Документальное искусство Вся правда о нашей жизни

Мгновенно оказаться на всем земном шаре, единожды - и во всех странах, стать пищинкой, растворенной в жизненных событиях и катаклизмах, будто картина Эдварда Мунка «Крик» навсегда стала отображением нашего прошлого, настоящего и неумолимо надвигающегося, «кричащего» будущего. Во все эти события оказывается брошен любопытный зритель, заглянувший на выставку лучших работ фотожурналистов, собранных со всего мира.

Альтернативой художественным выставкам живописи стала выставка журналистских фотографий World Press Photo 2010, в организации которой помог культурный центр Лофт Проект Этажи. Международная премия в области фотожурналистики проходит ежегодно с 1955 года в Амстердаме. Сразу же после оглашения победителей в различных номинациях выставка начинает свое кругосветное путешествие по множеству стран и континентов. За последние годы число городов, в которых она была представлена, лишь увеличивалось. World Press Photo 2010 демонстрировалась в Москве, а затем была перевезена в Петербург. Для тех, кто впервые попадает на выставку и не имеет представления о ее многогранности, смешение различных тематик может стать неожиданностью. Жюри определяет победителей в различных номинациях: «Новости с места событий», «Общие новости», «Люди в новостях», «Спортивные состязания», «Спорт», «Актуальные темы», «Повседневность», «Портреты», «Искусство и развлечения», «Природа».

Как говорят организаторы международной премии, все отобранные работы фоторедакторов, фотокорреспондентов и даже любителей (их вклад за последние годы становится все более явным) – это особый род видеохроники, фотохроники, запечатлевающей основные события года, документы, занимающие особое место на полках истории. Для зрителя документальность увиденного может стать потрясением – столь мощным эмоциональным эффектом обладают снимки, со всех сторон рассказывающие, нарочито демонстрирующие нашу общую жизнь. Здесь и сейчас.

Ночной Иран, крыши домов и одиноко обнимающаяся пара  - это цикл снимков победителя, итальянского фотографа Пьетро Мастурцо, рассказывающего о том, как после выборов в Иране люди поднимались на крыши домов и кричали во весь голос о фальсификации и своем несогласии с результатами. Загнанные в угол они так подавали свои голоса, выражая негодование, готовые противостоять. Но противостояние приводит к смерти. Оказывается, практически всегда – об этом фотографии других фотографов, запечатлевших убийства молодых людей во время беспорядков в Аргентине, Африке, Иране. Мятая  кофта «кенгурушка», нижнее белье с надписью «SEX», выглядывающее из-под стянутых по моде джинс. Более чем буднично, не правда ли? А вот сейчас этот молодой парень, тинэйджер, лежит в луже собственно крови.

В какой-то момент может показаться, что все это так далеко – разборки в латиноамериканских кварталах, африканские голодающие дети с гигансткими распухшими животами и тонюсенькими ручками и ножками. Но взгляд падает на снимки, запечатлевшие день присяги и клятвы Барака Обамы. Уже ближе, чуть более знакомо. Черно-белые фотографии, на которых стоит высокий статный чернокожий человек в длинном элегантном пальто. Его глаза закрыты, губы сомкнуты, лицо обращено вверх, к небу. На заднем плане бесконечное количество людей, единой массы. И  невольно что-то зловещее чудится в этих сценах избрания вождя, его клятвы, закрытых глазах и статичной возвеличивающейся фигуре.  Эти снимки граничат с изображениями американского фотокорреспондента Ожена Ричардса, занявшего также первое место в номинации «Актуальные темы». Его фотография американского солдата, вернувшегося после войны в Иране и потерявшего 40 процентов головного мозга, производит немалое впечатление. Пожилая женщина, обхватившая мужчину, с любовью и состраданием помогает ему подняться с койки. Это мать этого человека, теперь она вынуждена ухаживать за своим сыном всю оставшуюся жизнь. А рядом снимки других американских фотографов, на которых парень в маленькой бедной комнате, сидящий на диване вместе со старушкой, с надеждой смотрит в окно; комментарий к снимку: такой-то, вернувшийся из Ирана, живет со своей старой матерью в маленьком доме, в таком-то штате, после возвращения с войны страдает приступами паники. А еще рядом население Зимбабвы, стайка людей, словно хищники стянувшиеся на запах падали, окружившие тушу умершего слона – через несколько дней от животного не останется даже костей. В Зимбабве только по официальной статистике голодает больше 60 процентов населения и убийства слонов для них стало определенной закономерностью.

Лаура Пэннек запечатлела молодого актера, переболевшего в свое время онорексией из-за драматических и тяжелых любовных отношений. Теперь прошло много лет, но повзрослевший мужчина, сидящий на кровати, тоскливо смотрит куда-то в пространство, а комментарий к фотографии рассказывает нам, что болезнь осталась где-то на задворках его сознания. Анни Ван Гемерт из Нидерландов заслуженно получила второе место, представив жюри серию фотографий из своей коллекции «Мальчики и девочки». Основная идея – найденная фотографом закономерность в том, что чаще всего до 12-14 лет большинство детей и подростков «бесполы». По ним невозможно сказать мальчики это или девочки. В качестве основного примера была использована история одной девушки, родившейся мальчиком, названного мужским именем, но всю свою жизнь страшно желающая стать девушкой. По достижению 18-летнего возраста ей должна будет сделана операция по смене пола. И эти мальчики и девочки соседствуют с милым и жизнерадостным Адрианом, 13-летним аутистом с фотографий Гихана Тубеха из Перу.

Снова контраст – сильная фотография Зеда Нильсона, английского фотографа, под названием «Люби меня»: двадцати двух летний Кристофер нарциссически завороженно смотрит на свое полуобнаженное отражением в зеркале, недавно он вернулся после процедуры депиляции волос на груди. Кристофер, как ни странно, до абсурда гармоничен в когорте всех остальных персонажей. Он – гипертрофированный тип сознания современного мужчины, или полумужчины...или женщины? Здесь все не на своем месте, все – сплошная гипербола. Только весь ужас в минуту глубокого понимания состоит в том, что это наша реальность. Герой Мунка приближается, неумолимо надвигаясь на нас, крича, призывно пугая, предупреждая. И вновь оставаясь незамеченным!


Рецензии