Лагерный Кроха

            Это было в 1943 году. Осуждённый по статье 58-1г* Михаил Жаров отбывал срок в Котласе Архангельской области. Разговорившись как-то с Николаем, узнал, что тот тоже попал в лагерь по недоразумению: обвинён в предательстве после побега из фашистского плена. В Подмосковье у Николая семья, сынишке скоро должно исполниться  4 года. Только неизвестно, жив ли – слабеньким родился, часто болел. 
        - А давай твоему Вовке книжку сделаем! С картинками, - неожиданно предложил Жаров.               

                До войны Михаил работал художником  по костюмам в одном из московских театров. В лагере ему иногда поручали рисовать плакаты к праздникам, а однажды, когда приезжало начальство, Михаил оформлял сцену для выступления участников самодеятельности. Но хотелось настоящей работы, для души. И вдруг эта внезапная мысль – сделать детскую книжку. Конечно, никто не разрешит, а если увидят – не поздоровится. Однако идея уже не отпускала. Постепенно она обрастала всё более конкретными деталями. Это будет его любимый Маяковский: «Крошка сын к отцу пришёл, и спросила кроха…». Как всё просто и понятно в этих стихах! Взрослым бы разобраться, «что такое хорошо и что такое плохо». Да, видно, и сам  поэт  в этом запутался.

               Формат книжки и рисунки Михаил решил сделать наподобие «Советской азбуки» Маяковского, которую иллюстрировал сам автор. Именно такую плотную желтоватую бумагу художнику выдавали для плакатов. И он стал прятать обрезки этой бумаги. «Чернильницы-непроливашки» Михаил делал из хлебного мякиша, глины и киселя, в который повара  добавляли казеиновый клей. Для изготовления «чернил» разбавлял щепотки земли баландой. Вместо ручек и карандашей, использовал щепки, которые удавалось заточить, когда поручали работу на шлифовальном станке. Оставлять «чернильницу» с остатками «чернил» было нельзя: могли найти. Поэтому каждый раз после работы съедал её, совмещая, таким образом, «приятное с полезным» - и вещдок был уничтожен, и позаимствованная часть пайки возвращалась по назначению. Для получения разных оттенков серого и коричневого Михаил подбирал подходящую по цвету  землю, добавляя в раствор щепотки песка и растёртую в порошок глину. Зелёную краску пытался сделать из травы и листьев, но не получилось, так и пришлось раскрасить кроны деревьев коричневым цветом. Зато следы красной и жёлтой краски, специально оставленные им на руках после рисования плакатов, стали настоящим сокровищем: размазанные пальцами по картинкам, они напоминали акварель, и в рисунках всё больше чувствовалась рука художника.

               Даже те, кто поначалу скептически отнёсся к идее Жарова, стали помогать ему: кто кусочком хлеба, кто заточенной щепочкой, а кто и просто советом. Люди-то были с творческой жилкой: профессор Московского Университета  Гурген Улабобян, солист Большого театра Анатолий Смирнов, да и Николай, хоть и не имел тогда учёной степени,  был до войны рационализатором и не последним человеком в своей области – гидравлике.
               Как ни удивительно, Михаилу удалось не только скрыть от лагерного начальства изготовление книжки, но и передать её на волю, и к ребёнку она попала.

               Вот уже несколько лет, как не стало тех, кто был причастен к этому уникальному изданию тиражом  в один экземпляр. А книжка сохранилась и стала семейной реликвией.


   * Статья 58-1г. Недонесение о военных изменниках: лишение свободы на 10 лет.
      Жаров не донёс на соседа, который использовал для  тушения возникшего на кухне
      пожара портрет одного из военачальников.


Рецензии
На это произведение написаны 24 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.