение и ненависть народов. среди которых живут. Но могло ли быть иначе? Это обстоятельство подпитывало традиционную религиозную юдофобию, заложенную в евангельской притче о распятии Христа. Игнорируя то обстоятельство, что Христос и сам был евреем и что евреями написано Евангелие, поколения христиан веками лелеяли в себе ненависть и презрение к «народу иуд», «лицемеров», «корыстолюбцев», «христопродавцев». В новейшее время ко всем этим ярлыкам присоединили представление о евреях как о «чистоплюях», «интеллигопах», которые непрочь поездить верхом «на нашем русском Иване». При этом начисто игнорируется тот факт, что ещё два поколения назад подавляющее большинство русских евреев занималось, в той или иной разновидности, именно физическим трудом. Речь обо всех этих кузнецах и балагулах, жестянщиках и кровельщиках, шорниках, портных и сапожниках, составлявших огромную часть населения еврейской «черты». О моём деде – рабочем на дрожжевом заводе в Житомире. О моей бабке – горемыке-подёнщице, которая обстирывала и русских, украинских, и «своих», еврейских хозяев.
Как сто лет назад «благородное» негодование погромщиков было направлено против «еврейского засилья» в ссудном капитале и промышленности, так на пороге 80-х – 90-х годов ХХ века неофашисты и русопятская «Память» возмущены «засильем 0,68 процента населения» в науке, культуре и чуть ли не в политическом руководстве (хотя усилием последнего поколения коммунистических вождей уж из этой-то области представители данного процента были давно удалены - не правда ли, что последним из «могикан» в высшем хозяйственно-политическом руководстве был В. Э. Дымшиц ...
Комментируя строки отца о том, что существенно сократило ему жизнь (а в том, что год на общих работах был губительным для здоровья пожилого, больного, истощённого человека, сомнения нет), я не мог обойтись без столь пространного отступления. Вернёмся теперь к дальнейшим событиям его жизни.
Конечно, немало людей устраивалось на должности, которые на лагерном жаргоне назывались «придурочными». Но за это, чаще всего, приходилось платить: содержанием посылки, какой-нибудь вещью, услугами либо пайкой. а нередко и совестью: например, можно было стать «стукачом», за это начальство определит тебя на тёплое местечко.
Но всё это надо было уметь и хотеть делать. А он и не умел, и не хотел. И, конечно, умер бы гораздо раньше, чем это случилось, если бы в 1952 году не произошла действительно эпохальная реформа в ГУЛаге: заключённым стали платить зарплату!
До того времени труд был полностью рабским. Раб-зэк работал «за пайку». не выработаешь норму – не получишь пайка в полном размере. А норма выработки была непомерно высокая. Поэтому, не желая гробиться, зэки всячески манкировали работой, создавая различные приписки. Когда такой возможности не было – ну, уж тут ничего не поделаешь: гробились... Всё это описано Солженицыным.
Такая система могла устраивать рабовладельцев древности, но в двадцатом веке оказалась совершенно негодной. Введение денежной оплаты явилось попыткой создать материальную заинтересованность, а значит – повысить производительность труда. Естественно, понадобилось создать подразделения плановые, нормировочные, бухгалтерские и т. д. Без квалифицированных учётчиков, расчётчиков, счетоводов, бухгалтеров, плановиков-экономистов обойтись было невозможно. «Потребовались люди», то есть специалисты. И среди них – наш отец.
Далее читать "IX-11. Работа в бухгалтерии" http://proza.ru/2011/06/21/1744
Свидетельство о публикации №211062101730