Театральный метод как один из видов арт-терапии

Театральная лаборатория.


Основная масса тренингов арт-терапии служит для снятия психологических и физических зажимов, комплексов, индивидуального творческого развития. В начале работы процесс напоминает игру в искусство. Для занятий не требуется умение играть на сцене, наоборот, любые навыки, могут лишь помешать работе, потому что задают стандарты. Здесь все – «новички». И если кто-то из участников занимался ранее каким-то видом творчества, то лучше на время забыть то, чему его учили. Импровизационное творчество, то, что рождается здесь и сейчас, служит наиглавнейшим инструментом для развития и раскрепощения, обнаруживают подавленные таланты и нереализованные мечты; человек видит в своем творчестве отражение своей индивидуальности и делает выводы о том, кто он есть на самом деле. Это пространство для экспериментов и проб: здесь нет понятия правильно и неправильно, красиво и некрасиво. В этот момент ценно все, что происходит. Каждый человек творит так, как он может, а главное, как он хочет. Чем быстрее ему удается расслабиться и стать независимым от оценок, тем быстрее он почувствует, что игра в искусство превратилась сама в искусство, и все, что он создает действительно прекрасно, необычно и ценно. В первую очередь для него самого!

Суть методик арт-терапии сводится к индивидуальному или групповому созданию некоего художественного образа. Театральный метод, в этом случае, своей целью ставит создание пантомимы, драматического действия, танцевального отрывка.

Театр – искусство коллективное. Для создания любой театральной лаборатории необходимы особые, доверительные и открытые, отношения между участниками коллектива. Основным социальным моментом этого метода является взаимопонимание. Оно возникает в связи с совместной работой над решением (пусть и в условно-игровой форме) проблем других участников коллектива или же проблем, отраженных в художественном произведении (в этом случае нередко действует метод проекции – перенесения собственных внутренних конфликтов на героя). Посредством театра возможно актуализировать не только личные, но и риторические проблемы, касающиеся каждого.

Театральный метод позволяет использовать литературные и драматургические произведения для постановки тех или иных сценических произведений или же делать акцент на импровизационности процесса, уделяя большее внимание тем проблемам, которыми озабочены участники группы, и разыгрывать конкретные жизненные ситуации. Изначально происходит выявление таких жизненных ситуаций. Большая часть из них выявляется самостоятельно в заданиях типа «этюд на тему...»: занимающиеся самостоятельно разыгрывают истории по своим же собственным сценариям. Нередко в такие моменты выходят наружу важные жизненные проблемы. Освобождение от них, их решение происходит постепенно путем сценического воплощения, во-первых, и, во-вторых, путем изменения предлагаемых обстоятельств, что в свою очередь, является одним из основополагающих моментов методики К.С. Станиславского.

Знакомство участников группы между собой является важным этапом начала театральной терапии. Важно, чтобы постоянно происходило добровольное и искреннее обсуждение возникающих проблем, работы в группе, ощущений и сомнений, рождающихся во время занятий. В связи с этим не только начальная, но и завершающая части занятия, должны носить характер групповой терапии (условное определение). В этом хорошо могут помочь тренинги, используемые для подготовки актеров: тренинги на чувство партнера, на развитие внимание на снятие телесных зажимов. Немаловажно, например, ведение «актерского дневника», который заполняется, как дома, так и в конце занятия: участники пытаются зафиксировать план прошедшего занятия, последовательность работы, а так же то, что у них получилось, с чем возникли трудности. Ведение дневника позволяет концентрировать внимание (немалые сложности возникают с письменным воспроизведением того, что происходило на занятии), приучает к самодисциплине и самоанализу, дает возможность отслеживать собственное развитие, обращать внимание на находки, открытия, фиксировать возникающие вопросы, чтобы впоследствии их задать. Профессиональные актеры нередко записывают в актерские дневники собственные наблюдения за реальной жизнью, людьми, за собой – все это неоценимая часть материала, который возможно использовать при создании того или иного сценического образа. В случае терапевтического театрального подхода дневник занимающегося может быть использован так же во время его сценических опытов.

Особое внимание стоит уделить разминке в начале и заключительной части занятия. Кроме «открытого разговора» между участниками группы, групповой терапии, с постоянной регулярностью необходимо проводить телесно-ориентированные тренинги: участник занятия должен начинать прислушиваться к собственному телу, не бояться его, принимать движения тела, не чувствовать парализующей скованности во время танца, движения. Для этого наилучшим образом подходят тренинги с элементами танцевально-двигательной терапии. Индивидуальный и парный танец под музыку, сочинение собственных движений, основы контактной импровизации (хореографическая техника, применяемая в современном танцевальном искусстве) – все это, как нельзя лучше, обеспечивает телесную свободу на площадке и в последствие в жизни.

Ежедневные занятия драматических актеров включают в себя тренинг, направленный на развитие психофизического аппарата. Определенные занятия подобного плана также необходимо регулярно проводить в группе. Например, предложено вспомнить свои чувства, например, во время ссоры с мамой, когда вам было пять лет, вспомнить и сочинить на эту тему этюд (сценку). Важно использование «ПФД» (психофизическое действие) – работа с воображаемыми предметами и сопровождающие их чувства, ощущения (лимон – кислый, шоколад – сладкий и т.д.). Занятия ПФД так же включают в себя работу с физическими ощущениями: я вспоминаю, что значит холод, жара, что значит, больно, что значит радостно (зима – холодно, дождь – мокро и так далее). Тренинги, развивающие психофизический аппарат, так же дают возможность стимулировать экстравертный тип мышления, наиболее безопасный для нервной системы, важный для налаживания социальной жизни и адаптации человека.

Не стоит ограничивать работу в группе исключительно сценическими тренингами, важно, что участники группы могут делиться на занятиях своими фото/видео работами, приносить найденные или сочиненные художественные произведения, собственные зарисовки и так далее. Все это стимулирует индивидуальное творческое развитие человека, а так же коллективную работу в театральной лаборатории. При работе с ролью профессиональный актер первое время работает так называемым этюдным методом (система русской школы переживания, основатель – К.С.Станиславский): он ищет характер персонажа, размышляет над его внешностью, движением и пластикой, привычками – психологией, придумывает события его прошлой жизни, что-то постоянно пробует и импровизирует. Этюды – сценки на любую тему с любым сюжетом, в которых живет и действует персонаж (но сюжеты сценки могут абсолютно не соответствовать театральной инсценировке). В этом случае очень помогают все предметы, которые, по мнению актера, как-то связаны с жизнью его героя, музыка, фотографии, книги. Все это может быть, как найдено и заимствованно, так и придумано самостоятельно. Именно на самостоятельности выдумок стоит сделать акцент в работе с группой. Всевозможные «сопроводительные» художественные находки обогатят опыт работы над ролью, привнесут большую обстоятельность и глубину творчеству участника группы, ускорят его путь к себе.

В заключение, хотелось бы отметить, что исследователи, занимающиеся терапией искусством, отмечают, что важен сам процесс и те особенности, которые конечный продукт творчества помогает обнаружить в психической жизни творца.


Рецензии