Документальное искусство Вся правда о нашей жизни
Альтернативой художественным выставкам живописи стала выставка журналистских фотографий World Press Photo 2010, в организации которой помог культурный центр Лофт Проект Этажи. Международная премия в области фотожурналистики проходит ежегодно с 1955 года в Амстердаме. Сразу же после оглашения победителей в различных номинациях выставка начинает свое кругосветное путешествие по множеству стран и континентов. За последние годы число городов, в которых она была представлена, лишь увеличивалось. World Press Photo 2010 демонстрировалась в Москве, а затем была перевезена в Петербург. Для тех, кто впервые попадает на выставку и не имеет представления о ее многогранности, смешение различных тематик может стать неожиданностью. Жюри определяет победителей в различных номинациях: «Новости с места событий», «Общие новости», «Люди в новостях», «Спортивные состязания», «Спорт», «Актуальные темы», «Повседневность», «Портреты», «Искусство и развлечения», «Природа».
Как говорят организаторы международной премии, все отобранные работы фоторедакторов, фотокорреспондентов и даже любителей (их вклад за последние годы становится все более явным) – это особый род видеохроники, фотохроники, запечатлевающей основные события года, документы, занимающие особое место на полках истории. Для зрителя документальность увиденного может стать потрясением – столь мощным эмоциональным эффектом обладают снимки, со всех сторон рассказывающие, нарочито демонстрирующие нашу общую жизнь. Здесь и сейчас.
Ночной Иран, крыши домов и одиноко обнимающаяся пара - это цикл снимков победителя, итальянского фотографа Пьетро Мастурцо, рассказывающего о том, как после выборов в Иране люди поднимались на крыши домов и кричали во весь голос о фальсификации и своем несогласии с результатами. Загнанные в угол они так подавали свои голоса, выражая негодование, готовые противостоять. Но противостояние приводит к смерти. Оказывается, практически всегда – об этом фотографии других фотографов, запечатлевших убийства молодых людей во время беспорядков в Аргентине, Африке, Иране. Мятая кофта «кенгурушка», нижнее белье с надписью «SEX», выглядывающее из-под стянутых по моде джинс. Более чем буднично, не правда ли? А вот сейчас этот молодой парень, тинэйджер, лежит в луже собственно крови.
В какой-то момент может показаться, что все это так далеко – разборки в латиноамериканских кварталах, африканские голодающие дети с гигансткими распухшими животами и тонюсенькими ручками и ножками. Но взгляд падает на снимки, запечатлевшие день присяги и клятвы Барака Обамы. Уже ближе, чуть более знакомо. Черно-белые фотографии, на которых стоит высокий статный чернокожий человек в длинном элегантном пальто. Его глаза закрыты, губы сомкнуты, лицо обращено вверх, к небу. На заднем плане бесконечное количество людей, единой массы. И невольно что-то зловещее чудится в этих сценах избрания вождя, его клятвы, закрытых глазах и статичной возвеличивающейся фигуре. Эти снимки граничат с изображениями американского фотокорреспондента Ожена Ричардса, занявшего также первое место в номинации «Актуальные темы». Его фотография американского солдата, вернувшегося после войны в Иране и потерявшего 40 процентов головного мозга, производит немалое впечатление. Пожилая женщина, обхватившая мужчину, с любовью и состраданием помогает ему подняться с койки. Это мать этого человека, теперь она вынуждена ухаживать за своим сыном всю оставшуюся жизнь. А рядом снимки других американских фотографов, на которых парень в маленькой бедной комнате, сидящий на диване вместе со старушкой, с надеждой смотрит в окно; комментарий к снимку: такой-то, вернувшийся из Ирана, живет со своей старой матерью в маленьком доме, в таком-то штате, после возвращения с войны страдает приступами паники. А еще рядом население Зимбабвы, стайка людей, словно хищники стянувшиеся на запах падали, окружившие тушу умершего слона – через несколько дней от животного не останется даже костей. В Зимбабве только по официальной статистике голодает больше 60 процентов населения и убийства слонов для них стало определенной закономерностью.
Лаура Пэннек запечатлела молодого актера, переболевшего в свое время онорексией из-за драматических и тяжелых любовных отношений. Теперь прошло много лет, но повзрослевший мужчина, сидящий на кровати, тоскливо смотрит куда-то в пространство, а комментарий к фотографии рассказывает нам, что болезнь осталась где-то на задворках его сознания. Анни Ван Гемерт из Нидерландов заслуженно получила второе место, представив жюри серию фотографий из своей коллекции «Мальчики и девочки». Основная идея – найденная фотографом закономерность в том, что чаще всего до 12-14 лет большинство детей и подростков «бесполы». По ним невозможно сказать мальчики это или девочки. В качестве основного примера была использована история одной девушки, родившейся мальчиком, названного мужским именем, но всю свою жизнь страшно желающая стать девушкой. По достижению 18-летнего возраста ей должна будет сделана операция по смене пола. И эти мальчики и девочки соседствуют с милым и жизнерадостным Адрианом, 13-летним аутистом с фотографий Гихана Тубеха из Перу.
Снова контраст – сильная фотография Зеда Нильсона, английского фотографа, под названием «Люби меня»: двадцати двух летний Кристофер нарциссически завороженно смотрит на свое полуобнаженное отражением в зеркале, недавно он вернулся после процедуры депиляции волос на груди. Кристофер, как ни странно, до абсурда гармоничен в когорте всех остальных персонажей. Он – гипертрофированный тип сознания современного мужчины, или полумужчины...или женщины? Здесь все не на своем месте, все – сплошная гипербола. Только весь ужас в минуту глубокого понимания состоит в том, что это наша реальность. Герой Мунка приближается, неумолимо надвигаясь на нас, крича, призывно пугая, предупреждая. И вновь оставаясь незамеченным!
Свидетельство о публикации №211062101746